Вспоминая Atari 2600

Конец 70-х гг. XX века в игровой индустрии был ознаменован выходом на рынок легендарной приставки Atari 2600, первой в истории консоли, продажи которой исчислялись миллионами экземпляров. Приставки, которой задолго до Nintendo суждено было изменить представление людей о компьютерных играх.

Сейчас трудно себе представить тот факт, что разработка консоли с весьма нетривиальной конфигурацией (процессор 6507 или же 6502, частота 1.19Mhz, ПЗУ 2 Кб, 128 байт ОЗУ, графическое ОЗУ отсутствует; гамма 128 цветов) потребовала более трёх лет кропотливого труда и более $100 млн инвестиций со стороны компании-владельца Atari Warner.

В Рождество 1977 года в магазинах США появляется эта революционная модель, использующая в качестве носителя информации картриджи. Цена Atari 2600 на тот момент составляла $199.

Но как это ни парадоксально звучит, пользователи не сразу оценили всю революционность и новизну данной консоли. Дело в том, что в то время рынок игровой индустрии был инертен. Большинство геймеров предпочитали играть в дешёвые аналоги Pong. Поэтому наличие возможности играть во множество разных игр поначалу отпугнуло аудиторию.

Чтобы не потерять рынок и увеличить продажи, Atari решила вложить миллионы долларов в рекламу, что послужило причиной ухода Нолана Бушнела (Nolan Bushnell) - основателя компании, считавшего такую политику пустой тратой денег.

 

Лишь только к 1980 году Atari 2600 смогла завоевать рынок. И в первую очередь благодаря тому, что удалось договориться с компанией Taito на предмет лицензирования мегахита игровых автоматов - Space invaders.

В погоне за прибылью Atari Warner пыталась создать беспроводную версию приставки под названием Atari 2700, которая так и не появилась из-за ошибки проектирования. Также в попытке захватить рынок Японии была создана консоль Atari 2800, которая в итоге не выдержала конкуренции с Nintendo.

Несмотря на головокружительные продажи в США, Atari Warner делает несколько стратегических ошибок, которые позже приведут к потере игрового рынка. Первой ошибкой было то, что компания Atari фактически "кидала" своих программистов. Так, например, Рик Мауер (Rick Mauer), создатель Space Invaders для Atari 2600, не получил никакой славы и лишь $11 тыс. гонорара, в то время как картриджи с этой игрой принесли порядка $100 млн. Уоррен Робинетт (Warren Robinett), ведущий программист игры Adventure, в знак протеста политике анонимности, принятой в компании, спрятал своё имя в игре в скрытой комнате. Многие из программистов вообще покинули Atari и основали собственные компании по разработке игр. Наиболее известной и долгоживущей из таких компаний стала Activision, основанная 1 октября 1979 года ведущими программистами из Atari и известным в те годы музыкальным продюсером Джимом Леви.

Второй стратегической ошибкой компании стало то, что в погоне за прибылью игры начали терять в качестве и сюжете. Ряд провальных игровых проектов наравне с падением цен на домашние компьютеры Commondore и Apple выносят смертный приговор Atari 2600. С 1986 года она официально не производится в США.

Но если продукт не поддерживается, это не значит, что его не будут выпускать в Китае. Так, Atari 2600 стала известна нашим пользователям под названиями Rembo и Rambo. И то, и другое являлось продуктом китайской кустарщины, которую в начале 90-х завозили в нашу страну наравне со знаменитой Dendy.

На данный момент игры Atari 2600 доступны в виде полного набора Rom'ов, находящихся по ссылке www.rapidshare.com/files/95783042/a2k6.7z (2,9 Mb), www.rapidshare.com/files/95783802/stella.z (1.4 Mb) - эмулятор Stella для Windows.

Роман КАРПАЧ,
www.fdd5-25.net

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

34 за 2009 год

Рубрика: 

Вчера
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!