Focusrite. Лондон дает звук!

Вообще, компания Focusrite является старожилом рынка. Ведь она была основана еще в далеком 1985 году. Многие наши читатели даже позже родились :). Вместе с тем это был достаточно жесткий период, когда существовали особые критерии к качеству обработки, ведь каждое устройство стоило очень больших денег, поэтому покупатели очень внимательно и скрупулезно вслушивались в качество, результатам работы и так далее. Все имена, которые дошли к нам из того времени, это результат естественного отбора, получение общепринятого знака качества. Сейчас же все происходит гораздо проще, а иногда и по методу "прочитал рецензию в журнале и пошел в магазин". Но, кстати, далеко не все "старики" действительно остались на плаву, многие из них предлагают уже заранее устаревшие продукты, другие полагаются только на свой бренд, при этом год от года теряют свои позиции на рынке. Focusrite к таким не относится. Они постоянно держат руку на пульсе времени, и, например, в среднем бюджетном диапазоне (ок. 300 у.е.) лидирующие позиции держит их firewire-интерфейс Saffire LE, кстати, очень популярный на постсоветском пространстве.

Этой осенью продукция компании удостоилась двух очень значимых наград. Во-первых, она победила в TEC Awards (Liquid Mix - номинация Best Hardware Signal Processor), и на MIA 2007 Awards тому же Liquid Mix вручили приз "Special Innovation award" от Future Music.

И в этом обзоре мы рассмотрим всю линейку продуктов Liquid, которая включает в себя всего три устройства...


Liquid4Pre

Это профессиональный микрофонный предусилитель на четыре канала. На каждый из них фантомное питание +48 В, переворот фазы, фильтр верхних частот (частота среза по уровню -6 дБ переключается между 75 и 120 Гц, крутизна характеристики 12 дБ/окт). При этом в данном случае в рамках устройства предусмотрена полноценная эмуляция 40 классических предусилителей, а пользователь только выбирает, какой именно подойдет в данной ситуации лучше всего. Как понятно, речь идет о внутренней цифровой обработке, и она происходит на уровне частоты дискретизации 192 КГц (разрядность 24 бита). Количество эмуляций не ограничивается 40, потому как их базу можно пополнять из Интернета. При этом можно применять различные варианты собственных настроек и сохранять их в виде пресетов. Устройством можно управлять удаленно из специального ПО (LIQUID4CONTROL), причем подключение производится через Ethernet. Помимо этого, специально предусмотрено управление через аппаратную и программную части ProTools. Также опционально предусмотрена возможность установки платы EtherSound, благодаря чему появляется возможность передачи 8 аудиоканалов в цифровом виде, этот же вариант сработает, если вы используете подключение через ADAT.

 


Liquid Mix

Это достаточно специфическое устройство, которое подключается к компьютеру через Firewire. В программе мультитрека вы это можете увидеть как VST/AU/RTAS-плагин, подключая который, вы направляете аудиопоток на один из каналов обработки (всего их предусмотрено 32) в устройстве. То есть, все выполняется за счет аппаратных мощностей Liquid Mix, где имеется собственный DSP. В число самой обработки входят всего два варианта - компрессор и эквалайзер. Но это не простые реализации, поскольку вы можете выбирать из 40 эмуляций классических компрессоров и 20 вариантов эквалайзеров. Что касается последних, то в данном случае можете пользоваться не одним решением из списка, а собирать собственные сразу из нескольких. Причем количество каналов не ограничивается 32, а частота дискретизации может находиться и на предельном уровне качества при условии, что вы установите дополнительную плату расширения. База эмулируемых устройств может пополняться из Интернета.


Liquid Channel

Это весьма интересное устройство, которое совмещает в себе предусилитель, компрессор и эквалайзер. По тому же принципу, что и описан выше, все сделано на уровне эмуляций, например, предусилителей 40 и компрессоров тоже 40. Устройство одноканально (!). Для оптимального согласования с микрофонами предусмотрено два режима работы предусилителя: трансформаторный и бестрансформаторный. Плюс фантомное питание +48 В, переворот фазы, фильтр верхних частот (частота среза по уровню -6 дБ переключается между 75 и 120 Гц, крутизна характеристики 12 дБ/окт). Эквалайзер трехполосный с характеристиками: High Shelf (200 Гц-20 КГц) - Gain: +/-18 дБ; Mid Band (100 Гц - 10 КГц) - Gain: +/-18 дБ, Q варьируется от 0.8 до 2.5; Low Shelf (10 Гц -1 КГц) - Gain: +/-18 дБ.

Частота дискретизации при обработке до 192 КГц (24 бита). На задней панели расположены:

  • микрофонный вход (XLR),
  • симметричный линейный вход (XLR),
  • цифровой интерфейс формата AES/EBU (XLR),
  • симметричный линейный выход (XLR),
  • вход и выход Word Clock (BNC),
  • вход и выход для объединения двух таких устройств в стереопару (RCA),
  • порт USB (можно использовать для дистанционного управления и загрузки новых моделей посредством бесплатной программы LiquidControl).


Дополнительная информация

Помнится, очень давно я писал о таком устройстве, как Sintefex FX8000 Replicator. Тогда фирма считалась бразильской, хотя сейчас на ее сайте написано, что она португальская. Возможно, имел место переезд (язык в этих странах один и тот же). Идея, предлагавшаяся в Replicator, была революционна по сути. То есть бралось любое устройство, например, компрессор. На его вход подавался сигнал и производилась запись того, что на выходе. Потом оба сигнала (входящий и исходящий) сравнивались между собой, в результате чего можно было создать математическую модель произошедших преобразований или, другими словами, "шаблон" устройства. Естественно, все происходит несколько сложнее, поскольку для получения достоверного алгоритма необходимо подавать различные сигналы на вход и т.п.

Составленные модели и вообще алгоритм их создания очень близки к принципам физического (математического) моделирования. Replicator в момент его выпуска содержал достаточно большое количество шаблонов самых популярных моделей компрессоров, чем привлек к себе некоторое внимание. Но... оно (это внимание) оказалось небольшим, то есть данное устройство не нашло широкого распространения и отклика среди пользователей и в специализированной прессе. Например, ваш покорный слуга нашел его описание в небольшой заметке в журнале IN/OUT (теперь вспомнил, это был примерно 2000-2001 гг.), после чего, заинтересовавшись, узнал все подробности на сайте Sintefex. И, кстати, Focusrite был в этом же номере IN/OUT, представляя новинку аппаратного трехполосного компрессора MixMaster. Мы тогда занимались закупкой оборудования для одной студии, так вот, Replicator в продаже найти не удалось даже в европейских магазинах.

И вдруг ситуация интересным образом перевернулась в 2007-м. Все эмуляции, описанные выше, которые присутствуют в рамках устройств серии Liquid, сделаны по технологии Dynamic Convolution (в переводе "динамическая свертка"). В процессе описания самого алгоритма я понял, что речь идет о решении, схожем с тем, что когда-то было в Replicator, а когда узнал, что патент на технологию Dynamic Convolution принадлежит Sintefex:), то все быстро стало на свои места. То есть, Focusrite в последние годы занимался качественной реинкарнацией идеи семилетней давности, и в 2007-м она победила, была признана профессионалами и заняла все призовые места в номинациях. В общем, с алгоритмами мы разобрались. Идем дальше.

Во всех описываемых устройствах используются быстродействующие DSP SHARC, с одной стороны считающиеся эталоном в профессиональной технике, а с другой - излюбленные структурные элементы фирмы Focusrite. Они присутствуют и в устройствах других серий данного производителя.


Выводы

Вот я и говорю, 2007-й год - это период доведения до ума старых технологий, коих накопилось большое количество, а качественные реализации можно пересчитать по пальцам. Данная тенденция стала очевидна и в софте, и в железе. То есть, несмотря на то, что несколько лет наблюдался кризис, больше даже в идейном плане, многие компании постепенно начали вытягивать ситуацию. По существу, это их работа.

Что касается Focusrite, то в серии Liquid они объединили сразу две идеи. Первая - это разгрузка центрального процессора компьютера за счет аппаратных мощностей внешнего эффект-процессора. Таких решений было и есть несколько от разных производителей, но они не очень популярны. То есть, нужно было добавить "изюм", коим и стала раскопанная из исторических дебрей "динамическая свертка".

Кристофер,
christopher@tut.by

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

44 за 2007 год

Рубрика: 

Multimedia
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!