"Пенумбра. Темный мир"

Название игры в оригинале: Penumbra: Overture - Episode One
Жанр: horror/adventure
Разработчик: Frictional Games
Издатель/в СНГ: Lexicon Entertainment/"Новый диск"
Похожие игры: Myst 4: Revelation, Call of Cthulhu: Dark Corners of the Earth, Scratches
Системные требования: CPU 1.5 GHz, 512 Mb RAM, video 64 Mb, free space 800 Mb
Оценка: 7

После того, как технологическое демо Penumbra было показано миру, офис компании Frictional Games подвергся волнообразному потоку предложений от игроков - почему бы вам, ребята, не попробовать свои силы в "большой" игре? Так появилась на свет Penumbra: Overture, хоррор-адвенчура нового толка с совершенно иной механикой игры. Одним проектом разработчики решили не ограничиваться и пообещали трилогию.


Тесно и страшно

На первый взгляд, Penumbra: Overture ничем не отличается от своих товарок по жанру: классический вид от первого лица, а-ля Myst; безразмерный инвентарь главного героя; поиск ключей для комнат и прочая. Но уже через пару минут общения с местным геймплеем все принципы и законы, по которым мы привыкли играть, переворачиваются вверх тормашками и заставляют, как минимум, заново переучиваться.

Но сначала о сюжете, который поклонникам творчества Говарда Лавкрафта может показаться высосанным из пальца и лишенным оригинальности. Молодой человек, пребывающий на похоронах своей матери, получает таинственное письмо от давно умершего отца. Папа за что-то просит прощения, говорит об ужасной ошибке, загадочном месте в Гренландии и умоляет ни в коем случае не пускаться по его стопам. Естественно, наш протагонист поступает с точностью до наоборот, и уже через пару минут мы обнаруживаем себя на корабле, курсирующем к берегам северной страны. Померзнув на морозе, герой находит скрытый вход в пещеру, которая на поверку оказывается давным-давно заброшенным бункером эпохи Второй мировой. Впрочем, не станем лишать вас открытий и заслуженной порции удовольствия - местечко вовсе не такое безобидное, как могло показаться на первый взгляд.

 

Penumbra - одна из самых атмосферных адвенчур, рассмотренных нами за последний год-два. Причем способы создания этой самой атмосферы не подходят ни под один из существующих штампов. Монстры, выскакивающие из-за угла в самый неожиданный момент? Окститесь и оставьте это для Resident Evil. Шорохи и непонятные звуки? Отчасти да, но парням из Frictional Games удалось утереть нос даже Scratches, созданной на коленке игре, в которой звук стал венцом эволюции. Саунд "Пенумбры" отличается исключительной реалистичностью и омерзительностью. Вы можете представить, какой звук издают червяки и пауки, ползающие по мокрым стенам? А что доносится до барабанных перепонок при скольжении полуразложившегося тела по деревянному полу? Здесь вы узнаете, что такое истинная сила звука.

Окончательному формированию чувства депрессии и безысходности способствуют и локации, которые не представляют практически никакой ценности с точки зрения дизайна, но поразительно давят на психику, заставляют чуть ли не подкожно воспринимать все ужасы проклятого места. По мере прохождения вам не раз встретятся совершенно узкие тоннели и спуски - так можно и клаустрофобией заболеть.


Борьба с собой

Головоломки Penumbra, в целом, несложные, решаются практически сразу и не заставляют долго топтаться на одном месте. Эта заслуга адресуется вовсе не штатным сценаристам студии, а совершенно инновационному геймплею. Во-первых, управляемый герой не перемещается по статичным локациям, а по-настоящему ходит, передвигается и может даже прыгать. Во-вторых, любой физический объект можно "потрогать" и подержать в руках. Иными словами, "Пенумбра" предлагает реалистичную физику - любую бутылку, деревяшку можно рассмотреть со всех сторон, а затем швырнуть куда подальше. Красота и зрелищность - второстепенны, куда важнее, что на "физике" завязано большинство местных паззлов.

Например, для того, чтобы добраться до заколоченного досками хода, нужно оттолкнуть тяжелый шкаф, взять в руки молоток и, подсвечивая себе фонариком, расколоть на щепки подгнившее дерево. Все механические действия выполняются "вручную" - для того, чтобы открутить какой-нибудь вентиль, нужно, натурально, елозить мышью по столу.

Экшен вышел довольно снулый и заставляет задуматься о целесообразности его появления. Так как Penumbra: Overture - чистой воды indie-проект, рассчитывать на высокополигональные модели оппонентов не приходилось. "Наводить" страх были отправлены собаки, пауки и огромных размеров червь. Но ужаснуться заставляет вовсе не их внешний вид, а повадки, которые иначе как бездумными не назовешь. Обделенные искусственным разумом твари ведут себя непредсказуемо, отправляют на тот свет буквально с пары ударов и имеют нехорошую привычку застревать в углах. По идее, разработчики хотели, чтобы мы "поиграли" в стелс, изучали маршруты исчадий зла и незаметно прокрадывались мимо них. На деле все получилось куда печальнее. Из оружия - только колюще-режущий инвентарь какого-нибудь горняка. Обороняться практически не выходит, так как пока происходит замах киркой, враг успевает несколько раз оббежать главного героя и укусить за все филейные места. Единственной отдушиной становится побег от гигантского червя-переростка - каждому из нас хотя бы раз снился похожий сон, поэтому сопереживание герою в этом эпизоде достигает каких-то заоблачных высот.

В названии локализации, за которую отдельное "спасибо" компании "Новый диск" (на Западе игра распространяется только цифровым способом), скрыта графическая сущность адвенчуры. Преобладающий цвет "Пенумбры" - черный, что заставляет в спешном порядке зашторивать окна и выкручивать контрастность на максимум. При правильном подходе локации в буквальном смысле оживают, демонстрируют реалистичную игру света и тени. По законам жанра, батарейки фонарика кончаются с невероятной скоростью, поэтому будьте экономны и старайтесь использовать другие источники освещения.

"Эпизодичность" наложила отпечаток на Penumbra: Overture и адвенчура оказалась явно незавершенной. Начавший было увлекать сюжет обрывается на самом интересном моменте, но жаловаться на скоротечность игры было бы опрометчиво - прохождение отнимает добрых пять-семь часов. Но самое ужасное на данный момент в том, что для Frictional Games этот проект дебютный, поэтому они пока не спешат со вторым эпизодом (будем надеяться, разработчики все же поторопятся с анонсом).

В общем, о Penumbra: Overture - Episode One можем сказать следующее: адвенчура крайне интересная, с точки зрения притока свежих идей в застоявшийся жанр, но понравится далеко не каждому. Если вы любите истории в духе Лавкрафта, цените атмосферу и желаете чего-нибудь новенького, то не ошибетесь. Мы, в свою очередь, хвалим шведскую четверку разработчиков за проявленную смелость и надеемся на новые идеи. Адвенчурам они сейчас ой как нужны.

Антон БОРИСОВ

Лицензионный диск предоставлен компанией "ХИТ компани"

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

23 за 2007 год

Рубрика: 

На досуге
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!