Четыре человека на сундук мертвеца

Название: Left 4 Dead
Жанр: Action/FPS/TPS
Разработчик: Valve Software
Издатель: Valve Software (Akella)
Cистемные требования: CPU 3 ГГц (или 2.5 ГГц двухядерный), видеокарта класса GF6600, 1 Гб ОЗУ, 8 Гб свободного места, интернет-соединение
Оценка: 8

На сегодняшний день компания Valve является одним из законодателей мира шутеров - как рассчитанных на одиночное прохождение, так и сетевых. А началось всё в 1998 году - с выходом революционного сюжетного боевика Half-Life. После ошеломительного успеха игры Гейб Ньюэлл сотоварищи взялись за дальнейшее развитие идеи: сперва создали отлично масштабируемый движок Source, а затем выпустили на его основе продолжение "Полужизни". Достижения компании в сетевых режимах внушают не меньшее уважение: названия Counter-Strike и Team Fortress говорят сами за себя. Создав цифровой сервис распространения и поддержки игр под названием Steam и переиздав классику в лице Team Fortress 2 и Counter-Strike: Source, компания ещё больше усилила своё влияние на рынке онлайновых развлечений. А не так давно в полку сетевых экшнов "от Valve" прибыло: игра Left 4 Dead уже собрала богатый "урожай" хвалебных отзывов СМИ и каждый день продолжает завоёвывать всё новых и новых поклонников. В чём секрет успеха? Развёрнутый ответ - ниже по тексту.

И сразу же хочется огорчить игроков, не имеющих более-менее приличного соединения с Интернетом или домашней локальной сети: Left 4 Dead определённо не для них. Хотя номинально возможность сыграть соло имеется - роли трёх напарников в таком случае будут исполнять довольно "башковитые" боты. Однако без подключения к Интернету вы попросту не сможете запустить игру: принудительная активация на серверах Steam - одна из особенностей новинки. Плюс - следует быть готовым к закачке пары сотен мегабайт обновлений и ежечасному "потреблению" в районе 30-40 мегабайт для самой игры. Но если всё вышеперечисленное не является для вас проблемой - милости просим в дружное сообщество поклонников... зомби!

Да-да, вы не ослышались: чтобы получить от игры ещё большее удовольствие, знание "предмета" крайне желательно. Если пик вашего взросления пришёлся на девяностые года прошлого века, и словосочетания вроде "Ночь живых мертвецов", "День мертвецов" и прочие, заканчивающиеся на "...мертвецов", для вас - не пустой звук, в этой игре вы будете чувствовать себя как дома. Это - с одной стороны. С другой - сюжет в Left 4 Dead практически отсутствует. Речь идёт о некоем среднестатистическом американском городе, подвергшемся заражению мутагенным вирусом. Инфицированные заразой люди после неминуемой смерти превращаются в кровожадных, быстрых и сильных зомби, для которых любой выживший превращается в желанный деликатес... Повествование ведётся от лица четверых горожан, избежавших угрозы заражения и пытающихся прорваться сквозь толпы мертвецов к точке эвакуации. Вот, собственно, и всё. Между девушкой, статным афроамериканцем, рокером и отставным десантником не существует совершенно никакой разницы - кроме внешности, конечно. Каждый из них может пользоваться одним и тем же оружием, не имеет преимуществ по скорости передвижения или запасу здоровья, и т.д. Главная цель - выжить на протяжении одной из четырёх кампаний. В каждой из них героям предстоит прорваться сквозь пяток уровней, чтобы в итоге оказаться на спасительном средстве передвижения, уносящем подальше от пережитых ужасов.

Итак, помимо одиночной кампании с ботами, которую мы даже не станем рассматривать в качестве полноценного режима, Left 4 Dead может предложить испытания в одной из трёх дисциплин: "Быстрая игра", "Игра онлайн" (в компании случайных игроков или же избранных друзей) и "Схватка". Между первыми двумя "номинациями" разницы практически нет - просто в "Онлайне" позволяют зайти в игру из лобби, в котором можно оговорить массу дополнительных параметров: уровень сложности, условия доступа к серверу и т.п. "Быстрая игра" просто присоединяет желающего к ближайшему сражению - без возможности выбрать персонажа, кампанию и прочее.

 

Как только происходит соединение, игрок оказывается в начале уровня в окружении трёх таких же "счастливчиков". Далее всё очень банально - по крайней мере, на первый взгляд. Прихватив из находящегося поблизости арсенала подходящее оружие (здесь имеются пистолет-пулемёт, два типа дробовиков, штурмовая винтовка и "снайперка"), игроки начинают продвигаться по уровню, отстреливая накатывающую на них со всех сторон нечисть. И тут начинаешь понимать, насколько ценными оказываются личные навыки каждого бойца для успеха общего дела. Причём речь идёт не столько об умении грамотно "стрейфиться" и прицельно вести стрельбу (хотя и о них, конечно, тоже), сколько о навыках работы в команде и "чувстве локтя". Принципиально важно, чтобы каждый игрок не вёл себя как одиночка, а постоянно находился рядом с напарниками, прикрывал их огнём, помогал медикаментами в трудную минуту. Идеальный отряд - это стоящий спинами друг к другу "квартет", каждый из членов которого отслеживает свой сектор обстрела и прикрывает товарищей. Далее в игру вступают внешние факторы. Помимо "пасущихся" на определённых местах зомби, существуют и так называемые "орды", реагирующие на определённые раздражители. Стоит игроку зацепить пулей находящуюся под охраной сигнализации машину, как на вой сирены примчится целая орава мертвяков, крушащая всё на своём пути. Иногда "орды" накатывают после выполнения определённых действий или же перед так называемыми "безопасными локациями" - своего рода чекпойнтами, на которых можно "подзаправиться" боеприпасами и аптечками.

За все остальные сюрпризы отвечает Режиссёр - специальная система искусственного интеллекта, на ходу добавляющая в игру те или иные отряды зомби, а также регулирующая уровень сложности и частоту появления на локациях аптечек/амуниции. Это означает, что каждый раз кампания будет играться совершенно по-новому - прежними останутся лишь декорации, а всё остальное изменится в соответствии с пожеланиями невидимого Режиссёра. Скажем, если один раз вы прошли кампанию в составе новичков и отделались "лёгким испугом" - в другой раз (и с более опытными компаньонами) эта же миссия может превратиться в сущий ад, где будешь цепляться за каждый процент жизни. Аптечки, обезболивающее (временно повышающее здоровье), а также редкие бутылки с коктейлями Молотова и гранаты будут появляться на уровнях всегда в разных местах и только в том случае, если отряду приходится действительно несладко. Этим же фактором Режиссёр руководствуется и при отправке на поле боя элитных бойцов, каждый из которых характеризуется своими уникальными особенностями. "Толстяка" лучше убивать издали - в момент смерти он взрывается, обрызгивая всех находящихся поблизости членов отряда своей слизью, на которую обычные мертвецы слетаются как мухи на мёд. "Хищник" - крайне вёрткий зомби, который умеет нападать с огромных дистанций, валит жертву на землю и кромсает до тех пор, пока его не "снимет" один из выживших. "Курильщик" ещё более коварен. Этот тип обожает прятаться по крышам и умеет выкидывать с больших дистанций язык, которым обвивает жертву за горло и подтаскивает к себе, одновременно душа её. Но самую большую опасность представляют "Танк" и "Ведьма". Первый - огромная туша, способная вырывать из-под ног целые куски асфальта и швыряться ими в игроков. Оказавшись вблизи выжившего, эта махина способна отправить беднягу на тот свет одним-двумя ударами. Для того же, чтобы убить "Танка", потребуется слаженная пальба всех членов отряда - здоровья амбалу не занимать. "Ведьма" - натура более тонкая. При определённом навыке её можно просто обойти мимо, не побеспокоив. Но стоит рассердить старушку, как эта фурия прыгнет на обидчика и с высокой долей вероятности растерзает его когтями ещё до того, как остальная команда успеет её обезвредить... Словом, расслабиться в игре попросту не получится. Как только компьютер заметит, что игрокам становится чересчур легко играть, им на головы тут же свалится десяток-другой зомби или "спецназ" в лице одного из описанных выше "симпатяг".

Но самое "вкусное" приготовил режим "Схватка" (в оригинале - Versus). Главное его отличие от режима "Онлайн" - это возможность делиться на два лагеря: за выживших и за инфицированных. Именно тут вы сможете примерить на себя личину Курильщика, побывать в шкуре Ведьмы или даже порулить Танком! Удовольствие - редкое. Играя за живых, оказываешься фактически в тех же декорациях, но - в компании мгновенно поумневших врагов, а о том, чтобы дойти до конца уровня, остаётся только мечтать. За другую сторону играть интересно по иным причинам: во-первых, опробовать все классы существ, а во-вторых - выработать собственную тактику, которая окажется наиболее эффективной, по сравнению с другими.

Единственное, чем игра не способна удивить, это техническими аспектами. Движок Source порядком устарел, хотя всё ещё выдаёт приличную картинку с нестыдными эффектами. Но для конца 2008 года графика уровня Half-Life 2 уже кажется пережитком. Чтобы немного приблизить картинку к уровню настоящего фильма ужасов, разработчики вставили в моменты загрузок уровней киношные "постеры", а также добавили эффект зернистой плёнки. Получилось не очень полезно, но атмосферно. Со звуком ситуация получше - 5.1 работает на всю катушку и реально помогает ориентироваться на поле боя.

У читателей может возникнуть закономерный вопрос: если всё настолько хорошо, почему только 8 баллов? Отвечаю. Несмотря на очевидно выигрышную идею игры, реализовать её потенциал можно было намного лучше. Во-первых, четыре коротеньких кампании очень быстро приедаются - не помешал бы ассортимент уровней побогаче. Во-вторых, откровенно разочаровывает отсутствие различий между персонажами. Понятно, что у Valve есть сугубо многопользовательский Team Fortress 2, где игра классами вынесена в заголовок, но всё же. Далее - вызывает разочарование бедный ассортимент средств уничтожения. Менее десятка стволов на четверых - это тянет разве что на необходимый минимум. Ну и последнее - нулевая польза от сотни игровых "Достижений". Покрасоваться перед приятелем, конечно, можно, но если бы разработчики ввели возможность покупать на эту "валюту" какие-нибудь плюшки (новое оружие, костюмы главных героев, игровые аватары или увеличенный патронаш) - у покупателей появилось бы гораздо больше причин продлить общение с игрой на долгий срок. Возможно, с ближайшими обновлениями эта ситуация исправится. Пока же констатируем то, что есть.

Резюме: Left 4 Dead - лучший кооперативный шутер 2008 года и однозначный must have для всех любителей зомби. Онлайновые позиции нового франчайза также выглядят перспективно - при условии адекватной реакции со стороны разработчиков на пожелания игроков. В любом случае, познакомиться с проектом просто обязан каждый уважающий себя поклонник онлайновых баталий. А вот "приживётся" ли игра надолго - покажет время.

Highcoaster

Игра для обзора предоставлена павильоном №14 Червенского рынка

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

48 за 2008 год

Рубрика: 

На досуге
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!