Комментарий недели


ТВ и медиа-контент в Байнете

Прошедший 2007 год отметился началом развития на профессиональной основе мультимедийного контента в Байнете, непосредственно регионального производства. Наибольшее внимание привлекли, конечно же, проекты создания видеоресурсов в национальном сегменте Сети, направленные на приближение к интерактивному on-line режиму работы. Среди самых известных стартапов портал интернет-телевидения ITV.BY, запуск видеорекламы в баннерообменных сетях, трансляция радиопрограмм RADIO.TUT.BY и начало поставок оборудования IP-TV для развертывания сетей цифрового телевидения РУП "Белтелеком".

В развитых странах, где предоставление мультимедийного контента через IP-сети поставлено на широкую ногу, давно ведется дискуссия об оптимизации обслуживания пользователей информационных ресурсов с высокой емкостью потребления трафика. А именно, какая структура доставки медиа-контента потребителям более предпочтительна: когда телекоммуникационный оператор и владелец контента представлен одной компанией или когда генерацией мультимедийных услуг и доставкой трафика занимаются независимые фирмы. В мире есть успешные примеры реализаций как первой, так и второй модели, на Западе предпочтение отдается системе, когда каждый занимается своим делом, а у потребителей есть выбор.

С мобильной связью в Беларуси более-менее ясно. В этой сфере наметилось разделение на сотовых телекоммуникационных операторов и контент-провайдеров. Куда же движется компьютерный Байнет, пока непонятно. Если руководство РУП "Белтелеком" подумывает о выполнении обеих функций силами своего предприятия, то белорусские коммерческие интернет-провайдеры несильно проявляют активность в выработке своей четкой позиции.

Редакция "КВ" попросила руководителя отдела маркетинга ИП "Альтернативная цифровая сеть" Александра Вавуло дать свой прогноз того, будут ли коммерческие интернет-провайдеры в Беларуси активно становиться компаниями, формирующими и владеющими собственным мультимедийным контентом.

 

- Прежде всего, предлагаю определиться, что мы понимаем под мультимедийным контентом. Для меня это не только аудио и видеофайлы, но и транслируемые через Интернет радио, телевидение, а также целый ряд программных и развлекательных продуктов, например, игры для мобильных телефонов или книги в цифровом формате. Это понятие настолько широко, насколько широки интересы его потребителей. Бурное развитие данного направления на рынке нашей страны началось буквально несколько лет тому назад, и причин этому несколько. Во-первых, как показывает практика, для успеха на рынке интернет-провайдинга в условиях конкуренции достаточно трудно обойтись без уникальных предложений для пользователей. Сейчас клиент, который выбирает интернет-оператора, уже настроен на получение, кроме доступа в Интернет, ряда дополнительных услуг, среди которых доминирует развлекательный контент. Во-вторых, существенное развитие технологий высокоскоростной передачи информаций, в частности, ADSL и Ethernet, позволило пользователям в полной мере ощутить всю прелесть цифрового контента. Что касается развития данного направления в нашей стране, то это неизбежно, что не может не радовать! Самые крупные игроки рынка предоставления услуг доступа в Интернет уже озаботились созданием собственных мультимедийных сервисов. К слову, "Атлант Телеком" начал работу над воплощением ряда развлекательных сервисов одним из самых первых и в данный момент является владельцем лучшей, по мнению пользователей, базы контента. В то же время, широкому развитию данного направления в нашей стране мешает до сих пор неотработанная законодательная база по данному вопросу. Все мы понимаем, что у любого контента есть свой автор, и как раз вопрос о взаимодействии с данными авторами не совсем ясен. Тем не менее, я уверен, что в ближайшее время в Байнете вся схема взаимодействия между участвующими сторонами, в конце концов, будет отрегулирована и отойдет на контроль уполномоченной в стране организации по авторским правам. Как только это произойдет, начнется новая эра цифрового контента в нашей стране. Что касается роли участия провайдеров в приближении этой эры, то она очень и очень велика. Не секрет, что для правообладателей проще и выгоднее всего базировать контент у интернет-провайдеров, поскольку, размещая информацию там, они получают готовую базу потребителей своих услуг. Тем более, как показала практика соседних стран, данная модель распространения мультимедийных и других информационных ресурсов наиболее эффективна.

- Будут ли операторы фиксированных телекоммуникационных сетей конкурировать с мобильными операторами за контент?

- Как я и говорил, контент - понятие обширное. Думаю, в каких-то направлениях конкуренции, возможно, не будет вовсе, а некоторые сегменты рынка будут поделены между операторами мобильного и фиксированного доступа в Интернет. Я с трудом представляю, как и для чего на мобильный телефон скачивать "тяжелый" контент, измеряемый многими гигабайтами. С другой стороны, есть разновидности контента, который не интересен фиксированному оператору, но очень привлекателен для мобильного. Например, заставки для мобильных телефонов. Поэтому, в целом, конкуренции не избежать, и у каждой группы операторов есть свои плюсы и минусы.

Александр ОАКЛИ,
oakly@tut.by

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

03 за 2008 год

Рубрика: 

Дисплей-пресс
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!