Современная школа аранжировки-2008. Практика

Итак, это третья, завершающая, часть по практике аранжировки на базе РС в рамках проектных/домашних студий. И сегодня мы поговорим о так называемом рок-направлении.

Почему "так называемом"? Просто само понятие очень размыто и предусматривает множество различных направлений. Чтобы как-то все утрясти, будем говорить о музыке, где используются гитары.

С чего же мы начнем... Помнится, не так давно ваш покорный слуга писал об американском конкурсе "Song of the year". Там работы начинающих музыкантов со всего мира оценивает профессиональное жюри, которое включает известных представителей шоу-бизнеса, и среди его членов можно встретить множество номинантов и получателей Grammy Award разных времен.

Все делится на несколько направлений, но жюри заполняют практически одни и те же анкеты для каждого, в которых оценивается не только звучание композиции и его качество, но и музыкальное разрешение, профессиональность инструментальной игры, вокала, лирика/текст, название произведения и так далее. А после формируется общая оценка. То есть к песне подходят как к отдельному произведению искусства, в котором важен каждый нюанс.

Конечно, тексты и названия очень важны, мелодия также. Но в музыке очень многое пляшет от звука. То есть, саундпродюсеры групп и исполнителей обычно ищут, за что зацепится ухо слушателя, часто это называют "хуками", "основными фишками". Это одновременно и музыкальные обороты, и качественная их реализация.

 

И вообще, нужно привыкать к тому, что все должно быть качественным, выполненным на мировом уровне. Ведь сейчас можно встретить множество примеров песен, которые:

а) совершенно не западают;

б) основаны на приевшихся штампах, как текста, так и музыки, и звука;

в) просто некачественны по звуку.

Творческие моменты оставим саудпродюсерам групп, музыкантам и так далее, а вот о технических поговорить стоит.


Инструменты

На самом деле от этого пункта очень многое зависит. В инструментальном звуке вообще нет дешевых панацей. Если мы говорим о гитарах, то это практически только дорогие варианты, для которых рассчитывается буквально все - от колков до струн, а также специфики применения инструмента. Ведь в дорогих фирмах или у мастеров работает множество очень высококвалифицированных специалистов, которые просчитывают с профессиональной точностью каждый самый мелкий элемент и момент. Очень много уделено тестированию, причем как на техническом уровне, так и в рамках практического использования музыкантами первой величины. А те, в свою очередь, могут оценить любой инструмент просто по его звучанию. А потом дают свои рекомендации, начинают практическое использование в своем творчестве. Модели расходятся, популяризируются, но они дороги, поскольку их производственный процесс очень сложен.

Есть несколько и ключевых моделей, которые вошли в ранг "инструментов Страдивари" современности: Gibson Les Paul, Fender Stratocaster и т.п.

Конечно, можно написать слезоточивый или просто "пустой" текст, выйти на сцену и играть боем на дешевом инструменте, вызывая умиление определенных слоев населения. Но все это уже было и повторялось очень много раз.

К музыке нужно относиться в современном понимании как к любому продукту. И если тот же холодильник сделан из дешевых комплектующих на базе таких же электрических схем, то... даже если его купят в силу низкой цены, проработает он несколько дней или месяцев.


"Примочки"

В 2008 году можно говорить о программных реализациях, которые полноценно заменят множество профессиональной аппаратуры. Если говорить о гитарном/бас-гитарном ПО, то это, в первую очередь, IK Multimedia AmpliTube/Ampeg и Native Instruments Guitar Rig. Дело в том, что они уже прошли этапы своего профессионального роста до уровня признания музыкантами и специалистами первой величины. И сейчас очень часто используются в индустрии, в целом, особенно Guitar Rig 3. То есть, впустую стоит множество аппаратуры.

Конечно, многие музыканты сейчас улыбнутся, а некоторые из них скажут: а как же быть с концертами? На самом деле все очень просто решается, поскольку мы говорим о VST-плагинах, которые "подвешиваются" на специализированное коммутационное ПО (типа brainspaun forte), соединяющее входы /выходы в режиме реального времени. Также для живых выступлений можно порекомендовать аппаратное устройство Muse Research Receptor... Как аппаратное... Это обычный компьютер с дополнительными возможностями в области аудио, причем в специальном корпусе с профессиональными разъемами. То есть, вы туда можете загрузить те же IK Multimedia AmpliTube/Ampeg и Native Instruments Guitar Rig и пользоваться ими как отдельным аппаратным устройством.

Кстати, вся современная профессиональная обработка внутри цифровая, даже если там стоит лампа.

Информацию по эквализации, компрессии и сведению лучше поискать через Интернет.


Ударные

Что касается ударных установок, то для групп, не имеющих возможности профессионально все записать в студии, можно посоветовать программы-эмуляторы от Toontrack или подобных ей. Обратите внимание, чтобы библиотеки звуков соответствовали вашему музыкальному направлению. Потому как все обычно берут базовый комплект, а потом возмущаются, что звук не подходит. Библиотеки расширения продаются отдельно. Все записано на очень профессиональном уровне музыкантами самого высокого класса. Отдельно нужно отметить частую ошибку при работе с такими банками у неспециалистов этого ПО - в их работах все ударные инструменты звучат на одной громкости. То есть, "набивку" должен делать специалист.


При записи...

При записи или "набивке" ударных (это делается потреково для каждого инструмента) лучше всего взять на вооружение набор плагинов Waves SSL4000. То есть, не использовать эквалайзеры и компрессоры мультитрековой программы, а заменить их данной серией. Причин этому несколько, хотя главная из них - SSL4000 самая профессиональная эмуляция от аналоговых трактов микшеров. За основу взяты микшерные устройства фирмы Solid State Logic. И, кстати, именно для рока в его классическом понимании такой подход будет оптимальным.

Еще один вопрос - выбор мультитрека. Очень часто музыканты, видя некую картинку супернавороченной студии на графическом интерфейсе программы, выбирают ее. На самом деле нужно смотреть на характеристики софта. Должны быть:

  • нулевая задержка, а не минимизированная;
  • внутреннее сведение на уровне 64-бит;
  • простейшая схема коммутации (чтобы не бегать от окна мультитрека к окну микшера и т.п.)

Последний пункт не так важен, если вы записываетесь на студии, где есть система уровня ProTools.


О "железе"

В рамках домашнего творчества на хорошем профессиональном уровне самым приемлемым вариантом будет интерфейс Focusrite Saffire (есть более дешевая версия LE, там отсутствует DSP для поддержки программных плагинов данной фирмы, кстати, они и не очень хороши).

Но самое главное - это правильно настроить мониторы. Они должны давать достоверный звук во всем частотном спектре. Пока системы автоматизированной подстройки от IK Multimedia на наш рынок не пришли, поэтому пытайтесь следовать рекомендациям специалистов. Но тут тоже... Например, мониторы хорошо качают низы, их хорошо оценивают, а потом в профессиональной студии вы услышите очевидную яму на низких.

Вокал лучше писать на оборудованной студии, там же корректировать сведение и мастеринг.

Итак, объемы газеты плюс накопившиеся темы не позволяют более широко раскрыть вопросы современной аранжировки. Но ключевые вопросы мы затронули. Успехов в творчестве!

Кристофер,
christopher@tut.by

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

19 за 2008 год

Рубрика: 

Multimedia
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!