OpenGL 3, Cuneiform, олимпийский линукс, Debian для Neo, Reiser4 жив, Vim 7.2


OpenGL 3.0 "Longs Peak"

На конференции SIGGRAPH 2008 была представлена третья версия API OpenGL для создания и воспроизведения динамической 3D-графики на широком спектре платформ и устройств, с поддержкой аппаратного ускорения (www.khronos.org/opengl). Третья версия разрабатывалась около двух лет. Координатором разработки этой версии с кодовым названием "Longs Peak" является промышленный консорциум Khronos Group, в который входят более 100 компаний, в том числе 3Dlabs, ATI, NVIDIA, SGI, Sun Microsystems.

API OpenGL применяется, в основном, как промышленный стандарт для CAD-проектирования. Также раньше OpenGL использовалась для создания компьютерных 3D-игр. Но сейчас компьютерные игры эксплуатируют практически только альтернативный DirectX от "Майкрософт". Единственный, наверное, кто остался верен OpenGL, это легендарный Джон Кармак из id Software, - Doom 3 написан именно на этой платформе. Следует также отметить, что OpenGL активно сейчас используется в настольных linux-системах для акселерации графики обычных приложений и создания красивых эффектов рабочего стола вроде Compiz.

Как и ожидалось, третья версия этого API не претендует на прорыв в компьютерных играх. А жаль. Longs Peak предназначена, в основном, для промышленного применения. В первую очередь, эта версия будет актуальна для компании NVIDIA, которая имеет линейку специализированных видеокарт. Что же касается остальных производителей Intell и AMD, то, судя по отсутствию каких-либо комментариев с их стороны, реализация Longs Peak в их продуктах - дело не очень скорого будущего.

Хотя народ на форумах утверждает, что видеокарты скоро вымрут как динозавры: в будущем, во времена каких-нибудь десятиядерных процессоров, вполне реально выделить пару-тройку ядер под обработку графики и не возиться с программированием видеокарт.

 


Red Flag Linux 7.0 "Olympic"

Китай на прошлой неделе не только продолжал "косить" на Олимпийских играх золотые медали, поражая мировое сообщество успехами национальной фармакологии, но и выпустил к играм "олимпийскую версию" дистрибутива Red Flag (distrowatch.com/?newsid=05040). Это очень популярный в Поднебесной дистрибутив, который создаётся китайской компанией Red Flag Software Ltd., основанной Институтом Software Research Академии наук Китая.

Данная "олимпийская редакция" Red Flag представляет собой liveCD с возможностью установки на жёсткий диск. Основные стандартные компоненты этого релиза: Linux kernel 2.6.25, glibc 2.8, GCC 4.3.1, xorg-server 1.4.99, Qt 4.4, Firefox 3. Следует отметить, что в качестве одного из стандартных компонентов этого дистрибутива является "неэмулятор" Wine. Сейчас на форумах очень многие ратуют за обязательное включение Wine в базовый набор любого дистрибутива.

И главной особенностью "Olympic" является наличие рабочей версии KDE 4.1. По-моему, это самый первый дистрибутив, в котором есть данная версия. В общем, и здесь китайцы всех обскакали.


Debian для Neo Freerunner

Это должно было произойти, и это произошло. Аккурат к юбилею проекта GNU/Linux Debian линуксоиды получили довольно приятный подарок. Разработчики ARM-порта этого дистрибутива и представители проектов Openmoko анонсировали возможность установки Debian на смартфоны Neo Freerunner.

Пока информации об этом проекте не так уж и много. На wiki.debian.org опубликованы инструкции, как установить этот порт Debian на карту MicroSD смартфона (wiki.debian.org/DebianOnFreeRunner).

Как утверждают разработчики, данный проект ещё очень нов, поэтому возможно выявление ошибок.

Теперь владельцы Freerunner смогут воспользоваться таким привычным и удобным apt-get для доступа к весьма обширной базе приложений, которой вполне может позавидовать любой пользователь "айфона".


Юникс-версия Cuneiform

Тем временем, система распознавания печатных символов OCR Cuneiform, которую Владимир Станкевич однажды тут жестоко раскритиковал, действительно обзавелась версией для Linux (groups.google.com/group/tesseract-ocr/browse_thread/thread/a78f5cfa0372258f). Причём не прошло и половины года с момента открытия исходников этого проекта, как готова уже версия 0.3.

Напомню, проект OCR Cuneiform - это система распознавания печатных документов с поддержкой распознавания кириллицы. В начале этого года этот проект перешёл на свободную лицензию BSD и объявил о намерении создать Linux-версию продукта. Правду говоря, я и сам не ожидал, что такая версия быстро появится. Зная не очень высокую способность линуксоидов на постсоветском пространстве к самоорганизации, лично я рассчитывал, что первые Linux-версии Cuneiform появятся где-то в следующем году. Видимо, к проекту подключились представители Европы или Америки, где программистское сообщество более организовано.

Что же касается новшеств новой версии, то здесь появилась поддержка 64-битных систем, вывод результата в HTML формате, сохраняя особенности начертания оригинала (выделение жирным, курсивом и т.д.).


Reiser4 жив, Reiser4 будет жить

А участники проекта разработки файловой системы Reiser4 сдаваться не намерены. После известных драматических событий и осуждения лидера проекта Ганса Рейзера уныние охватило не только пользователей, но и разработчиков этой файловой системы. Даже я поддался всеобщему пессимизму.

Но жизнь продолжается. На днях были представлены патчи поддержки файловой системы Reiser4 для основного ядра Linux, которые перенесены из ветки "-mm" ядра (kerneltrap.org/Linux/Reiser4_Update). Один из участников проекта, протестировав всё это дело, даже выразил надежду на включение этих патчей в основное ядро. Также Эдуард Шишкин, который на данный момент работает над документацией по дизайну плагинов, заявил, что она будет готова примерно в сентябре.


Vim 7.2

Следует также отметить обновление легенды из мира юникс-систем - текстового процессора Vim (www.vim.org). Это событие сопровождалось традиционным ритуальным флеймом на форумах между молодым и старшим поколениями. Молодёжь, естественно, считает использование Vim ретроградством и призывает поскорее избавится от этого "предрассудка". Эх, я тоже когда-то был молодым и горячим. А сейчас вот поостыл и как-то незаметно прикипел к этому редактору. Большинство статей я пишу в графической версии gVim, и только финальное форматирование делаю в офисных программах.

А что касается изменений новой версии, то это, в основном, исправления накопившихся ошибок. Концептуально Vim практически достиг совершенства.

Михаил АСТАПЧИК

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

32 за 2008 год

Рубрика: 

Компьютер и жизнь
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!