К чему приходит звуковая индустрия?

Сегодня продажи музыки через Интернет приносят лейблам и исполнителям больше прибыли, нежели реализация обычных CD и DVD-Audio. Этот факт уже не раз отмечался, а на данный момент стал неоспоримым. Тем более нелепо выглядят заявления некоторых аналитиков насчет того, что существует некое противостояние между крупными "очень неповоротливыми лейблами" и быстрым разнообразным Интернетом, подразумевая и оправдывая пиратство. Дело в том, что большинство крупных лейблов уже занимаются активными продажами через сетевые ресурсы и очень неплохо себя чувствуют. Пиратов жмут потихоньку и через сеть, впрочем, такая же ситуация была и до появления Интернета.

На рынке звукового ПО, как, впрочем, и любого ПО, происходит примерно такая же ситуация, хотя тему пиратства сейчас отметем из-за ее глубинного философского смысла. Сейчас стали активно развиваться интернет-сервисы, появились сетевые издатели/легальные распространители, и бизнес начал идти в гору. Но, казалось бы, у тех же динозавров индустрии появились реальные проблемы, а именно - большая конкуренция. Молодые разработчики, предлагая схожие по функциональности и техническим характеристикам продукты, буквально демпингуют цены. А на самом деле... ничего существенно не меняется... Почему?


Почему...

Начнем издалека. В последнее время ярко проявилась очень интересная тенденция: затраты на рекламу значительно превышают затраты на производство. Эта разница особенно ощутима в тех регионах и в тех случаях, где сама индустрия не очень развита и стоит на отшибе. И чем дальше от "центра событий", тем труднее и бесприбыльнее становится раскрутка. А если речь заходит о заранее вторичных продуктах, то она зачастую и вовсе не оправдывает себя. Почему так происходит?

Во-первых... Моду диктуют регионы с уже исторически сложившейся прибыльной индустрией в той или иной сфере. Там есть деньги(!) и сложившийся рынок. Например, лучшее ПО на сегодня делают в Германии, а лучшую современную музыку, впрочем, как и кино... в США. Конкурировать с ними очень трудно, практически невозможно. Все технологии дешевеют и со временем становятся доступны большему количеству людей, но индустрия в этих странах развита настолько, что автоматически идет со значительным опережением и не собирается притормаживать.

 

Во-вторых... Первопроходцы, особенно изобретатели чего-либо нового, снимают основные денежные сливки, а все, что вторично - дешево.

Приведем пример на уровне ПО. Сколько начинающих разработчиков пытаются создать уже когда-то сделанное? Пишут мультитрековые программы, звуковые редакторы, синтезаторы и сэмплеры, которые уже морально устарели. Прибыли у них нет, одни убытки и потраченное впустую время.

А есть такая компания, как Modartt, которая просто сделала софт с синтезом физического моделирования фортепиано, которого раньше просто не было. "Весит" программа 15 мегабайт, а стоит 249 евро. Причем Modartt очень быстро раскрутилась, вышла на реальные продажи, победив даже в нескольких престижных премиях за последние полгода. И затраты на раскрутку у нее были не такими уж и большими, не сравнить с теми, которые предстоят разработчику, если он захочет повторить физическое моделирование фортепиано во второй раз. Хотя... второму разработчику еще повезет, а вот третьему уже нет :). Есть такой негласный в бизнесе закон, который образно можно назвать "третий лишний". Это касается, в основном, продукции не массового потребления и устоявшегося состояния, когда ниша полностью заполнена.

Хотите пример? Рынок гитарного ПО. Были IK Multimedia Amplitube (первые) и Native Instruments Guitar Rig (вторые). Ни Line6, выпустившая программный плагин, ни Waves с их GTR не смогут уже добиться успеха в этой области.

Другие примеры, не из области звука... Вы держите в руках газету "Компьютерные вести", в Беларуси есть еще "Компьютерная газета". Какое бы третье компьютерное издание не появилось, оно слетает с рынка, потому как он заполнен.

Процессоры... Intel и AMD.

Видеоплаты... ATI и NVidia.

Многоканальные стандарты... Dolby и DTS.

Список можно продолжать долго. В общем, сама ситуация с активным распространением интернет-продаж никак не повлияет на ситуацию на рынке, в целом, в рамках заполненных ниш, за исключением ситуаций, когда появляются конструктивно новые уникальные идеи, превосходящие по уровню все то, что было раньше. А это происходит очень редко.

Да и в крупных компаниях далеко не дураки сидят.


Противостояние ПО vs "железо"

Удивительно, но факт. Даже более того, и TEC Awards осенью, и m.i.p.a. весной "отличились". Инструменты и аппаратные средства они раздробили по номинациям чуть ли не до "лучшие колки для скрипки", а софт смешали в кучу. То есть, например, в одной номинации на m.i.p.a. поместили виртуальную ударную установку с... синтезатором. А в программные эффект-процессоры попал гитарный софт и... отдельный ревербератор. Как их можно сравнивать? Вы что больше любите: колбасу или кататься на велосипеде? Выглядит-то так. Этот подход можно по праву считать "стариковским" и для современных мерок неприемлемым. Гораздо адекватнее реалиям выглядел список лучших по итогам года от журнала Remix. Мы о нем писали.

То есть, на самом деле никакого противостояния "аппарата" и софта не существует, просто одни решения модернизируются и переходят в программный вид, где это только возможно. Да, любое "железо" и так уже все компьютерное внутри.

Противостояние есть в мозгах у специалистов. Как тут не вспомнить яркий пример с Waves в конце 90-х, когда они свои программные плагины начали выпускать в виде аппаратных студийных процессоров. И все со смаком начали говорить, что, мол, "вот какое бывает железо, с программами не сравнить". Конечно, это было смешно. Хотя, в конце прошлого года Arturia, долго занимавшаяся производством виртуальных инструментов, вдруг выпускает аппаратный синтезатор. Причем очевидно, что начинкой у него выступает явно компьютер, и "внутри" имеются все те же программы-виртуальные инструменты. Но... на m.i.p.a. данное устройство приняло участие в номинации на "лучший аппаратный синтезатор". А так бы затерялось где-нибудь. Впрочем, если в данной области есть спрос, то Arturia понять вполне можно.


Рынок специалистов

Говоря о брендах, рынках и т.п., мы подразумевали больше торговые марки и их маркетинговые политики. Хотя не секрет, что в той же немецкой индустрии можно встретить в фирмах и русских, и белорусов. Причем работают они и обычно, и удаленно, или еще как-нибудь косвенно, и не только на одну Германию. Так получилось, что у нас в стране быть музыкантом/звукорежиссером/аранжировщиком/композитором просто не выгодно. Причем это можно отнести и ко многим другим профессиям, которые "там" ценятся на вес золота. И в ближайшие годы ситуация не поменяется. Выводы делайте сами.

Что касается мировой индустрии, то сейчас существует повышенный спрос к звуковым дизайнерам и композиторам для игр, теле- и видеопродукции. Причем именно в играх сейчас сменились приоритеты, ведь раньше разработчики не уделяли особого внимания звуку как таковому, а сейчас без него и игра - не игра. Сработало "золотое правило" Джорджа Лукаса, перефразировав которое, можно сказать, что 50% от восприятия видеоряда - это звук. Звукорежиссеры в этой сфере так же востребованы, особенно те, которые работают с 5.1. А вообще, везде ценят профессионалов.

На этом завершаем беседу на общие темы. С моей точки зрения, она была необходима, чтобы мы лучше понимали друг друга в дальнейшем. А в следующих номерах перейдем к конкретике - продуктам и технологиям.

Кристофер

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

14 за 2008 год

Рубрика: 

Multimedia
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!
 

Комментарии

Аватар пользователя абыфацель
[quote]Например, лучшее ПО на сегодня делают в Германии, а лучшую современную музыку, впрочем, как и кино... в США[/quote]

А лучшую прозу где сейчас делают? :)

А лучшую живопись? :)

А какая страна впереди всех по балету? :)

Аватар пользователя Кристофер
1 USA

2 France

3 Russia