"Интерфакс" vs. TUT.by: барабаны Страдивари

"Меня не покидает ощущение, что некоторые новости пишут генераторы случайных чисел"

(с) не знаю кто

Я не случайно вынес в заголовок словосочетание "барабаны Страдивари" - для меня это символ чего-то не столько абсурдного, сколько просто несуразного. Напомню, что 6 октября информагентство "Интерфакс" публично и в довольно резкой форме запретило порталу TUT.by перепечатывать их новости. Портал, конечно, это пережил, но само событие получило определенный резонанс в белорусских медиа. Однако когда я начал разбираться в этой истории, стало понятно: это не конфликт деловых интересов, это конфликт двух разных бизнес-моделей в Интернете.


Гнев агентства

За последние годы портал TUT.by, выступая в качестве новостного агрегатора, сумел создать достаточно интересный и актуальный новостной ресурс. Своего рода белорусский аналог российского агрегатора Lenta.ru. TUT.by пользуется данными от всех белорусских информагентств.

У TUT.by с "Интерфаксом" было заключено соглашение о сотрудничестве. Поэтому опубликованное 6 октября гневное заявление заместителя генерального директора информагентства "Интерфакс-Запад" Натальи Крашевской оказалось весьма неожиданным. В нем, в частности, было сказано: "Информационное агентство "Интерфакс-Запад" запретило перепечатывать свои новости белорусскому интернет-ресурсу tut.by. Данное решение было принято в связи с систематическими нарушениями этим сайтом условий републикации материалов агентства [...] tut.by, не имея государственной регистрации в качестве СМИ, стал позиционировать себя как "национальная служба новостей". По сути же этот ресурс является "дайджестом прессы" и, вопреки международному авторскому праву, использует новости информационных агентств, газет и радиостанций без выполнения существенных условий републикации, принятых в цивилизованном мире и просто между порядочными людьми".

 

Ну, и далее в том же духе: "Пользуясь отсутствием юридической квалификации Интернета в Беларуси, tut.by, фактически не неся каких-либо материальных затрат на содержание и оплату труда журналистов, получает доходы от чужого контента. Это не может не вызывать справедливых нареканий в журналистских кругах, и прежде всего информагентств, которые становятся заложниками ситуации. [...] Мы осуществляем постоянный мониторинг и отслеживаем использование наших материалов. "Интерфакс-Запад" готов защищать свои интересы в суде. [...] За рубежом авторские права в Интернете соблюдаются неукоснительно, а нарушителям грозят огромные штрафы - в Байнете также пора навести порядок".

Ну хорошо, TUT.by перестал публиковать новости "Интерфакса". Однако другие порталы информацию агентства все же используют - но к ним претензий нет. В день, когда писал эту статью, я посмотрел конкурента Тутбая - портал Open.by (он тоже новостной агрегатор). Пожалуйста: news.open.by/health/12481.


Суть проблемы

Я побеседовал со многими специалистами, исследуя эту проблему. Если говорить коротко, суть конфликта такова. Бизнес-модель TUT.by следующая: создается портал - комплексный, с кучей всевозможных сервисов, со всякой информацией, в том числе и с функциями СМИ - это стало лицом портала. Такая комплексность привлекает массу пользователей, ну а за ними, по всем законам рынка, приходят рекламодатели. Вот вам и деньги. Предельно упрощенный аналог - бесплатная газета типа "Ва-банк", существование которой оплачивают рекламодатели, а читатели получают информацию бесплатно.

"Интерфакс", как информационное агентство, использует другую бизнес-модель. Его журналисты находят новости, редакторы их обрабатывают, после чего сформированная новостная лента продается заказчикам (СМИ, бизнес- и госструктуры и т.д.). Классическая схема "товар - деньги". Чтобы привлечь клиентов, информагентство часть новостей публикует в открытом доступе. Их-то и ставил у себя TUT.by.

Но! Уже несколько лет "Интерфакс" создает собственный портал (www.interfax.by) с массой информации и (пока) немногими сервисами. Получается, на мой взгляд, неплохо (хотя рекламы еще мало). Однако, именно создавая свой портал, "Интерфакс" в какой-то момент решил забрать у конкурента один из козырей - новости. Вот и появилось гневное заявление. Вопрос только, получится ли у "Интерфакса" совмещать две противоположные бизнес-модели?


Международный гнев

Конфликт между "Интерфаксом" и TUT.by вовсе не нечто уникальное. В мире эта проблема известна давно, но как ее решать пока никто толком не придумал. Совсем недавно в Пекине состоялась конференция, на которой мировые медиамагнаты как раз и решали - как им вести себя с "этими интернетчиками". Сейчас крупнейшие новостные агентства мира пытаются "отстоять" свой новостной контент от его свободного распространения в Сети.

Глава Associated Press Том Керли на конференции заявил: "Мы, создатели контента, слишком долго закрывали глаза на бесплатную эксплуатацию новостей третьими лицами без разрешения. В итоге такие ресурсы, как Wikipedia, YouTube и Facebook, перехватили инициативу у web-сайтов новостных агентств и стали в глазах потребителя более привлекательным источником свежих новостей".

Основатель и бессменный руководитель крупнейшего в мире медиахолдинга News Corporation Руперт Мердок согласен с коллегой: "Пришло время платить по счетам для поисковых систем и прочих ресурсов, паразитирующих на новостном контенте в сети Интернет. [... ] Необходимо кардинально пересмотреть условия, на которых новостной контент может использоваться в блогах, социальных сетях и поисковых системах. Мы, создатели контента, должны предпринять быстрые и решительные действия, чтобы вернуть контроль над собственным контентом. Агрегаторам и плагиаторам скоро придется расплачиваться за копирование нашего контента. Но если мы не воспользуемся сегодняшним моментом, то расплачиваться придется уже не интернет-клептоманам, а производителям новостного контента".

Такой вот получается "сферический конь в вакууме".


P.S.

Хотел сопоставить мнения сторон конфликта. Мнение Юрия Зиссера без проблем получил на "Деловом Интернете". А в "Интерфаксе" беседовать отказались. "Все, что мы хотели, мы сказали в нашем заявлении", - таков был ответ. Так что сопоставления двух мнений на страницах "КВ" не будет.

А вообще, некрасиво все это, господа!

Виктор ДЕМИДОВ

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

43 за 2009 год

Рубрика: 

Дисплей-пресс
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!
 

Комментарии

Аватар пользователя Spanian
Может tut.by "зачешется" и начнёт готовить толковые новости сам? Раздражает когда одна и та же новость сразу на десятках сайтов тупо скопирована из одного места в другое. А если это "утка"? Её тоже надо поместить на первую полосу сайта? Любая честная конкуренция должна идти только на пользу конечному пользователю. "КВ" ведь не перепечатывает новости из "КГ" (ну почти)?!
Аватар пользователя Енкохнета
гы-гы-гы, ну наивный человек...
Аватар пользователя Фидошник
Ну, начнем с того, что Тутбай вполне даже делает собственный медийный контент - на своем интернет-радио и в ряде прочих проектов. Что же касается использования информагентств, то это всеобщая практика - во всем мире так делают. Просто, скажем, в России выбор побольше. А у нас? Официоз - БелТА, негосударственное - БелаПАН, между ними, как та ворона из анекдота, - "Интерфакс". Из мелких - мингорисполкомовское "Минск-Новости". Есть еще совсем незаметный и несуразный "Экопресс". И все. Вот и весь выбор. Но он все же позволяет "Тутбаю" не создавать собственную новостную инфраструктуру. Поверьте, дело это весьма затратное, а КПД - мизерное. Ведь сколько агентств не создавай, событий от этого в уездном городе Минске не прибавится, даже если его обозвать "центром Европы".

По-моему в статье не сказано кое-что другое. На стартовой странице Тутбая все агентства вынуждены открыто конкурировать друг с другом. Так-то каждое спокойно ведет свою новостную ленту и тихо радуется жизни. А тут всех, образно говоря, построили в шеренгу и заставили "пиписьками меряться". И "Интерфакс" увидел, что "пиписька" у него не самая длинная и толстая. Естественная психологическая реакция - всех обругать и смыться из шеренги.

Аватар пользователя Конь
http://tut.blog.tut.by/2009/10/07/zayavlenie-dlya-zhurnalistskogo-soobshhestva/

В связи с публичным заявлением ИА «Интерфакс-Запад» о запрете перепечатки новостей с сайта INTERFAX.BY в новостной ленте TUT.BY сообщаем, что перепечатка в новостной ленте TUT.BY новостей с указанного сайта производилась исключительно на основании письменного разрешения ИА «Интерфакс-Запад» за подписью заместителя директора Н.Крашевской от 15.07.2008г. за № 114.

Две недели назад г-жа Крашевская своим электронным письмом уведомила TUT.BY о том, что сотрудничество по перепечатке новостей временно приостановлено. Официальный письменный запрет на момент распространения заявления портала (7.10.2009г.) не поступал. Впрочем, редакция с пониманием отнеслась к электронному запрету и соблюдает его, восполнив пробел новостями из других уважаемых информационных источников, которыми TUT.BY пользуется также абсолютно легально с разрешения правообладателей. За эти две недели топ-менеджмент TUT.BY неоднократно контактировал с г-жой Крашевской и обсуждал пути дальнейшего взаимовыгодного сотрудничества. Поэтому заметка уважаемого агентства оказалась для TUT.BY полной неожиданностью.

TUT.BY уважает право на интеллектуальную собственность, что легко заметит любой посетитель портала по кликабельным ссылкам на источник. Ограниченное появление информационных материалов информагентства или СМИ на других сайтах в открытом доступе с кликабельной ссылкой служит рекламному продвижению, усилению бренда, узнаваемости и лояльности, что в конечном итоге повышает продажи первоисточника. Размещение с письменного разрешения правообладателя до 5 новостей в сутки никаким образом не могло нанести ущерб успешному информагентству, ежедневно создающему сотни информационных материалов, как рассылаемых по большой базе платных подпичиков, так и публикуемых в информационной ленте. Любые порталы во всем мире имеют в десятки раз более высокую посещаемость, чем сайты СМИ и информагентств, и Беларусь — не исключение. В этом нет ничего удивительного. Ведь на порталах — десятки полезных сервисов: почта, поиск, социальная сеть, разнообразные объявления, машинный перевод и др., которые создают львиную долю трафика. Но главное в бизнесе — отнюдь не трафик и не впечатляющие цифры посещаемости, а монетизация. Источником доходов порталов является реклама, а основная для информагентств модель платной подписки не используется. Таким образом, каждый участник рынка специализируется на успешной именно для него бизнес-модели монетизации, получая взаимную выгоду от информационного партнерства.

Аргументация и далеко выходящий за пределы деловой этики тон публикации на INTERFAX.BY в рубрике «Тема дня» призваны убедить читателей в том, что TUT.BY намеренно систематически нарушает закон и получает одностороннюю выгоду от сотрудничества, что вводит читателя в заблуждение относительно деловой репутации и намерений портала. TUT.BY признает и уважает несомненное право наших партнеров принимать те решения, которые им представляются выгодными и правильными в данный момент времени в соответствии с текущей стратегией развития их бизнеса. Однако попытка уважаемого информагентства публично обосновать свое бизнес-решение за счет репутации TUT.BY вызывает удивление и сожаление.