Уильям Гибсон, провидец киберэпохи

17 марта исполняется 60 лет писателю-фантасту Уильяму Гибсону. Уже его первый роман, "Нейромант", получил премию Хьюго, премию памяти Филиппа Дика и премию Небьюла, а автор стал культовым как основатель нового литературного жанра "киберпанк". В этом статусе Гибсон пребывает и по сегодняшний день, успешно выдавая все новые "картинки кибернетического будущего".

Будущий гуру фантастики родился в маленьком американском городке Конвей (штат Южная Каролина). В 1968 году он перебрался в Канаду, чтобы избежать призыва на военную службу и не попасть во Вьетнам. В Канаде, в Ванкувере, он живет и по сей день - его иногда даже называют "ванкуверский затворник". Позднее Гибсон вспоминал: "Дело было, скорее, не в моей симпатии к народу Северного Вьетнама, сражавшегося против американского империализма: мне хотелось жить в окружении девушек-хиппи и курить много гашиша".

Писать Уильям Гибсон начал после рождения первого ребенка. Первой его публикацией в жанре научной фантастики стал рассказ "Осколки голографической розы" (1977 год). А в 1984 году увидел свет первый роман "Нейромант", который сразу стал сенсацией. В нем Гибсон не только ввел в оборот словечко "киберпространство", но и предположил, как это явление будет выглядеть в дальнейшем. Впоследствии он утверждал, что изобретение Интернета сопоставимо для человечества с изобретением городов.

Для создания нового литературного языка Гибсону потребовался лексикон научно-фантастических симпозиумов и программистов. Чтобы послушать последних, он специально ездил в Сиэтл, где тогда набирала силу корпорация Microsoft. Однажды он услышал разговор двух женщин, работавших в армейской части машинистками на терминалах, использовавших перфокарты. Дамы обсуждали вирусы в оборудовании. "Я не стал задавать вопросов, а просто подумал, что это отлично звучит. Тогда мало кто что-то знал о компьютерных вирусах, но я понял, как это сработает в "Нейроманте"".

Мир будущего, созданный Гибсоном, совершенно особенный. Вряд ли кто-то захотел бы в нем жить, но он по-своему гипнотизирует. В его произведениях - всегда острый сюжет и высокая насыщенность описаниями множества гаджетов. Движущей силой глобализации Гибсон считает деятельность транснациональных мегакорпораций. Жизнь общества в его романах полностью подчинена интересам враждующих корпораций. Важная особенность: в романах Уильяма Гибсона всегда значительную часть повествования занимает Япония. Это не удивительно: в 80-х именно Япония была, можно сказать, технологическим центром мира.

 

Вскоре произошло нечто неожиданное. Началась компьютерная эра, и подрастающее поколение хакеров и продвинутых пользователей посчитало книги Гибсона чуть ли не путеводителями. Внезапно он обнаружил, что стал отцом киберпанка, нового литературного движения, заставшего его самого врасплох.

Тут, наверное, следует сделать небольшое отступление, чтобы углубиться в само понятие "киберпанк". У нас его принято воспринимать достаточно поверхностно, - дескать, это фантастика про компьютеры и все, что с ними связано. На самом деле произведение в жанре "киберпанк" должно содержать несколько обязательных элементов. Во-первых, его героями должны быть обитатели социального "дна". Во-вторых, должны присутствовать высокие (и не только компьютерные) технологии, доступные этим самым отбросам общества.

Если коротко, киберпанк - это научная фантастика эпохи компьютерной революции. Киберпанк появился практически одновременно с появлением ПК, когда - правда, для еще очень и очень немногих - стало ясно, что на свет появилась не просто какая-то новая забавная игрушка, а инструмент, существенно расширяющий возможности человека, новая точка опоры, которая вскоре перевернет мир. Киберпанк оказал огромное влияние на другие виды искусства и в итоге привел к формированию новой молодежной контркультуры, с литературой как таковой практически не связанной.

Справедливости ради стоит сказать, что Гибсон, собственно, киберпанк не изобретал - ни само это слово, ни направление, которое им принято обозначать. Слово - совсем по другому поводу - придумал в 1983 году писатель Брюс Бетке. Основные особенности нового направления в общих чертах сформулировал редактор Гарднер Дозуа. Более же детальную разработку принципов киберпанка осуществил Брюс Стерлинг, писатель и критик, ставший главным его идеологом и пропагандистом. Заслуга же Гибсона в том, что именно его перу принадлежат произведения, признанные впоследствии каноническими текстами этого жанра.

Главные романы Уильяма Гибсона, принесшие ему всемирную славу, собраны в две трилогии:

"Трилогия киберпространства" (Sprawl trilogy, 1984 - 1988): "Нейромант" (Neuromancer, 1984), "Граф Ноль" (Count Zero, 1986, более правильным переводом названия будет "Обнуление счетчика" или "Нулевой отсчет"), "Мона Лиза Овердрайв" (Mona Liza Overdrive, 1988).

"Трилогия моста" (Bridge Trilogy, 1993 - 1999): "Виртуальный свет" (Virtual Light, 1993), "Идору" (Idoru, 1996), "Все вечеринки завтрашнего дня" (All Tomorrow's Parties, 1999).

Также перу Гибсона принадлежит роман в жанре "стимпанк" "Машина различий" (The Difference Engine, 1990), написанный в соавторстве с Брюсом Стерлингом. И, разумеется, множество рассказов и повестей.

Самые новые произведения - романы "Распознавание образов" (Pattern Recognition, 2003) и "Страна призраков" (Spook Country, 2007). Действие антиутопического триллера Spook Country происходит в современных Нью-Йорке, Лос-Анджелесе и Лондоне. То есть Гибсон в некоторой степени превращается из провидца в наблюдателя.

Герои Гибсона - люди, отверженные "нормальным" обществом: хакеры, проститутки, воры, наемные солдаты, убийцы, наркоторговцы и т.п. Например, Мона Лиза из романа "Мона Лиза овердрайв" - 16-летняя проститутка, оказавшаяся втянутой в разборки хакеров и корпораций-дзайбатцу. А в рассказе (и фильме) "Отель "Новая Роза"" проститутка обводит вокруг пальца двух промышленных шпионов. Ну, хакеры там присутствуют практически в каждом произведении...

Гибсон также предсказал бум нанотехнологий, появление виртуальных личностей, биоимплантантов - технологических заменителей природных органов человека и т.п. А в романе "Идору" Гибсон блестяще предсказал появление социальных сетей. Но вот, к примеру, появление и распространение мобильных телефонов он предсказать не сумел...

Нельзя не сказать и о роли Уильяма Гибсона в кинематографе. По его произведениям (и сценариям) снято два фильма: "Джонни-мнемоник" (1995) и "Отель "Новая Роза"" (1998). Кроме того, Гибсон - автор сценариев ко многим сериям "Секретных материалов". Можно сказать просто: если агенты Малдер и Скалли в какой-то серии не ловят зеленых человечков, а блуждают в киберпространстве - автором сценария этой серии обязательно окажется Уильям Гибсон.

И напоследок - одна весьма характерная цитата Гибсона:

"В известном отношении технологии выглядят со стороны просто плохо. То есть, если посмотреть на Интернет объективно, то можно подумать, что это цунами грязи, нечто такое, к чему вы бы и близко не подпустили детей. Но в то же время он - составная часть культуры. Что нас отличает, так это личная память. Информация, содержащаяся в наскальных росписях, превращается в библиотеку Борхеса, библиотека Борхеса - в ноутбук. Интернет - это совместно используемая память биологического вида".

Виктор ДЕМИДОВ

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

09 за 2008 год

Рубрика: 

Кто есть кто
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!