Изображая Атлантиду

Название игры: BioShock
Жанр: шутер
Разработчик: Irrational Games
Издатель: 2K Games ("1С")
Cистемные требования: CPU 2.5 ГГц, 128 Мб видео (поддержка SM 3.0), 1 Гб ОЗУ, 7.5 Гб свободного места
Оценка: 9

BioShock, разрабатываемый на протяжении нескольких лет, был не самым скромным отпрыском игровой индустрии - его целенаправленно, грамотно и обильно "пиарили", создавая у потенциальных покупателей нужное впечатление. Но, в отличие от многих коллег по цеху, павших жертвой собственных рекламных амбиций, у BioShock все получилось.


Город-сказка, город-мечта...

Сюжет игры вряд ли станет откровением для эрудированного человека, однако местную историю нельзя обвинить в отсутствии определенного шарма и качественной подачи. В середине прошлого века архитектор Эндрю Райан приступил к воплощению в жизнь своего самого амбициозного проекта. На тот момент мир пребывал в условиях сложной политической обстановки: коммунистическая агит-пропаганда со стороны "красных", приближающаяся холодная война, изобретение атомной бомбы... Неудивительно, что Райан сделал весьма разумные прогнозы о том, что человечество стоит на пороге новой Мировой войны, которая может стать для него последней. С целью сохранения жизни на Земле в самом центре океана, на дне морском, был построен огромный подводный комплекс Rapture. Его населением стали несколько тысяч человек, прошедших тщательный отбор. В число счастливчиков попали исключительно молодые, физически здоровые люди, имевшие определенные достижения в различных областях науки, спорта и творчества. Одним словом, элита. После того, как в атмосфере строжайшей секретности город был достроен и заселен, его "законсервировали", а всю информацию о нем - засекретили. Отныне жители Rapture были предоставлены сами себе, и именно им предстояло создать новое, совершенное общество...

С момента заселения прошли многие годы. Главный герой игры, по воле случая совершающий перелет через океан, терпит крушение как раз возле самого входа в Rapture. Вокруг малюсенького островка с батисферной шахтой - лишь километры воды, поэтому Джеку (именно такое незамысловатое имя носит центральный персонаж игры) не остается ничего другого, как спуститься в Rapture в поисках лучшей доли.

 

Но свидание со светлым будущим не происходит. Вместо подводного рая глазам Джека предстает стагнирующий, медленно захлебывающийся под напором прибывающей воды мегаполис. Повсюду, куда ни кинь взгляд, разруха и запустение: со стенок сочится вода, кабинеты и жилые помещения заброшены, вместо гостеприимных жителей - лишь трупы и какие-то агрессивные, безобразные существа. Продвигаясь вперед и подбирая оброненные жителями Rapture аудио-дневники, перед Джеком постепенно прорисовывается картина трагедии этого места...

Поскольку основную часть населения Rapture составляли ученые, было организовано сразу несколько направлений научной деятельности, одним из которых являлись глубоководные "раскопки". И однажды ученые откопали реликтовое существо, содержащее в себе уникальные клетки (на их основе создали сыворотку, позже получившую название ADAM). Воздействие этих клеток на человеческий организм позволяло изменять генетическую структуру. Отведавшие ADAM получали самые разные сверхспособности - возможность метать молнии и огненные шары, телепортироваться, изменять свое тело в широких пределах и т.д. Но, как известно, любая власть, в том числе власть над природой, опьяняет. Тот, кто попробовал ADAM, уже не хотел от него отказываться. А постоянное применение выявило еще и побочные эффекты - внешние мутации, потерю рассудка. ADAM в одночасье стал самой ценной валютой Rapture, его благословлением и проклятьем. Общество раскололось на два лагеря: во главе одного стал сам Райан, разработавший технологию вторичной добычи вещества из трупов носителей. Второй возглавил Фрэнк Фонтейн, ослепленный идеей прибрать к рукам все запасы ADAM и стать единовластным повелителем города. Развязавшаяся гражданская война уничтожила практически все население Rapture. В живых остались самые сильные...


Попадая в его сети, пропадаешь без следа

Бесспорно, BioShock - игра сюжетная. Но, кроме того, еще и атмосферная. Десятки разбросанных по уровням диктофонов служат здесь своеобразной заменой нормальных NPC. Голоса давно умерших обитателей со всей присущей живым людям эмоциональной окраской рассказывают о бедах и горестях, постигших Rapture. Масла в огонь сюжетного пожара подливают радиопереговоры с выжившими обитателями - мятежным "разнорабочим" Атласом, архитектором города Райаном, возомнившим себя богом Фонтейном... В эту историю, полную трагизма и обманутых ожиданий, хочется верить.

Впрочем, весь местный сюжет - не более чем ширма для самой главной составляющей игры - геймплея. Джеку противостоят несколько видов противников, пальму первенства среди которых заслуженно держит Большой Папочка - закованный в бронированный водолазный костюм мутант, выполняющий функции охранника Маленьких Сестричек. Сами сестрички - суть неигровые персонажи, которых нельзя ни убить, ни получить от них какого-либо вреда. Основная их функция - сбор ADAM'a с трупов погибших сплайсеров (еще один вид противника, о них - позже) и переработка его в готовое сырье. Именно Сестрички являются единственным в игре ресурсом, с помощью которого можно разжиться драгоценным ADAM. Правда, для того, чтобы добраться до девчушки, сперва придется успокоить ее телохранителя, а это - задача не из простых. Большие Папочки делятся на два вида: контактных бойцов, наделенных небывалыми скоростью и силой, и дистанционных, предпочитающих вести бой с помощью мощного "гвоздемета". И тех, и других успокоить совсем не просто: здоровья у них - хоть отбавляй, а силища позволяет отправить главного героя на тот свет с помощью всего двух-трех затрещин/выстрелов. Зато когда Папочка повержен, открывается доступ к оставшейся без защиты Сестричке. И вот тут перед игроком возникают два варианта - "переработать" сестричку самому (таким образом можно получить в два раза больше ADAM'a) или исцелить ее от пагубной "наркомании". В первом случае девочка погибнет, во втором - останется жива. От выбора игрока будет зависеть и концовка игры - всего их здесь три.

Остальные противники представлены различными вариациями сплайсеров - тех самых бедолаг, тронувшихся умом от постоянного употребления ADAM'a. Их сила в качестве врагов варьируется в широких пределах - если обычные сплайсеры с монтировками убиваются довольно легко, то их более продвинутых собратьев достать уже не так просто: супостаты умеют телепортироваться, лазать по потолкам, больно швыряться огненными шарами и биться током. Для большей эффективности их устранения настоятельно рекомендуется пользоваться не только экземплярами доступного арсенала, но и плазмидами.

Плазмиды - специальные умения, наделяющие игрока особыми возможностями, пройти игру без которых практически невозможно. К примеру, нескольких стоящих по колено в воде сплайсеров можно здорово потрепать, просто шарахнув в воду электрическим разрядом. Или поджечь - в этом случае они забудут о вас на некоторое время и с воплями бросятся искать ближайшую лужу. Можно даже заморозить супостата и разбить его на сотни мелких кусочков, пока он не оттаял. А в случаях поединка с несколькими противниками одновременно, очень полезным окажется плазмид, позволяющий стравливать врагов друг с другом. Однако одна из самых интересных способностей - возможность временно привлечь на свою сторону Большого Папочку. Лучшего телохранителя для прогулки по коридорам Rapture не придумаешь.

Все плазмиды затрачивают при своем использовании EVE, местный аналог привычной всем манны. Пополняются запасы синей сыворотки банальным собирательством, а также (частично) - при использовании аптечек, бинтов и прочей разбросанной по уровням снеди. Правда, для того, чтобы получать EVE из еды и аптечек, нужно будет экипироваться дополнительными умениями, которые здесь называются тониками. Всего существует три категории тоников: физические (улучшающие скорость, здоровье и т.п.), боевые (влияют на размеры получаемого урона и наносимых Джеком повреждений) и инженерные (позволяют лучше прятаться от охранных камер, а также эффективнее взламывать системы). Отдельной строкой стоит упомянуть "хакерские" возможности Джека. Взламывать здесь можно практически все - от автоматов, продающих боеприпасы, до охранных пулеметных турелей. Сам процесс взлома обставлен в виде мини-игры, как две капли воды напоминающей известную забаву "трубопровод".

Все тоники добываются либо собирательством, либо покупаются в специальных местах за ADAM, либо... изучаются героем самостоятельно. Для выполнения последнего условия следует вооружиться фотоаппаратом и фотографировать врагов. Чем лучше сделан снимок, тем быстрее идет расшифровка слабых мест противника. Помимо увеличения урона, наносимого оружием каждому типу врага, фотографированием можно раздобыть уникальные тоники, которые больше нигде не встречаются. Такой подход еще больше разнообразит и без того не скучную игру.

Этой же цели служит и местный арсенал. Всего Джеку доступно 7 видов оружия, включая газовый ключ. Однако, к каждому из экземпляров существует по три вида боеприпасов, что фактически увеличивает арсенал в три раза. Действие боеприпасов обычно привязано к конкретному типу врага/препятствия. Скажем, бронебойные пули эффективны против турелей и Больших Папочек, патроны с электрическим уроном позволяют временно парализовать врагов, а жидкий напалм повергает противника в панику и во время горения наносит дополнительный урон. Благодаря столь дифференцированному подходу (не забываем о плазмидах) количество вариантов убиения врагов просто зашкаливает.

Увы, несмотря на все разнообразие и многовариантность, игре не удалось избежать классического недуга большинства шутеров - самокопирования. Последняя треть игры (вплоть до самого финала) уже не может удивить ничем - дизайн уровней повторяется, то же самое происходит и с врагами. Только благодаря этому с итоговой оценки снимается один балл, поскольку и звуковая, и визуальная составляющая игры не вызывают никаких нареканий. Особенно удалась разработчикам реализация воды - под DX10 местная жидкость вызывает прямо таки щенячий восторг.

Резюме: очень качественная, атмосферная и разносторонняя игра, лишенная каких бы то ни было серьезных недостатков. Одна из основных претенденток на звание "игра года". Рекомендуется к ознакомлению всем без исключения.

Highcoaster

Игра для обзора предоставлена павильоном №14 Червенского рынка

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

40 за 2007 год

Рубрика: 

На досуге
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!