Фрикообразный и не страшный

Название: Manhunt 2
Жанр: шутер от третьего лица
Разработчик: Rockstar Games
Издатель: Rockstar Games
Системные требования: Pentium 4 2,8 ГГц/Athlon 64 2800+, 768 Мб RAM, GeForce 6800GT/ Radeon X800XT со 128 Мб видеопамяти
Оценка: 7

Если ад на самом деле существует, то работники студии Rockstar первыми от игрового девелопмента в него попадут, настолько плохими всегда получаются их сюжеты и герои. Под формулировкой "плохие" мы имеем в виду вовсе не качественную сторону, с ней у Rockstar обычно всё в порядке, а морально-этическую. Едва ли в игровой индустрии можно встретить другую такую компанию, которая намеренно бы ограничивала свой кругозор достаточно узким и отрицательным мелкотемьем. Воры, мафия, наркотики, рэкет - традиционный багаж Rockstar, кочующий из игры в игру. И если прочие деятели интерактивных искусств, черпающие вдохновение в криминально-аморальном мире, стремятся своих персонажей хоть как-то оправдать, облагородить и заставить сочувствовать им, то Rockstar это совершенно не нужно. Даже самое детское их творение, посвященное школе, всё равно в итоге скатывалось к мракобесию и не всегда мелкому бандитизму. И хотя Rockstar данное положение дел вполне устраивает, у блюстителей закона электронного мира к ним претензии. Довольно часто они материализуются в судебные иски. Отдельный вопрос, кто от этого больше выигрывает (читай - зарабатывает). Естественно, что Rockstar, особенно повезло в этом плане бренду Manhunt. У него самый высокий индекс популярности среди законников. Отдельный респект за это следует выразить Джеку Томпсону, ныне опальному экс-адвокату (его "ушли" за поступки, не совместимые с высоким званием правозащитника), а когда-то, совсем ещё недавно, именно он этот самый индекс популярности поднимал. От него многие игроки как от заправского журналиста узнавали, что же там интересного творится в средней, но так витиевато раскрученной игре.

С интервалом в четыре года успели выйти две игры этой серии. Одна из них обрела компьютерное воплощение. Со второй всё было несколько сложнее. Борьба с цензорами из ESRB и доказывание прочим моралистам, что игры не убивают, отнимала силы. Чтобы выйти на мониторы без жёсткого рейтинга, приравнивающего к порнографии, девелоперам пришлось неслабо покорпеть над внутренней начинкой тайтла и вырезать все самое жёсткое из него. Первоначально релиз сиквела состоялся исключительно на консолях предпоследнего поколения. Rockstar, по традиции, проигнорировали компьютерную платформу. Но у каждого ожидаемого на ПК консольного хита свой период полураспада (читай - портирования). Нам кажется идеальным срок в полгода-год. За это время тайтл ещё не успевает сильно устареть и потерять в актуальности. Неспешные Rockstar сделали всё за два года, предприняв порт с даже не самой навороченной платформы, на которых второй Manhunt выходил. Почерк годами не модифицировавшегося движка, который достался в наследство ещё от GTA 3, узнаётся по типичным мутным невзрачным текстурам. Пугает не столько отсутствие поддержки шейдеров третьей версии, своеобразного минимума для современных игр, сколько общая архаичность и неприглядность картинки. Единственный светлый момент, хоть как-то оправдывающий графическую застойность Manhunt: ПК-версию этой игры без проблем можно запустить на системе, доставшейся в наследство от дедушки. Другое дело, что такой винтажностью способен проникнуться лишь редкий ретроград.

Теперь понятно, почему игрозаводчики упорно отказывались переносить своё детище на новейшие консольные некстген-системы - позора не оберёшься, ведь у Rockstar репутация на Xbox 360 и PS 3 очень даже положительная. Ну а "писишники", вероятно, самые голодные и оттого непривередливые, раз им подсовывают игры пенсионного возраста. В случае с Manhunt 2 лучше всё переделать заново, чем лишь бы как портировать. На общем негативном фоне контрастирует решение разработчиков добавить в ПК-версию обозреваемой игры кое-что из неизданного по цензурным причинам. Данную деталь, пожалуй, следует записать разработчикам в актив. Ведь бонусы - это отличный повод взглянуть на игру снова тем, кто ее когда-то проходил на консолях.

И хотя мы сейчас знаем, каким должен был быть Manhunt 2 двухгодичной давности, если бы не вмешались пуританские цензоры из ESRB, после эскападов которых первоначально многое пришлось убрать, новая итерация рассматриваемой игры пугать не особенно торопится. Нецензурированный вариант игры скорее можно назвать легко мерзопакостным. В индустрии, где есть Condemned 2, идея с забрасыванием главного героя экскрементами больше смешит, чем страшит видавшую хорроры публику. Впрочем, иногда у Manhunt 2 пробуждаются амбиции кровожадной игры, и она выдаёт-таки наикрутейшие моменты "не для слабонервных". Не будем спойлерить, но в некоторых местах игрового повествования действительно становится жутко. Разрекламированная же стелс составляющая напоминает о том, что она есть только в дебюте. Разработчики настоятельно рекомендуют, а иногда даже требуют выполнения заданий скрытно. По-другому зачастую трудно пройти особо заковыристые места. Наш протагонист хил до безобразия и поначалу вооружён подручными предметами типа дубинки и способен склеить ласты на ровном месте. Проходя дебютные уровни, в пекло лучше не лезть, потому что даже два антагониста, напавших одновременно, способны покалечить. За бесшумное причинение вреда противнику игрок щедро вознаграждается эксклюзивными фаталити. Убивать исподтишка в Manhunt занимательно, особенно когда даётся возможность взаимодействовать с окружением, используя бытовые предметы. Понятно, что фичи эти в игре предельно заскриптованы и не терпят импровизации с нашей стороны, и ровно тогда, когда красться в тени надоест, эта необходимость отпадёт сама собой. Геймплей в данном случае перевернёт на 360 градусов: нам вручат пистолет, а затем пушку потяжелее. Продвигаться по игре станет легче, но отнюдь не интереснее. Пока мы бегали по уровням с одним кирпичом, боясь сыграть в ящик, в общем-то враждебное превосходство игровой обстановки подстёгивало хотя бы по минимуму включать мозг. Одно дело пройти игровую ситуацию с автоматом наперевес, совсем другое - голыми руками. Среднего пошиба стелс играется намного интеллигентнее прямолинейного шутера. Попросту говоря, шутером игру легко испортить.

 

Авторы Manhunt 2, кстати, со всей серьёзностью относят свой тайтл к жанру стелса. На деле же, если присмотреться повнимательнее, в полной мере таковым являться он не может. Основную геймплейную нагрузку в игре несёт как раз вышеназванный прямолинейный шутер. В сочетании с "мясным" геймплеем данная схема вполне могла бы принести успех. В игре нам показывают множество типажей отморозков и игровых ситуаций с их участием. Но по-настоящему творить зло на манер Condemned они не способны. Что-то подсказывает нам, что создатели Manhunt 2 лукавят, утверждая, что "писишникам" досталась уникальная бесцензурная версия. Вероятнее всего, Rockstar, дабы не искушать судьбу и законников вместе с ней, решили особо не зверствовать, ограничившись лишь брутальной имитацией. В кое-какие рамки войти всё-таки нужно, вот и сработал внутренний самоцензор. Результат вышел далёким от фирменного "рокстаровского". В этом вина не разработчиков, а общества, вечно шельмующего интерактивные развлечения, будь то игры или кино.

Сергей КОРОТКЕВИЧ

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

03 за 2010 год

Рубрика: 

На досуге
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!