IT-бизнес: тревоги на фоне благополучия

На первый взгляд, мировая IT-индустрия выглядит вполне благополучно: сплошь положительные цифры в квартальных отчетах, слияния и поглощения, создание новых интернет-проектов и разработка очередного "революционного" ПО. Однако не у всех настроение достаточно благостное. Уже начало "бить в колокола" авторитетное издание PC Magazine, точнее, его обозреватель Джон Дворжак. По его мнению, на фоне внешних экономических успехов "во Всемирной Сети назревает ситуация, аналогичная той, которая предшествовала краху доткомов в марте 2000 года".

Для самых молодых читателей "КВ", наверное, стоит пояснить, о чем идет речь. В 2000-м году громко лопнул пузырь так называемой "интернет-экономики" - завершился "бум доткомов". Словом "дотком" (от английского dot-com или .com) традиционно называют компанию, бизнес-модель которой основана на работе в Интернете. Доткомы очень бурно развивались в последние годы ХХ века - Интернет (точнее, WWW) тогда был очень модной технической новинкой, открывшей перед человечеством огромные возможности. Следствием всеобщего интереса к Сети стала крайне высокая активность инвесторов: начинающие интернет-компании ("стартапы") моментально получали значительные инвестиции от венчурных фондов и финансовых компаний. Но руководили молодыми IT-фирмами, как правило, вчерашние программисты, с хитростями ведения бизнеса практически не знакомые. В итоге низкая эффективность бизнес-моделей молодых интернет-компаний привела к массовому банкротству доткомов, который закончился обвалом "высокотехнологичного" индекса NASDAQ и проблемами у крупных IT-компаний. А интернет-бизнес лет на пять вышел из моды и перестал привлекать инвесторов.

Последние два-три года, как вполне справедливо отмечает Джон Дворжак, мы стали свидетелями бурного формирования новых компаний, бизнес которых основан на Web-технологиях. Да и "киты" компьютерного рынка не отстают, бодро создавая либо покупая все новые онлайновые сервисы. Один за другим появляются многочисленные клоны социальной сети MySpace и видеосервиса YouTube - и все они, опять же, без проблем получают финансирование от инвесторов. Фактически, во многом копируется ситуация 1998-1999 годов, только теперь в центре внимания находятся сервисы, действующие на принципах Web 2.0.

Впрочем, Дворжак находит и другие тревожные симптомы, на первый взгляд, неочевидные. Например, указывает на огромную распространенность в последнее время различных виджетов и панелей инструментов, стабильность работы которых, по его мнению, прямо зависит от надежности операционных систем и браузеров. Как считает Дворжак, всего лишь один недостаточно хорошо протестированный патч для ОС может привести к тому, что все эти виджеты просто перестанут работать. Приводит обозреватель и другие примеры, тоже зачастую недостаточно очевидные. А в результате приходит сам и приводит читателя к выводу: в Сети сейчас складываются условия, благоприятствующие образованию нового "мыльного пузыря", который может лопнуть в любой момент. Более того, Дворжак уже дал название спрогнозированному кризису: Bubble 2.0, по аналогии с Web 2.0.

Действительно, прогноз мрачноватый - уж чего-чего, а повторения IT-кризиса 2000 - 2001 годов хочется меньше всего. Но, как мне кажется, Джон Дворжак многих факторов не учитывает. Во-первых, сегодня число пользователей Интернета принципиально выше, чем было на исходе 90-х. Причем выше число не только простых веб-серферов, но и пользователей платных сервисов и служб, работающих по принципу adware. А это уже сформировавшийся рынок с немалыми финансовыми оборотами. Во-вторых, за последние годы сформировался масштабный рынок интернет-рекламы, впечатляющий финансовых аналитиков темпами своего роста. Ну и, наконец, такой фактор, как мобильная индустрия. На конец 90-х ее практически не существовало - фактически, мобильная индустрия в нынешних своих масштабах сформировалась за последние пять лет.

 

При этом "мобильный" и интернет-бизнес пока еще достаточно слабо связаны друг с другом, хотя и относятся к одному и тому же - высокотехнологичному - сектору мировой экономики. Но именно их слабая взаимосвязь - положительный фактор сейчас. Если кризис разразится в одном секторе, второй не только устоит, но и выступит своего рода стабилизатором для первого. Да и финансисты наверняка усвоили горькие уроки 2000-го и знают, как действовать в ситуации кризиса IT-индустрии.

Кроме того, я не стал бы игнорировать "китайский фактор". В Китае за последние годы сложились рынки - ПК, мобильный и интернет-сервисов, по масштабам уже сопоставимые с европейскими и американскими аналогами. Между тем, в экономике Китая игра идет по своим правилам, которые во многом отличаются от европейско-американских. И вполне реальным становится вариант, когда в случае, если в Америке и Европе разразится IT-кризис в духе Bubble 2.0, Китай и вся Юго-Восточная Азия плюс Индия окажутся в выигрыше.

Но пока о кризисе в IT-отрасли говорить все же преждевременно. Своего рода символом успешности индустрии высоких технологий стал опубликованный на минувшей неделе компанией Nokia финансовый отчёт за второй квартал. Главные результаты - более ста миллионов проданных по всему миру телефонов и дюжина миллиардов евро суммарного дохода. Такое количество произведенных и проданных телефонов - это больше, чем у трех ближайших конкурентов вместе взятых. Это 38% мирового рынка.

Такие успехи Nokia - результат повышенного спроса на сотовые телефоны в Азиатском регионе. Особенно впечатляющий рост продаж телефонов Nokia с начала нынешнего года наблюдался в Китае и Индии. Именно прорыв компании на эти быстрорастущие рынки поднял цены на акции Nokia до пикового за последние пять лет уровня. А аналитики из компании Strategy Analytics предвещают, что Nokia вполне в состоянии обеспечить себе порядка 40% рыночной доли уже во втором полугодии 2007. Кстати, именно такой была рыночная доля финской компании в 2003 году.

Виктор ДЕМИДОВ

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

32 за 2007 год

Рубрика: 

Brand name
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!
 

Комментарии

Аватар пользователя Читатель
http://chart.finance.yahoo.com/c/my/_/_ixic.gif

Коррекция наступит года через 2-3 (минимум). А может просто темпы роста уменьшатся.

На счет Китая и Индии - не согласен. Вы пробовали что-нибудь продать по кредитке голодающим китайцам или индусам? О каком рынке можно там вообще говорить? Может быть реально через сотовые телефоны что-то продать - ну так это отдельная тема для исследований - пожалуйста, займитесь этим и многие будут рады почитать и узнать: КАКОЙ ПРОДУКТ/СЕРВИС МОЖНО ПРОДАТЬ КИТАЙЦАМ И КАКИМИ ПЛАТЕЖНЫМИ ПРОЦЕССОРАМИ ДЛЯ ЭТОГО НУЖНО ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ?

Хотя я очень сильно сомневаюсь, что китаец купит Windows даже за 30 баксов через телефон. Они кроме железа вообще ничего не покупают. И только крэки ищут. Голодные и нищие люди присосавшиеся к буржуйским деньгам словно пиявки. А если наступит крах в штатах, то софтверная и сервисная ИТ индустрия этих азиатских стран захлопнется мгновенно.

А вот Финляндии - большой респект. Фирме Nokia искренне желаю удачи.

Аватар пользователя доктор борменталь
+5.