Три закона популярности софта

Почему один софт становится популярным, а другой остаётся лежать в хламе среди другого такого же непопулярного программного обеспечения на безвестных софтверных каталогах? Имеет ли популярность софта ту же природу, что популярность книг, артистов, музыкальных произведений? Давайте вместе поразмышляем на эту интересную тему.

С одной стороны, вроде бы, вполне очевидно, что популярность - это всегда популярность, к чему бы она ни относилась: к софту ли, к музыке ли, к напиткам ли... Популярно пиво, но кто-то любит простоквашу - что ж в этом такого? Однако, на самом деле в популярности того или иного софта замешано гораздо больше факторов рациональных, которые практически не влияют на популярность той же музыки. Основной закон таков: популярным может быть только качественный софт. Что значит качественный? Это софт, который не обижает пользователя. В этом определении заложен и продуманный интерфейс, и некий минимальный набор функций, ожидаемый пользователем от программы данной категории, и отсутствие раздражающих ошибок.

Впрочем, этот критерий популярности программного обеспечения является, как сказали бы математики, необходимым, но недостаточным. Есть огромное количество различных программ, которые являются очень и очень качественными, я бы даже сказал, вылизанными, но популярными их назвать проблематично. И тому может быть две причины. Первая из них - второй закон популярности софта. Он звучит следующим образом: чтобы стать популярной, программа должна приносить пользователю удовольствие путём удовлетворения его насущных потребностей. Например, популярная программа Firefox позволяет пользователю просматривать новости, узнавать погоду, читать анекдоты, смотреть порнуху, флудить на форумах. Она позволяет большому количеству пользователей удовлетворять различные потребности, актуальные для каждого из них. Так как потребности удовлетворяются, пользователь получает удовольствие и привязывается к программе, рекомендует её другим пользователям - так и расширяется круг пользователей этой программы, а вместе с этим увеличивается и её популярность.

Однако и второй закон популярности софта имеет свои ограничения. Он ограничен временными рамками: сколько бы групп не спело "Yesterday" и как бы хорошо они это не сделали, всё равно до популярности The Beatles любой из них будет ой как далеко... Поэтому третий закон популярности софта можно сформулировать известной русской пословицей: всякому овощу своё время. То есть, WinAMP мог стать WinAMP'ом десять лет назад, сейчас это был бы просто, как любят писать софтверные обозреватели (в том числе и я сам), "симпатичный проигрыватель с дружелюбным к пользователю интерфейсом и интересной функциональностью".

Первый закон популярности софта прост как полено. Он, можно сказать, математически точен: очень просто контролировать его выполнение количественно, измеряя его в количестве выловленных тестировщиком багов и в количестве гневных писем от возмущённых пользователей, недовольных сообщением "Идиот, ты куда тычешь сохранить, ты же ещё даже не написал ничего!".

 

Второй закон уже выглядит сложнее, но и его можно более-менее придерживаться, если разработчик представит себя на месте пользователя. Хотя это тоже не самый удачный вариант - всё-таки, как показывает практика, очень уж разными глазами смотрят на софт программисты и пользователи. Впрочем, второй закон популярности софта носит статистический характер, чем можно тоже вполне успешно воспользоваться: попробуйте опросить достаточное число пользователей, чтобы выборка получилась репрезентативной, а после выберите самые популярные ответы на вопросы о том, какая функциональность им нужна. Подход трудоёмкий и эффективный только в итерационном исполнении, однако надёжный и действенный.

Третий закон популярности программного обеспечения - закон интуитивный, в некотором роде даже мистический. Все менеджеры любой фирмы, не только софтверной, медитируют часами в своих дорого обставленных кабинетах, чтобы понять, какой именно продукт окажется на гребне волны и принесёт миллионные барыши. Никто не в состоянии предугадать, куда хлынет завтра толпа: сегодня всем нравится Netscape, завтра Internet Explorer; сегодня - чаты на сайтах, завтра - социальные сети; сегодня - "тамагочи", завтра - мобильные телефоны... Инженеры неустанно изобретают всё новые "навороты", полезные и не очень, а маркетологи старательно проталкивают их в массы - однако всё это называется не иначе как "метод научного тыка". Потому что можно бесконечно медитировать в надежде попасть пальцем в небо и всё равно не угадать, куда завтра устремится вкус толпы.

Думается, есть математическая теория, способная предсказать подобные вещи - я рассказывал о ней в статье про компьютерное моделирование климата, которая в этом году была опубликована в "Компьютерных вестях". Эта математическая модель называется теорией динамических систем, однако она очень сложна для понимания экономистов, и, кроме того, для её применения нужно точно измерять некоторые параметры, которые в случае с толпой измерить ой как сложно.

Но, в общем-то, грустить поводов особых нет. Третий закон ограничивает лишь количество миллиардеров, но никак не ограничивает количество миллионеров и тех, кто просто кушает хлеб с маслом. Выполняя первые два закона, вполне возможно создать достаточно качественное программное обеспечение, которое будет иметь определённый успех. А там, кто знает - может, вам улыбнётся мисс Фортуна и вас будут проклинать так же часто, как и Билла Гейтса?

Вадим СТАНКЕВИЧ

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

20 за 2008 год

Рубрика: 

Размышлизмы
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!
 

Комментарии

Аватар пользователя Santa
Bred