Игровая индустрия: итоги года

Скорое приближение Нового года заставляет автора этих строк взяться за написание итогового обзора. Благо, свободного от прохождения игр времени в преддверии праздников хоть отбавляй. И это, пожалуй, самый основной и, к сожалению, негативный итог уходящего года. Играть в новогоднюю ночь, по сути, не во что. Нет, при желании вы, конечно, подберёте себе новехонький тайтл по интересу. Только вероятность того, что он при этом окажется высшего класса, ничтожна мала.

Как минимум, четыре потенциальных супер-хита решили пропустить этот год. Игроки очень расстроились, так и не дождавшись появления сиквелов Assassin's Creed 2 (он вышел пока только на консолях), Mafia 2, StarCraft 2 и Bioshock 2. Хотя изначально предполагалось их появление осенью-зимой, в самое рейтинговое для электронных развлечений время. На деле же их выход был отложен на более поздний срок (надеемся, что по объективным причинам). Какой? Тут уж как карта ляжет, разработчики, правда, обещают, что в следующем году у нас будет больше поводов для игровых радостей.


Экшн-итоги

Начинался год в жанре экшн не так уж и плохо - запоздалый, по сравнению с консолями, релиз Mirror's Edge чарты и сердца пользователей не взорвал не в последнюю очередь благодаря сложности. Да и не значительная, но обидная задержка ПК-версии способствовала срабатыванию тайтла в минус. Но в Mirror's Edge определённо что-то было. Самодостаточная стерильность города-фантома, или, если хотите, мечты, била по глазам, врезалась в память. В общем, неплохо смотрелась на скриншотах и демонстрационных роликах. В игре же фантастическая красота никуда не делась, а просто забылась за выполнением сногсшибательных трюков, решением пространственных головоломок. Но всё равно Mirror's Edge - это лучшее, что случилось с играми в первом квартале. Предсказуемый F.E.A.R. 2: Project Origin не смог поставить игрока в настолько новые, отличные от тех, что были, игровые условия.

Особенно дефицит инноваций ощущался в период весна-лето, когда стеллажи игровых секций в магазинах не по сезону были завалены обширной продукцией геймдева. Обычно в это время года в индустрии затишье, которое с пользой используется разработчиками для создания треш-угар поделок. В этот список, по традиции, попадают абсолютно все игры, пользующиеся какими-либо кинолицензиями. Terminator Salvation, Wanted: Weapons of Fate, Watchmen: The End is Nigh - все эти игры в графе "Достоинства" имели не более одного заполненного пункта, да и те немногочисленные ценности для будущих поколений особой ценности не представляли. Такие игры пора бы уже начинать бесплатно выдавать перед сеансом одноимённого кинофильма или после - в качестве бонуса. Но тогда мейджорам-нуворишам будет не на чем зарабатывать. И это главным образом касается не только вышеназванных игр, таковых в уходящем году было немало.

 

Пожалуй, единственной светлой летней мыслью стало появление шедеврального Prototype, насчёт которого первоначально были вопросы, а также много слов и переносов. Но каким-то чудом у Radical всё получилось. И на поверку мы имеем чуть ли не лучшую игру года, не слабо расширяющую границы понятия сэндбокс. Чуть позже Red Faction: Guerilla, на стороне которой выступали передовые деструктивные технологии, позволяющие запросто крушить объекты на локациях в щепки, тоже вторглась на сэндбокс-территорию, пытаясь потеснить Crysis и Far Cry 2. Удалось ей это сделать или же нет, судить не берёмся. Авторы игры из Volition, как минимум, сделали продвинутый аналог середнячка Mercenaries 2: World in Flames. Непосредственно же от Crysis разработчики игры переняли больше недостатков, чем достоинств. Главный - отсутствие вменяемого сюжета и режиссуры. Конечно, круто, что разработчики сумели выйти на такой высокий уровень разрушаемости окружения, но что делать, когда громить что ни попадя надоест. Проблема эта не нова и кочует из игры в игру вот уже нескольких лет. Жанр по-прежнему нуждается в невидимой руке, которая будет водить нас по игре. Вот только как разумно совместить линейность с песочницей? Над этим, пожалуй, стоит серьёзно подумать передовым умам игропрома в году грядущем.

Естественно, никак не можем обойти вниманием Великую украинскую игровую серию - S.T.A.L.K.E.R., которая в этом году пополнилась очередным, вторым по счёту, дополнением. Украинские деятели интерактивных искусств из GSC Game World последовательно улучшают лучшую отечественную игру. Не успели выпустить аддон Call of Pripyat, уже взялись ваять новый, пока не анонсированный проект в серии. На вопрос, когда же появится настоящий сиквел, отвечают туманно. Так что пока придётся довольствоваться дополнениями и надеяться, что в сиквел сыграем раньше 2020 года.


Лучшие стратегии

Так уж получилось, что львиную долю данного отчётного обзора мы посвятили играм жанра экшн. Оный в этом году, как, впрочем, и всегда, выдался самым распространённым. Но в других жанрах громкие премьеры тоже были. Например, жанр стратегий в начале этого года всколыхнул весь из себя ожидаемый Tom Clancy's End War. Пропиаренное детище шанхайского филиала Ubisoft на ПК заглянуло нехотя и слишком деловито. Изумительно смотрелась на консолях, где стратегии казуального типа традиционно в особом почёте. Писишников же главным образом интересуют стратегии другого порядка. Они качественные и глубокие RTS регулярно видят. В пример поставим пожаловавший на компьютерную платформу весной необъятный Empire: Total War, делающий творение шанхайских "юбиков" с запасом и, что важно, без управления голосом.

Ещё одна стратегийная ПК-жемчужина Sims 3 является просто хорошей игрой для тех, кто такие игры понимает. И служит главным доказательством существования геймеров женского пола.


RPG-итоги

На рынке ролевых игр в этом году наблюдалось форменное затишье. Обошлось без значительных взлётов и заметных падений. Ежегодных дьябло-клонов вышло в количестве двух штук. Sacred 2: Fallen Angel - самый продвинутый и, по сути, качественный из них тайтл. Но нас закормили "дьябло-киллерами" до такой степени, что всё выходящее после Titan Quest признаётся подделкой и низменным плагиатом с целью выкачать из пользователей побольше денег. Недавний Torchlight отметился только тем, что был очень сильно визуально близок к классическим Diablo 1-2, настолько плохо (для кого-то винтажно) он выглядел.

Из больших ролевых игр вспомним релиз Dragon Age: Origins в холодную игровую (читай - бедную на хиты) осень. Долгострой, который взялись делать одни, а закончили другие. Обычно уже один этот факт перечеркивает всякие надежды на выход добротной игры. Но только не в случае с Dragon Age: Origins, её доделывали ролевые монстры из Bioware. У них вышло всё как всегда, круто и шедеврально - не единой лишней детали в геймплее. Некоторые критики настолько были потрясены, что назвали Dragon Age: Origins лучшей ролевой игрой десятилетия.


Лучшие автосимуляторы

На ниве автомобильных симуляторов в этом году всё было не очень хорошо. EA усиленно пытались реанимировать серию Need for Speed. Первый и не самый удачный шаг в данном направлении - выход в свет NFS: Shift. Обещанный перезапуск не состоялся. Всему виной жутко кондовая физическая модель, которая, как говорится, "ни рыба, ни мясо". На этом унылом фоне, в общем-то, резво смотрелся порт с консолей последнего поколения Burnout Paradise. Он единственный не нагонял туману с физикой и был удачно примитивным и идеально развлекающим. А вышедший в декабре Colin McRay: Dirt 2 больше расстроил: окончательного ухода в аркадный казуал от серии мало кто ждал.


Самые лучшие игры

В ранг лучших в этом году мы решили возвести две игры, принципиально не деля между ними мест - Call of Duty: Modern Warfare 2 и Left 2 Dead. CoD: MW 2 игра, без сомнений, хорошая, с беспримерными игровыми ситуациями, но в будущем с ней делать нечего. Невозможно ставить высший балл игре, которой игрок, по сути, не нужен. Это зомбирующий умы аттракцион, сговор корпораций, а не игра вовсе. Насчёт Left 2 Dead - с ним всё просто. Это идеальный сиквел прекрасной игры. В любой другой более успешный год его, быть может, и не заметили бы. Но на "безрыбье" пойдет.

Сергей КОРОТКЕВИЧ

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

51 за 2009 год

Рубрика: 

На досуге
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!