Как работает звуковое ПО

Entry

(Продолжение. Начало в №25)

Казалось бы (!), что часто приходится говорить абсолютные банальности, но случайно включаю телепередачу с обсуждением проблемы национальной музыки, а там опять звучит что-то типа: "Музыкой является не то, что набито на компьютере, а то, что могут создать специалисты с высшим музыкальным образованием". То есть, молоком является не то, что продается в магазине, а то, что доят бушмены у верблюдиц в Сахаре! Звучит так же. Да, и Генри Форду не нужно было бы заниматься производством автомобилей, ведь он работал часовщиком, нигде особенно и не учился. И моряка Римского-Корсакова - в топку. Просто удивительно слышать такие рассуждения в XXI веке.

Когда открылся "железный занавес" в конце 80-х прошлого столетия, в западный шоу-бизнес нельзя было не влюбиться, хотя бы из-за той же пресловутой разницы в качестве, которая слышна сразу.

Западный подход к производству в корне отличался от того, к чему привыкли у нас, ведь тамошние звукорежиссеры, композиторы, музыканты практически работали на себя и не за ставки в тарифной сетке по госрасценкам, а на уровне взаимодействия коммерческих структур в режиме конкуренции. Для нас это было абсолютно непривычным.

 

* * *

Ещё интереснее ситуация обстояла с приходом в производство компьютерных технологий. По существу, там он произошел очень мягко и как само собой разумеющееся, а у нас даже сейчас вы можете услышать достаточно предвзятое мнение о "компьютерных специалистах" почему-то с противопоставлением им "профессиональных композиторов и музыкантов с высшим образованием", о чём мы сказали в начале материала.

Сама постановка такого сравнения и противопоставления не корректна в корне. Компьютер - это современный инструмент производства, не более того. Он обеспечивает определенные технологические процессы. В прошлом материале мы упомянули о том, что всё профессиональное звуковое ПО создаётся на экспертном уровне, то есть за его формированием стоят специалисты, зачастую высочайшего класса и с большим именем. И это касается буквально всех направлений - от мощнейших программ нотации до сэмплерных библиотек, в рамках которых вы можете найти записи лучших оркестров мира.

Хотя можно согласиться и с тем, что компьютеризация звукового производства - задача не из легких даже на Западе. Например, на прошлой выставке NAMM 2007 года несколькими крупнейшими компаниями был сформирован альянс, целью которого явилась реализация системы обучения новым технологиям... для преподавателей музыкальных учреждений. Но(!) решалась конкретная проблема.

Это сравнимо с компьютеризацией любых других областей, и в ряде них специалисты без навыков владения РС сейчас попросту являются неконкурентоспособными.


...продолжение прошлого материала

Как только появилась необходимость сохранения большого объёма цифровых данных, индустрия столкнулась с проблемой накопителей. Причем изначально это произошло даже не в звуковой сфере.

Старшее поколение программистов вам может рассказать об ЭВМ (электронно-вычислительных машинах), каждая из которых занимала отдельное помещение, а сами данные записывались и читались в рамках накопителей с магнитной лентой (больших бобинных магнитофонов). Причём это было применимо после и в бытовой сфере. Например, те, кто в детстве играл и программировал на компьютерах типа Байт или Сантака, могут вам рассказать, что в качестве внешних накопителей использовались обычные кассетники.

В сфере профессионального звука ситуация оказалась достаточно быстро решаемой, то есть на магнитной ленте стали хранить не аналоговый сигнал, а цифровые данные. То есть практически нужно было встроить АЦП/ЦАП'ы и предусмотреть возможности записи/чтения. Такие устройства назывались DAT-магнитофонами (DAT - Digital Audio Tape). А многоканальные решения получили своё основное распространение в виде ADAT-магнитофонов.

Дело в том, что о возможности хранения цифровой аудиоинформации на HDD и, тем более, CD в рамках студийного производства тогда не могло быть и речи. Первые стоили неимоверных денег и имели очень малые объёмы, вторые не предлагали другие возможности записи, кроме как промышленным способом.

С ростом объёмов и значительным удешевлением HDD, появлением приводов CD-R/RW необходимость в использовании DAT и ADAT магнитофонов отпала сама собой. Причём параллельно как бы сами собой решились проблемы со скоростью доступа к данным и синхронизацией записи (что было критично при использовании ADAT). То есть, с рынка практически стал уходить целый сегмент студийной техники.

Следующим классом аппаратуры, который попал под схожий "удар", оказались сэмплеры. История появления таких инструментов сама по себе неоднозначна. Потому как технология использования звуковых фрагментов в качестве основных источников для формирования инструментов активно проявилась, в первую очередь, (!) на компьютерах. Речь идёт о трекерах - небольших программах, специально разработанных для платформы Commodore Amiga в целях обеспечения звукового сопровождения к играм. Хотя в то же время у производителей музыкальной аппаратуры было схожее движение. Например, в ритм-машине Roland TR-909 часть звуков не синтезировалась, а воспроизводились сэмплы. Мало того, если говорить о цифровом синтезе, на который якобы так быстро перешли, совершенство не получилось. Темброфонически был очевиден проигрыш более старым аналоговым устройством, а в том, что касается воссоздания звучания обычных "живых инструментов... данная эпопея продолжается и поныне (в рамках синтеза). Посему инженеры известных брендов ещё в 80-х ломали голову над серьёзной проблемой - как получить более естественные звуки. В результате получилось несколько усовершенствованных видов синтеза, подразумевающих гибридное сочетание из цифровых технологий искусственного формирования тембров и записанных сэмплов.

Причём сэмплеры как отдельные инструменты снискали наибольшую популярность в музыкальной среде, значительно выиграв у синтезаторов.

Кстати, такой успех многим вскружил голову. Ведь многие известные производители сэмплеров по отношению к компьютерному прогрессу оказались полнейшими консерваторами. Поэтому современный переход на платформы РС и Мас связан и со значительным омоложением рынка.

Например, в рамках аппаратных моделей такие фирмы, как AKAI, занимали лидирующие позиции. А кто сейчас главный в мире? Молодая компания Native Instruments, причем у AKAI было гораздо больше козырей... консервативная политика маститых брендов на самом деле оказалась полезной не для них самих, а для Эпохи Технологического Возрождения, с чем сравнима ситуация 90-х-00-х в звукопроизводстве.


Таким образом, вводим разграничения...

Звуковое ПО можно структурно разделить на следующие принадлежности:

  • Звуковые редакторы. Их ещё называют аудиоредакторами. Основное предназначение - запись/чтение/улучшенное отображение/редактирование звуковой волны, динамическая и частотная обработка, обработка эффект-процессорами, конвертирование в различные форматы файлов. Пакетная обработка множества данных.
  • Программы многодорожечной записи (аудио). По существу, это многодорожечный цифровой магнитофон, позволяющий записывать/воспроизводить и т.п. множество треков. Данная программа является основой любой профессиональной студии.
  • MIDI-секвенсоры. Программы для загрузки/формирования/сведения между собой MIDI-треков. Зачастую они являются просто частью программ многодорожечной записи.
  • Программы профессиональной нотации. Этот пласт программ формировался отдельно для профессиональных композиторов и музыкантов, наиболее популярными являются Finale для европейской школы и Sibelius для американской. Помимо этого, существует ещё пласт дополнительного специализированного софта для отдельных сегментов, например, отдельно для гитаристов, где можно использовать табулатуры.
  • Программы автоматической аранжировки. Это уникальный пласт ПО (самый яркий представитель - Jammer Professional), который помогает автоматизировать работу музыкантов и композиторов в рамках создания аранжировок в наиболее популярных стилях.
  • Модули эффект-процессоров (плагины). Дело в том, что наборов модулей, поставляемых со звуковыми редакторами и программами многодорожечной записи, для профессиональной работы обычно не достаточно. Посему существует целый ряд фирм, которые занимаются только выпуском профессиональных плагинов эффект-процессоров, большинство из которых эмулирует известные модели и популярные алгоритмы. Подключаются по аудиосвязям.
  • Модули синтезаторов (инструментальные плагины). Большинство современных программных синтезаторов также базируется на основе лучших аналоговых прототипов прошлого. В рамках этих программ мы имеем качественную алгоритмизацию и зачастую объединение множества технологий (видов синтеза) для получения уникальных результатов. Подключаются через MIDI как воспроизводящие инструменты.
  • Модули сэмплеров (инструментальные плагины). Сэмплеры базируются на использовании библиотек записанных звуков (оркестров, инструментов и т.п.). Подключаются через MIDI как воспроизводящие инструменты.
  • Модульные студии. В рамках такого вида ПО вы создаёте свою виртуальную студию из отдельных блоков как в конструкторе.
  • Программы исправления нот. В данном случае мы говорим прежде всего о Celemony Melodyne, которая может исправлять фальшиво спетые или сыгранные ноты.
  • Алгоритмические модули убыстрения/замедления, а также изменения тональности аудиофайлов.
  • Системы реставрации.
  • Системы мастеринга.

Многие подумают, что, опять же, обсуждаем банальности, но вы должны понимать, что изначально аудио и MIDI даже на компьютере подразумевали два отдельных вида различных устройств. На данный момент оба этих клана якобы объединились, но данное впечатление обманчиво, они просто "вошли внутрь" и полноценно реализовались на программном уровне. Причем стоит отметить, что, подключая в MIDI-секвенсор, в программу нотации или т.п. виртуальный инструмент (VSTi, DXi), вы превращаете поток MIDI-команд в аудиопотоки, соответственно, дальнейшая обработка идёт на уровне аудиосигналов. Эти технологии явились результатом эволюционного процесса развития звукового софта и самих технологий, в целом.

Примерную схему взаимодействий вы можете увидеть на рисунке. Под управлением там понимается возможность внешнего изменения параметров подключаемых программных модулей.


Промежуточное завершение

Производственный процесс в рамках студии на базе РС структурно подразумевает под собой технологически замкнутую схему взаимодействий. То есть, перед тем, как планировать создание чего-либо, нужно качественно определиться с инструментарием. В зависимости от этого впоследствии выполняются расчеты требований к аппаратной начинке компьютера либо компьютерной системы.

(Продолжение следует...)

Кристофер,
christopher@tut.by

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

27 за 2008 год

Рубрика: 

Multimedia
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!