Компьютерная диагностика автомобилей

Стандарт OBD-II: интерфейс к автомобилю

Когда в начале 90-х "зеленые", как обычно переполошив не только себя, но и всех окружающих, подняли очередную бучу по поводу ухудшающейся во всем мире экологической обстановки, в США был принят ряд стандартов, которые ввели обязательность оснащения электронных блоков управления автомобилями (ЭБУ, ECU) системой за контролем параметров работы двигателя, имеющих прямое или косвенное отношение к составу выхлопа. Стандарты также предусмотрели протоколы считывания информации об отклонениях в экологических параметрах работы двигателя и другой диагностической информации из ЭБУ.

Стандарт OBD-II как раз и является системой накопления и считывания такой информации. Вы спросите, при чем здесь газета "Компьютерные вести" и выхлоп двигателя какого-то автомобиля? Дело в том, что современный автомобиль в настоящее время компьютеризирован до такой степени, что он сам по себе является одной большой вычислительной машиной на колёсах.

Итак, современный автомобиль имеет встроенный бортовой компьютер (центральный процессор), энергонезависимую память (ПЗУ), оперативную память и периферийные устройства (различные датчики) и устройства ввода и вывода информации. Вам это ничего не напоминает? Да-да, это все есть и у обыкновенных компьютеров. И кажется, нет ничего проще, чем подключить свой ноутбук к любимому авто и узнать, а чего-то он чихает по утрам или не хочет работать вообще... Но не тут-то было, оказывается, стандарт не один, их много, ну не договорились еще. В Америке свой, в Европе свой, а в Японии вообще хитрый такой и иероглифами написан.

В рамках OBD-II используются пять протоколов обмена данными - ISO 9141, ISO 14230 (также именуется KWP2000), PWM, VPW и CAN (также каждый из протоколов имеет несколько разновидностей - например, разновидности отличаются по скорости обмена информацией). В Интернете встречаются "таблицы применимости", где указываются перечни марок и моделей автомобилей и поддерживаемые ими OBD-II-протоколы. Однако, надо учитывать, что одна и та же модель с одним и тем же двигателем, одного года выпуска может быть выпущена для разных рынков с поддержкой разных протоколов диагностики (точно так же протоколы могут различаться и по моделям двигателей, годам выпуска). Таким образом, отсутствие автомобиля в списках не означает, что он не поддерживает OBD-II, так же как и присутствие не означает, что поддерживает и, тем более, полностью поддерживает (возможны неточности в списке, различные модификации автомобиля и пр.). Еще сложнее судить о поддержке конкретной разновидности OBD-II-стандарта. Вот такая получается загогулина. А еще есть масса программного обеспечения, которое должно стыковаться, но не стыкуется, потому что написано неизвестно кем и неизвестно для чего, но гордо именует себя автодиагностическим софтом.

 

На автосервисе все делают умные лица и ничего не говорят. Но и мы не лыком шиты. В следующий раз попробуем со всем этим разобраться. И, как говорил мой дедушка, большой оригинал в любом деле, "если кто-то это сделал, то кто-то это и сломает".

Вадим КАНАШКОВ

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

17 за 2008 год

Рубрика: 

Новые технологии
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!
 

Комментарии

Аватар пользователя Инкогнито
"...современный автомобиль имеет встроенный бортовой компьютер..."

Современный автомобиль имеет множество бортовых компьютеров объединенных локальной сетью. Я бы так сказал.

И CAN - это не протокол обмена, это физический уровень.