Новости


Google выпустил браузер

То, о чем так долго говорили, наконец случилось. 2 сентября компания Google сделала доступной для загрузки по адресу www.google.com/chrome бета-версию собственного веб-браузера Google Chrome.

Новая программа спроектирована и создана Google полностью самостоятельно, в соответствии с представлениями инженеров компании о том, какой должна быть оптимальная операционная система для запуска веб-приложений. В ходе ее создания использовались наработки других открытых проектов, включая Apple WebKit и Mozilla Firefox. Получившийся код Google рассчитывает открыть для сторонних разработчиков, предоставив им возможности дальнейшего совершенствования программы.

По заявлениям разработчиков, Google Chrome может загружать страницы быстрее и безопаснее и включает новый механизм V8 для обработки интерактивных сценариев JavaScript, предназначенный для следующего поколения еще не созданных приложений. Браузер представляет информацию в виде страниц с закладками, а веб-приложения запускаются в отдельных закладках, причем они представляют собой независимые друг от друга процессы. Если один процесс зависнет, то это никак не скажется на стабильности всего браузера.

Помимо уже готовой тестовой версии для Windows, ведутся работы по адаптации программы для платформ Linux и Macintosh.

 


Конкурент App Store от Microsoft

Корпорация Microsoft планирует запустить собственный онлайн-магазин программ для платформы Windows Mobile под названием Skymarket. Очередной конкурент Apple AppStore станет доступен пользователям уже этой осенью.

Об этом стало известно из вакансии на сайте Computerjob.com, размещенной 31 августа. Microsoft ищет старшего менеджера по продуктам, который "возглавит команду нового рыночного сервиса для Windows Mobile и осуществит запуск его первой версии". Ожидается, что новый сервис станет "местом, где разработчики смогут распространять и монетизировать свои приложения для Windows Mobile".

Первой ласточкой в этой области была компания Apple, которая 11 июля текущего года запустила онлайн-сервис AppStore, позволяющий владельцам мобильных телефонов iPhone и плееров iPod Touch покупать различные приложения. На момент запуска на страницах AppStore находилось более 500 программ различных поставщиков, включая игры FreeCell и Sudoku, а также приложения Facebook, MySpace, The New York Times, Pandora, PayPal и Twitter. Стоимость программ составляет от $0.99 до $9.99. В настоящее время AppStore активно пополняется. Только бесплатных программ в некоторые дни публикуется порядка 20. Всего количество бесплатных программ уже перевалило за 200, а общее количество - за 1000. И уже за первый месяц своей работы AppStore принес своим владельцам общий доход в размере $30 млн.

Будет ли такой же успешной инициатива Microsoft - покажет время. А пока ряды конкурентов Apple AppStore множатся. Так, 29 августа консорциум поддержки и продвижения Google Android заявил, что будущие пользователи смартфонов на основе этой платформы тоже смогут скачивать приложения из онлайн-магазина наподобие AppStore. Магазин будет называться Android Market.


"Яндекс" запустил jabber-сервер

"Яндекс" объявил о запуске своего нового сервиса для обмена мгновенными сообщениями. Он работает на протоколе Jabber и позволяет взаимодействовать с учетными записями, созданными как на "Яндексе", так и на других jabber-серверах - например, QIP, GMail и Livejournal. Мессенджер интегрирован с блогами и почтой "Яндекса" - при его установке в списке контактов автоматически появляются контакты из адресной книги и сервиса Я.ру.

Специалисты указывают, что "Яндекс" в последнее время весьма активизировался в связи с планируемым выходом на биржу, и называют новый сервис повтором трюка с раздачей третьей версии Firefox с "тулбаром" от "Яндекса". В этом случае у "Яндекса" есть хорошие шансы отвоевать часть своего рынка за счет привязки новых сервисов в одном месте прямо на декстопе пользователя. Только ежедневная аудитория пользователей почтовой системы "Яндекса" составляет порядка 1.5 млн человек. Так что силы для борьбы у "Яндекса" есть.

Максим СЕРЕБРОВ


Первый космический троян

Компьютерные вирусы, покорив Землю, устремились в космос. По крайней мере, именно такой вывод можно сделать из того факта, что представители NASA подтвердили слухи о проникновении трояна на Международную космическую станцию (МКС). Известный сайт SpaceRef сообщил, что W32.Gammima.AG (именно этот троян проник на МКС) является первой вредоносной программой, сумевшей проникнуть в космос. Путь проникновения был очень простым: зараженными оказались ноутбуки, прибывшие на МКС в июле этого года. Стоит отметить, что W32.Gammima.AG - это довольно старая, по меркам вирусов, вредоносная программа: впервые она была обнаружена год назад. Цель работы этого трояна - кража и пересылка злоумышленникам пользовательских паролей к популярным в Азии онлайновым играм, например, таким, как Story, R2 и ZhengTu. Как именно вирусы оказались на ноутбуках, пока точно неизвестно, но NASA предполагает, что их занесли на "флэшке" сами проживающие на МКС космонавты.


Магазин Android-приложений

Вслед за Apple, открывшей магазин по продаже приложений для телефонов iPhone, компания Google собирается также осуществить нечто подобное - только, разумеется, приложения в гугловском магазине будут предлагаться пользователям телефонов на платформе Android. Эрик Чу, один из участников проекта Google Android, сообщает в блоге, посвященном разработке Android (android-developers.blogspot.com), о том, что сервис будет назван Android Market, и загружать с него пользователи Android смогут не только коммерческие программы, но и бесплатные. Само собой, на новом сервисе будет работать поиск по приложениям, и, кроме того, каждой программе можно будет выставлять оценки, а также комментировать ее работу. Что касается разработчиков мобильных приложений для платформы от Google, то для них публикация приложений в Android Market будет практически неотличима от публикации видеороликов на YouTube. Впрочем, все достоинства мобильного сервиса для пользователей платформы Android можно будет оценить не раньше, чем телефоны на ее основе поступят в продажу.


Интернет решит судьбу футболиста

Английский футбольный клуб "Эббсфлит Юнайтед" задумался о выгодной перепродаже одного из своих нападающих. Неизвестный пока покупатель предложил за 19-летнего Джона Эйкинда более 170 тысяч евро. Чтобы никто не оказался обиженным, вопрос решили вынести на голосование в Интернете. Теперь судьбу Эйкинда должны решить посетители сайта myfootballclub.co.uk, которому принадлежит клуб. История покупки клуба сайтом весьма любопытна: каждый из зарегистрированных пользователей выложил по 35 фунтов стерлингов (это где-то порядка 44 евро), в результате чего набралась сумма, достаточная для покупки 51% акций клуба. Вопросы о продаже и покупке футболистов, согласно принятому при покупке самого клуба соглашению, решаются посетителями сайта в режиме онлайн.


SSD-диски не умеют стирать

IDG News Service опубликовал мнение некоторых экспертов по информационной безопасности, которые предупреждают о некоторых неприятных особенностях SSD-винчестеров. Особенности эти, собственно говоря, состоят в том, что при удалении каких-либо данных с таких винчестеров они не уничтожаются полностью, и могут быть доступны еще довольно длительное время. Хакер может воспользоваться простым программатором или лазером в ультрафиолетовом диапазоне. В качестве защиты эксперты предлагают применять аппаратное шифрование данных.


Ткань-невидимка - теперь реальность

Создание материала, который позволит человеку, облачившемуся в него, оставаться невидимым, давно волнует умы ученых всей планеты. Впрочем, теперь подобный материал вышел из области компетенции писателей-фантастов - ученые из Калифорнийского университета в Беркли сообщили в журналах Nature и Science о создании прототипа подобного вещества. "Метаматериал", полученный ими, благодаря преломлению отраженного света заставляет лучи огибать трехмерные объекты. Две независимых группы ученых получили два различных вида этого материала - один основан на сетке нанометрового масштаба из серебра и фторида магния, второй на серебряных микроволокнах. Оба материла не поглощают и не отражают свет, а заставляют его огибать их, то есть человеческий глаз воспринимает изображения объектов, находящихся позади тех, которые скрыты этими материалами. Подобный эффект, по словам британского физика Ортвина Хесса, для видимого света демонстрируется впервые, а потому создание подобных материалов - это настоящий прорыв в науке.


Mitsubishi извлечет пластик из электронных отходов

Чтобы человечество не утонуло в мусоре, все новые и новые технологии предлагаются для борьбы с ним. Компания Mitsubishi Electric сообщила о том, что ею разработана уникальная технология автоматического извлечения пластиковых частей из выброшенной на свалку электроники. Традиционно извлечение пластика из электронных устройств считалось непростым делом по причине наличия смол во многих электронных компонентах, однако предложенная Mitsubishi Electric технология позволяет достаточно легко извлекать куски полипропилена, полистирола и АБС-пластика, содержащиеся в электронном оборудовании. Новая технология основана на применении статического электрического заряда, но подробности его использования, по понятным причинам, не разглашаются. К ноябрю 2009-го Mitsubishi построит работающий по этой технологии завод около Токио - он должен будет перерабатывать около 6700 тонн выброшенных электронных приборов в год.

Вадим СТАНКЕВИЧ


MySpace обогнал Yahoo по количеству баннеропоказов

Социальная сеть MySpace теперь является самой крупной рекламной площадкой в Интернете. Несколько дней назад она обогнала по количеству баннеропоказов на американском рынке бессменного лидера прошлых лет - портал Yahoo.

По данным comScore, все сайты группы Fox Interactive (в том числе MySpace, абсолютный лидер среди них по посещаемости) обеспечили в июне 56.8 млрд баннеропоказов, тогда как группа сайтов Yahoo - всего 53.1 млрд. Такое произошло впервые в истории, а причиной - падение посещаемости Yahoo в начале лета аж на 12% по сравнению с маем.

Несмотря на лидерство по посещаемости, сайт MySpace и близко не может обеспечить тех рекламных доходов, что есть у Yahoo. Реклама там продается значительно дешевле, и аналитики называют это глобальной проблемой социальных медиа. По рекламным бюджетам MySpace уступает не только Yahoo, но даже AOL и MSN.

Правда, компания Yahoo не согласна признать свое поражение (раньше они точно так же оспаривали, что Google обошел их на рынке поисковой рекламы). Они опять не соглашаются с методологией исследования. Более того, руководители Yahoo сказали, что уже "решают эту проблему" со специалистами comScore (каким образом - не сообщается).


Распознавание паттернов в любом наборе данных

У людей есть прирожденная способность находить закономерности в массивах информации. В любом на первый взгляд бессмысленном наборе цифр, слов, действий или людей мы способны найти какую-то систему или даже создать (выдумать) ее. Феномен автоматического формирования иерархий и других паттернов в обществе хорошо известен социологам. Как наш мозг делает это - до конца непонятно, вот почему мы до сих пор не можем создать компьютерные системы, которые обладали бы такими же универсальными способностями по анализу данных. Напротив, каждую систему дата-майнинга приходится программировать на поиск определенного, четко описанного вида паттернов.

Специалисты по когнитивным наукам и психологии из Массачусетского технологического института заявляют, что они впервые в мире создали универсальный инструмент такого рода. Их программа способна распознавать абсолютно любые закономерности тем же способом, как это делает человеческий мозг. На входе она получает абсолютно любой поток неструктурированных данных, после чего выдает, какая конструкция наиболее подходит для организации этих данных - иерархия, линейный порядок, дерево, кластер или что-то еще.

Вся наша жизнь и вся природа основана на четких классификациях: начиная от периодической системы химических элементов и заканчивая деревом эволюции и социальными сетями. Поэтому искусственный интеллект обязательно должен научиться работать с такими объектами.

Получив набор данных, программа структурирует их тем способом, который наиболее подходит для данного случая. Именно так подходит к решению наш мозг: мы держим в уме все возможные паттерны и сравниваем их с набором цифр перед глазами. Собственно, такие способности являются одним из главных мерил при прохождении тестов на интеллект.

Результаты исследований MIT опубликованы в последнем номере журнала Proceedings of the National Academy of Science. Эта разработка может стать фундаментом для набора специализированных систем, которые будут работать в одной связке и распознавать паттерны любого вида, образуя ядро систем искусственного интеллекта нового поколения.


Google предлагает 15-дневную компенсацию за сбой Gmail

После трех серьезных сбоев, которые произошли в работе Gmail в начале августа, компания Google решила выплатить компенсацию всем пользователям платного сервиса Google Apps Premier. Администратор каждого платного аккаунта получил письмо с сообщением, что Google автоматически продлевает годовую подписку на Google Apps Premier на 15 дней без дополнительной оплаты.

Подписка на Google Apps Premier стоит $50 в год на каждого пользователя, при этом компания гарантирует аптайм 99.9% в работе сервиса. Однако и бесплатный, и платный Gmail не работали около двух часов 11 августа почти у всех пользователей (при входе в почтовый ящик пользователи получали сообщение об ошибке). Еще два сбоя произошли 6 и 15 августа и затронули лишь небольшое количество клиентов.

В письме Google признает, что в августе они работали не очень хорошо, обещают исправиться. В частности, скоро выкатят новую информационную систему, с помощью которой администраторы могут наглядно отслеживать техническое состояние сервиса, видеть все сообщения об ошибках и причины их возникновения.

Сервисом Google Apps (кроме Premier, у него есть еще две бесплатные версии) пользуются более 500 000 компаний по всему миру с общим количеством активных пользователей около 10 млн. На платную версию приходится несколько процентов из этого числа.


Microsoft: "Прощайте, лазерные мышки!"

Переход от оптических к лазерным мышкам был довольно важным этапом в "мышестроении". Но теперь, похоже, компания Microsoft готова вывести нас на следующий этап эволюции. Правда, каким образом - пока непонятно.

На сайте Microsoft Hardware появился загадочный баннер с лозунгом "Прощайте, лазерные мышки!" и датой 9 сентября 2008 года. Больше ничего.

Известно, что на 9 сентября у "железячного" подразделения Microsoft назначена большая презентация в Сиэттле, где будут представлены новые разработки, в том числе новые мыши и клавиатуры.

Логично предположить, что представят некую новую технологию, которая придет на смену встроенным лазерам в мышках (например, они могут презентовать Blue Track: мышку на LED-индикаторах с широкоугольной линзой).

Но возможно также, что будет представлено некое принципиально новое устройство ввода, не имеющее ничего общего с привычными мышами.


"Аппаратная разгонялка" для GeForce

Компания Zotac выпустила первое в мире серийное устройство, специально предназначенное для разгона видеокарт (работает только с картами Zotac GeForce под Win XP/Vista). Небольшой девайс подключается к компьютеру по USB и получает прямой доступ к ядру GPU, шейдерным блокам и настройкам частоты памяти. На нем всего три кнопки, с помощью которых оверклокер может повышать и понижать частоту шагами по 5 МГц и управлять скоростью вентилятора. На встроенном дисплее отображается температура графического процессора.

Конечно, это не более чем игрушка, просто хардверный интерфейс к аппаратным настройкам, но во время игры вы ведь не полезете в настройки видеокарты, так что такой девайс очень удобен.

Zotac Nitro поступит в продажу в ноябре по цене 89 евро.


SSD-накопители побили рекорд в 1 млн IOPS

Компания IBM объявила о настоящем прорыве в области производительности систем хранения на флэш-памяти. В рамках научно-исследовательского проекта Quicksilver они добились скорости в 1 млн IOPS, то есть 1 млн операций ввода-вывода, тогда как для самых лучших современных систем хранения данных на SSD-дисках рекордом является 400 000 IOPS.

Таким образом, производительность SSD-систем увеличена в два с половиной раза. Флэш-массивы нового поколения к тому же обладают в 20 раз меньшим временем отклика, а стойки с ними занимают в дата-центре в пять раз меньше пространства и потребляют всего 55% электроэнергии и охлаждения по сравнению с лучшими современными решениями от Texas Instruments или самой IBM (в частности, если сравнивать с системой хранения SAN Volume Controller и IBM DS4700).

Системы хранения на SSD-дисках получают все большее распространение в серверах. Компания IBM поставляет такие системы с некоторыми серверами BladeCenter с июня 2007 года.

Проект Quicksilver является плодом совместной работы научно-исследовательских подразделений IBM в Англии (лаборатория в Hursley) и Калифорнии (Almaden Research Center).


Найдено 45-е простое число Мерсенна?

Математики из распределенного проекта по поиску простых чисел GIMPS объявили, что одна из клиентских машин, которая участвует в вычислениях, передала на сервер файл с новым простым числом Мерсенна! Это важное событие для математического сообщества, потому что до сих пор было известно только 44 таких числа, последнее было найдено ровно два года назад.

Числа Мерсенна имеют вид 2n-1, где n - натуральное число. Последовательность чисел Мерсенна начинается так: 1, 3, 7, 15, 31, 63, 127, 255, 511, 1023, ... (последовательность A000225 в OEIS).

Простые числа Мерсенна являются самыми большими простыми числами, известными науке. Предыдущий мировой рекорд принадлежал числу 232582657-1, имеющему 9808358 разрядов. О величине нового числа пока не сообщается. Его проверка идет уже неделю на двух суперкомпьютерах, процессы завершатся 12 и 16 сентября.

Для нашедшего первое в мире число Мерсенна, которое превысит 10 млн разрядов, предусмотрен денежный приз в размере $100 тыс. (eff.org/awards/coop.php).


Microsoft запатентовала PgUp-PgDn

Как вы назовете ситуацию, если на экране отображается середина текущей страницы, вы нажимаете клавишу PgDn - и экран пролистывается до середины следующей страницы? Хотите сказать, это нормальная работа? Корпорация Microsoft считает иначе. Они называют это "Навигацией страничного контента с постраничными интервалами", и на днях Патентное ведомство США все-таки выдало(!) Microsoft патент на это "изобретение": патент США №7,415,666.

Неужели, по логике MS, клавиша PgDn изначально должна была пролистывать контент только до конца страницы, не заходя на следующую? Что им там, премии дают за количество изобретений?

Анатолий АЛИЗАР


Универсальный USB-зарядник

Магазинчик Brando представил дешевое и в целом полезное устройство, при помощи которого можно зарядить аккумулятор для "любого мобильного телефона".

Multi Cellular Batteries USB Tiny Charger - этакий "крокодильчик" с держателем на пружинке и зубцами-контактами, что позволяет подсунуть ему действительно любую батарею.

Гаджет позиционируется как незаменимая вещица в поездках для тех пользователей, которые не хотят таскать с собой много зарядных устройств для разных девайсов. И это за $12.

Один из очевидных минусов Tiny Charger - надобность доставать аккумулятор из телефона, так что на время зарядки аппарат работать не будет. Может быть, есть и еще. У Brando часто интересные решения чередуются с бесполезными.


Первая в мире зеркалка с записью HD-видео

Компания Nikon представила свой новый 12.3-мегапиксельный DSLR-аппарат D90, оснащенный функцией записи видео в формате HD.

12.3-мегапиксельный D90, оборудованный трехдюймовым ЖК-дисплеем, может похвастаться также системой автоматического удаления пыли, улучшенными технологиями Expeed Image Processor (шумоподавление, ISO 6400) и Active D-Lighting (восстановление детализации на ярких участках) и функцией обнаружения лиц. В новой камере реализован и режим Live View, который позволяет выбрать конкретный объект для фокусировки. Он вдобавок получил отдельную кнопку для запуска. Есть и серийная съемка: 4.5 кадра в секунду.

Но самое что ни на есть нововведение - наличие возможности записи HD-видео, которая раньше в зеркальных фотокамерах реализована не была. Nikon D90 пишет видео с разрешениями 320x216, 640x424 и 1280x 720 со скоростью 24 кадра в секунду. Формат - Motion JPEG. Длина ролика с разрешением 1280x720 не превышает 5 минут. В разрешении 320x216 или 640x424 можно писать 20-минутные ролики. Дополнительно к D90 можно прикупить GPS-модуль. В данном случае камера автоматически будет "прикручивать" к видеозаписи геоданные.В продаже Nikon D90 появился уже в сентябре текущего года. Стоимость базовой комплектации составит $1000. А в комплекте с объективом AF-S DX Nikkor 18-105mm с функцией подавления вибрации Vibration Reduction - $1300.

Некоторые другие характеристики. Процессор обработки изображения: Expeed, 12-бит. Автофокус: Nikon Multi-CAM1000, 11 точек. Выдержка: от 1/4000 с. Серийная съемка: 4.5 к/с, до 23 кадров JPEG, до 6 кадров RAW. Габариты: 132x103x77 см.


Samsung X360. Легче "воздуха"

27 августа, в преддверии берлинской выставки IFA 2008, компания Samsung анонсировала ноутбук X360. Его уже успели, согласно постоянно прорастающей то тут то там расхожей фразе, назвать "убийцей". На этот раз MacBook Air. Фраза-слоган "lighter than air" недвусмысленно намекает, какого такого Air легче новый X360.

Габариты X360 составляют 31.1x22.8x1.67-3.09 см. Вес новинки - всего 1.27 кг.

В такой "ультратонкий и ультракомпактный" корпус уместился 13.3-дюймовый дисплей с разрешением 1280 x 800, процессор Intel Centrino 2 ULV, интегрированное видео X4500, 1 ГБ ОЗУ (с возможностью нарастить до 4 ГБ) и, самое главное, 128-гигабайтный SSD-накопитель. Последний, впрочем, можно поменять на 120-гигабайтный HDD.

Заявленный срок работы от одной подзарядки батарей - 10 часов.

Все это дело будет поставляться с Windows Vista. А вот почем и когда появился на прилавках пока неизвестно.


ASUS бамбук

Компания ASUS продолжает представлять новинки. Очередной ноутбук известной компании - Ecobook - частично выполнен из бамбука. И выполнен симпатично. Да и начинка неплохая.

Ecobook'ов будет две модели. Одна с 11.1-дюймовым дисплеем, вторая - с 12.1-дюймовым (разрешение у обоих экранов 1280x768). Габариты новинок составляют 30x22x2.53-3.16 см при весе 1.57 кг (12.1 дюйма) и 27.7x19.4x2.49-2.9 см при весе 1.25 кг (11.1-дюймовик).

Внутри у машинки (речь о "флагмане" с 12.1-дюймовым дисплеем), работающей на Vista (ничего не поделать), процессор Intel T9400/P8600/P8400 Core 2 Duo, NVIDIA GeForce 9300M с 256 МБ и 320-гигабайтный гибридный HDD.

Младшая модель может похвастаться Intel Core Duo U7600, встроенным видео Intel GMA X3100, PATA драйвом (от 80 до 120 ГБ) и 32-гигабайтным SSD. В обеих моделях имеется WiFi (в 12.1-дюймовой еще и WiMax), web-камера, картридер, DVD-драйв и возможность установить до 4 ГБ ОЗУ.

В продаже Ecobook появится еще до конца года. Сколько будут стоить новые бамбуковые ноутбуки, не сообщается

Макс МАГЛЯС


"Неведома зверушка" от Apple

Ведущие IT-компании, как правило, держат свои разработки в глубокой тайне. Однако получить представление о ходе мыслей их инженеров можно, анализируя открытые данные государственных патентных ведомств. И вот что стало очередной "добычей" отраслевых журналистов: патент, полученный Apple на планшетный компьютер с поддержкой мультисенсорной технологии ввода. Об этом заявил популярный среди поклонников "яблочной компании" ресурс AppleInsider, сославшийся на новый 52-страничный документ, опубликованный Патентным ведомством США.

Патент описывает некое портативное устройство размером со среднюю книгу, оборудованное сенсорным экраном. Этот экран занимает всю площадь лицевой стороны устройства. Значительная часть прилагаемого к патенту описания посвящена большой сенсорной клавиатуре - она занимает половину экрана. Как указано в документе, клавиатура может поддерживать ввод при нажатии одновременно нескольких клавиш. Это позволяет набирать на ней текст одновременно обеими руками, как на традиционной пружинной. В описании концепта приводится такой пример свободы действий пользователя: если он захочет сделать один из напечатанных в тексте символов заглавным, ему достаточно будет одним пальцем нажать и удерживать клавишу Shift, а другим при этом указать на требуемый символ.

В этом не имеющем пока названия портативном ПК разработчики Apple предполагают использовать уже существующую операционную систему MacOS Х со стандартным, хотя и немного модернизированным интерфейсом. Изменения коснутся мелких деталей управления (таких, как кнопка сворачивания окна): при наведении на эти элементы пальца они будут увеличиваться до комфортных размеров. Также в Apple планируют использовать в новинке различные элементы управления в зависимости от того, какое именно приложение запущено. К примеру, в режиме медиаплеера на экран может быть выведен сенсорный диск, аналогичный тому, который используется в iPod.

То, насколько серьезно в Apple относятся к данной разработке, подтверждается фактом, что в числе разработчиков новой "таблетки" числится вице-президент Apple и признанный специалист в области промышленного дизайна Джонатан Пол. Обозреватели сайта AppleInsider тут же напомнили, что в 2004-2006 годах Apple уже представляла подобные концептуальные устройства. Однако на сегодняшний день действующая технология мультисенсорного ввода реализована лишь в двух выпущенных на рынок продуктах Apple - это iPhone и iPod touch. Все эти устройства - дальние потомки PDA Apple Newton (MessagePad), компьютера с сенсорным вводом, который появился в 1993 году и намного опередил свое время (производство было свернуто в 1998-м). Теперь уже несколько лет ходят слухи о якобы скором выпуске портативного компьютера Apple с мультисенсорным вводом, но официально он пока так и не был анонсирован.


Китайский суперкомпьютер

Китайские инженеры создали суперкомпьютер, способный выполнять более 100 триллионов операций в секунду. После завершения всех тестов он, как предполагается, войдет в десятку самых быстрых суперкомпьютеров мира. Компьютер получил название "Шугуан-5000" ("Рассвет-5000"). Это совместная разработка компании "Шугуан" и Института вычислительной техники Академии наук Китая. (Должен заметить, что китайская Академия наук, помимо прочего - еще и основатель и совладелец компьютерной компании Lenovo.)

Если оценивать возможности "Шугуан-5000" по методике LINPACK, обычно применяемой для измерения мощности суперкомпьютеров, его производительность составит около 160 триллионов операций в секунду. Но, как утверждают разработчики, пиковая вычислительная мощность "Шугуан-5000" может достигать 230 терафлопс.

Прогресс впечатляет: только в начале нынешнего года Китай сообщил о создании собственного суперкомпьютера, вычислительная мощность которого достигала одного триллиона операций в секунду. Тогда же прозвучало обещание до конца года создать компьютер с вычислительной мощностью уже в 100 терафлопс. Как видим, китайские компьютерщики работают с заметным опережением графика.

На сегодняшний день Китай стал второй страной после США, сумевшей создать суперкомпьютер производительностью свыше 100 терафлопс, а также второй страной (опять после США), которая разработала такого рода суперкомпьютер коммерческого назначения. Тем не менее, на сегодняшний день наиболее мощным суперкомпьютером в мире остается американский IBM Roadrunner: его производительность превосходит один петафлоп.

Надо заметить, что "Шугуан-5000" - далеко не предел. В 2010 году китайские разработчики планируют запустить собственный суперкомпьютер, мощность которого составит один петафлоп. Причем эта вычислительная система должна быть построена на базе собственных китайских процессоров Godson 3. На сегодняшний день они проходят стадию разработки, которую планируется завершить в течение следующего года. В своем выступлении на конференции Hot Chips официальный представитель Института вычислительной техники при Китайской академии наук сообщил, что Godson 3 будет содержать четыре ядра.

Напомню, что китайцы уже освоили выпуск процессоров Godson 2f (торговая марка Loongson) - в разработке этой модели приняла участие европейская компания STMicroelectronics. Сегодня этот чип применяется более чем в 40 различных устройствах.

Для справки: компания "Шугуан" была создана в 1995 году; она расположена в технопарке возле города Тяньцзинь.

Виктор ДЕМИДОВ


LHC почти готов

10 сентября состоится официальный запуск Большого адронного коллайдера (LHC - Large Hadron Collider), расположенного в европейском центре ядерно-физических исследований CERN в Щвейцарии. LHC является одним из самых грандиозных и дорогих научных приборов, которые когда либо создавало человечество. Строительство этого ускорителя началось еще в 1995 году, а полный бюджет проекта составил порядка 6 млрд евро.

Ускоритель расположен в кольцевом подземном туннеле глубиной от 50 до 175 м и длиной 27 км. В туннеле находятся охлажденные до температуры жидкого гелия (-271°C) сверхпроводящие магниты, которые будут удерживать на кольцевой траектории пучки разогнанных до энергии 7 тераэлектронвольт протонов. В четырех подземных экспериментальных залах расположены 4 гигантских детектора элементарных частиц, которые будут регистрировать результаты столкновения протонных пучков. Вся эта огромная машина создана мировым научным сообществом с целью подтвердить или опровергнуть главенствующую сейчас теорию элементарных частиц - Стандартную модель.

В данный момент охлаждение всех магнитов ускорителя до рабочей температуры завершено, и 10 сентября ученые собираются запустить по кольцу ускорителя первый пучок частиц с низкой энергией. Однако это станет только первым шагом на пути к вводу LHC в строй. После первого теста кольцевого ускорителя начнутся поверки его работы при более высоких энергия частиц. И только в конце октября должно состояться первое столкновение пучков. Впрочем, возможно, что запуск LHC будет отложен на более поздний срок. В конце августа группа европейских граждан подала на CERN иск в Суд по правам человека, обвиняя организацию в угрозе праву на жизнь жителей Европы.


Google в высоком разрешении

Компания Google подписала с компанией GeoEye соглашение об использовании спутниковых фотографий с нового спутника GeoEye-1 в своих сервисах Google Maps и Google Earth. Запуск GeoEye-1 запланирован на 4 сентября. Новый спутник сможет обеспечивать Google фотографиями земной поверхности с разрешением всего полметра на пиксел. Пока что карты Google имеют разрешение от 60 см до 15 метров на пиксел, так что будем ждать существенного улучшения спутниковых карт. Впрочем, произойдет оно, конечно, не сразу. Спутник способен заснять примерно 350000 кв. км в сутки, что, конечно, немало, но, по сравнению с масштабами Земли, не так уж и много. Надо сказать, что максимальное разрешение GeoEye-1 составляет всего 40 см/пиксел, однако эти данные компания будет предоставлять только правительству США, коммерческие же пользователи (в том числе и Google) ограничены вышеупомянутым полуметром.


Жизнь экскаваторов на Марсе

Видимо, чтобы как-то возместить довольно частые неудачи, случавшиеся с отправленными к Марсу космическими аппаратами, все последние "наземные" марсианские миссии проявляют удивительную живучесть. Уже четвертый год катаются по поверхности красной планеты марсоходы Spirit и Opportunity. Вот и зонд Phoenix успешно преодолел 90-дневный барьер, отведенный на выполнение своей миссии, и вполне успешно продолжает работать дальше.

Ученые из NASA предполагают, что "Феникс" сможет функционировать еще один-два месяца, после чего все-таки окончательно замерзнет - ведь он находится в холодной арктический пустыне, на которую надвигается марсианская зима. Но за время своей миссии "Феникс" вполне успешно справился с заданием. Аппарат успешно провел химические анализы марсианской почвы с разной глубины и из разных мест, сфотографировал частицы грунта под микроскопом и нашел воду. Как и ожидали ученые, под тонким слоем арктической почвы обнаружились залежи водяного льда. Так что теперь уже в наличии на Марсе воды нет никаких сомнений .

Что касается марсианской почвы, то она в общих чертах довольно похожа на земную, встречающуюся в холодных и сухих долинах Антарктики. Марсианская почва оказалась очень щелочной (pH = 8-9) и содержащей большое количество различных солей. Но, в принципе, она способна поддерживать существование жизни. Правда, прямых следов наличия биологических организмов "Фениксу" обнаружить так и не удалось. Так что сакраментальный вопрос - "есть ли жизнь на Марсе" - до сих пор остается нераскрытым. Впрочем, уже скоро за него возьмутся новые механические исследователи: например, в следующем году готовится к запуску зонд-марсоход Mars Science Laboratory, сочетающий в себе возможности химической лаборатории Phoenix и мобильность марсоходов Spirit и Opportunity. Ну а "Феникс" пока продолжает свои исследования. Несомненно, полный анализ полученной с него химической информации займет у ученых еще немало времени, но результаты, скорее всего, будут интересны только специалистам. Так или иначе, "Феникс" теперь навсегда останется первой химической лабораторией и первым экскаватором на поверхности Марса.

Константин АФАНАСЬЕВ


Миражи, миражи...

В последние годы индустрия развлечений все активнее эксплуатирует различные техники создания изображений прямо в воздухе с помощью плоских туманных экранов (2D FogScreens). Теперь появляется возможность создавать трехмерные изображения, хорошо видимые в разных ракурсах, без использования специальных очков. Новую технологию предложили специалисты Калифорнийского университета в Санта-Барбаре.

С помощью туманных экранов создавались тонкие туманные завесы, на которые сзади проектировались изображения. Туман рассеивал падающий свет и формировал изображение, буквально парящее в воздухе. Для создания трехмерного изображения необходимо было использовать два туманных экрана, перекрывающихся на различных глубинах. При этом отслеживалось положение головы наблюдателя, поскольку плоские изображения на каждом из экранов зависели от направления взгляда. Система в реальном времени просчитывала расположения изображений, а наблюдатель при этом видел одно трехмерное изображение в месте перекрытия экранов.

Главные трудности связаны с тем, что экраны могут влиять друг на друга, кондиционеры или сквозняки вызывают турбуленцию, ухудшающую качество изображения, а ошибки в позиционировании взгляда наблюдателя неизбежны в силу различия ракурсов для правого и левого глаз.

В экспериментах экраны размещались в трех разных взаимных позициях: параллельно друг другу на расстоянии 2 метров, перпендикулярно друг другу и с одним экраном, параллельным стене, на расстоянии 4 метров от нее. Испытания показали, что все три установки создавали у наблюдателей примерно одинаковое ощущение трехмерности демонстрируемого объекта при одинаковых условиях в комнате. Третья установка оказалась несколько более устойчивой к турбулентности, к тому же более простой и дешевой. Все схемы допускают дальнейшее усовершенствование и улучшение.

В будущем, по мысли ученых, подобные дисплеи ждут самые фантастические применения: виртуальные путешествия и музейные экскурсии, виртуальные офисы или, наоборот, комнаты отдыха, виртуальные хирургические операции на огромном 3-мерном сердце и т.д.

Результаты исследований будут опубликованы в ближайшем выпуске журнала "IEEE Transactions on Visualization and Computer Graphics".

Сергей САНЬКО

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

34 за 2008 год

Рубрика: 

С миру по байту
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!