Правительство "подстелет соломку" ИТ-сектору

В национальном пресс-центре состоялась пресс-конференция, посвященная совершенствованию законодательства в области высоких технологий.

Как сообщил главный ньюсмейкер мероприятия председатель Государственного комитета по науке и технологиям Игорь Войтов, одним из документов, которые определяют сегодня деятельность инновационного бизнеса (а таковым является практически весь ИТ-бизнес), стал указ №1 (3 января 2007 г.), которым утверждено положение о порядке создания субъектов инновационной инфраструктуры. Этот документ заложил законодательные основы развития инновационных организаций и предприятий в стране.

Также к основным документам, определяющим деятельность высокотехнологичных компаний, И. Войтов отнес указ № 174 "О совершенствовании деятельности Белорусского инновационного фонда", направленный на совершенствование инновационной деятельности, создание дополнительных условий для развития высокотехнологичных производств и повышение инновационной активности организаций.

В нынешнем году (9 марта) был принят еще один, довольно прогрессивный указ главы государства - № 123 " О некоторых мерах по стимулированию инновационной деятельности в Республике Беларусь". Этот документ дает возможность компаниям (юридическим лицам) при осуществлении хозяйственной деятельности (производстве высокотехнологичных товаров) самостоятельно, в течение двух лет со дня начала производства, определять условия, объемы и виды закупаемого сырья, комплектующих и материалов, условия, объемы и виды реализации высокотехнологичной продукции, а также устанавливать и применять свободные цены (или тарифы) на нее.

Сейчас работа по либерализации в сфере инновационного бизнеса продолжается. Как сообщил И. Войтов, в Совмин республики направлен проект указа "О венчурных организациях в Республике Беларусь".

 

Напомним читателям, что венчурное финансирование - это долгосрочные (5-7 лет) высокорисковые инвестиции частного капитала в акционерный капитал вновь создаваемых малых высокотехнологичных перспективных компаний (или хорошо уже зарекомендовавших себя венчурных предприятий), ориентированных на разработку и производство наукоемких продуктов, для их развития и расширения, с целью получения прибыли от прироста стоимости вложенных средств.

Создание венчурного финансирования у нас в стране соответствует мировым тенденциям инновационного развития. А новый законодательный акт определяет особенности налогообложения венчурной деятельности, основные формы рискового инвестирования (рискового, потому что, вкладывая деньги в стартап, инвестор может их потерять, если тот прогорит). Также очерчены механизмы создания и работы венчурных организаций (фондов).

Кратко разъясним, что же такое венчурный фонд. Как правило, это инвестиционная компания, работающая исключительно с инновационными предприятиями и проектами (стартапами). Венчурные фонды вкладывают инвестиции в ценные бумаги или предприятия с высокой (относительно) степенью риска в ожидании чрезвычайно высокой прибыли. Обычно такие вложения осуществляются в сфере новейших научных разработок, высоких технологий. Как правило, 70-80% проектов не приносят отдачи, но прибыль от оставшихся 20-30% покрывает все убытки.

Правда, новый указ, по мнению ряда аналитиков, далеко не полностью охватывает вопросы венчурного финансирования, хотя и учитывает зарубежный опыт. Законодатели просто пробуют разрешить венчурный бизнес в стране, чтобы посмотреть, чем это закончится. В указе никак не учитывается (или учитывается на общих основаниях) деятельность бизнес-ангелов. Они вкладывают деньги в компании на самой ранней стадии развития, причем интерес свой не просчитывают, а просто пытаются помочь в расчете на то, что это хоть как-то окупится. Весьма логично было бы именно им дать некоторые дополнительные преференции, но об этом в документе - ни слова. Впрочем, уже то, что упомянутая сфера вообще замечена отечественными законодателями, совсем неплохо.

Из новых, еще не принятых правительством, но уже подготовленных документов стоит остановиться на указе "О некоторых вопросах приобретения имущественных прав на результаты научно-технической деятельности и распоряжения этими правами", направленный на развитие рынка объектов интеллектуальной собственности, созданных в результате научно-технической деятельности. Документ четко определяет круг лиц, которые могут распоряжаться правами собственности на научные разработки в случае, если их заказывало и полностью либо частично оплатило государство. Новый указ дает самим авторам больше прав, что вполне справедливо, учитывая вложенный ими в разработку труд. Они могут передавать свои права другим, причем как за материальное вознаграждение, так и безвозмездно, и даже нерезидентам Республики Беларусь (которые, что естественно, могут предложить за новинку гораздо больше денег, чем наши предприятия и компании).

С 8 октября нынешнего года вступит в силу указ "О мерах по совершенствованию порядка создания и условий деятельности временных научных коллективов", который разработан для того, чтобы обеспечить целевое использование средств, направленных на научные разработки.

И. Войтов рассказал и о другом, важнейшем в истории отечественного законодательства документе, который уже практически готов, - о проекте закона "Об инновационной деятельности", который устанавливает принципы ее государственного регулирования, определяет основы для формирования и реализации государственной инновационной политики, формы и условия предоставления господдержки инновационной деятельности.

Его цель - обеспечить комплексное правовое регулирование общественных отношений, связанных с созданием высоких технологий и реализацией инноваций.

В новом законе много общих норм, которые упрощают внедрение инноваций. Правда, указы и подзаконные акты, которые должны будут эту работу полностью регламентировать, еще предстоит принять.

По мнению Войтова, реализация всех упомянутых нормативных правовых актов станет основой перехода экономики на инновационный путь развития. Это позволит создать в стране новый, так называемый ИТ-уровень экономики, который потянет за собой развитие всего реального сектора.

Так ли это? Возможно, если либерализации удастся добиться для всего бизнеса в целом. Ведь многие процедуры для всех предприятий - инновационных, ИТ и самых обычных - пока что остаются общими и довольно сложными.

Ну а если упростят жизнь всему бизнесу сразу, то и особых условий для высокотехнологичных и ИТ-производств не потребуется, потому что они начнут справляться со своими бедами самостоятельно. Естественно, сразу же проявят активность и заинтересованность зарубежные инвесторы и в страну потекут деньги. Остается только дождаться, когда же эта всеми ожидаемая либерализация наступит.

Эдуард ТРОШИН

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

31 за 2009 год

Рубрика: 

Дисплей-пресс
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!
 

Комментарии

Аватар пользователя Citronic
афтар, не надо путать божий дар с яичницей

венчурное инвестирование и бизнес-ангелы - это разные вещи, а у вас они типа одно и то же

Аватар пользователя Автор
У венчурных фондов и ангелов - общее поле финансирования. Разница в том, что у фондов есть инвесторы, а бизнес-ангелы тратят свои денежки. Поэтому, логично было-бы дать им преференции именно в рамках такого вот указа.

Еще вопросы?