Служебный выход из кризиса

Мощная IT-инфраструктура в наше время стала одним из обязательных факторов успеха для всякой крупной компании. Однако экономический кризис заметно сместил акценты. IT-директора, вынужденные вписываться в сильно урезанные бюджеты, делают ставку на богатые возможности web-технологий. Корпоративный сектор активно осваивает онлайновые бизнес-сервисы и решения в духе Web 2.0.

Исследовательская компания IDC опубликовала обзор, в котором ее аналитики рассказывают, как современные бизнес-процессы претерпевают заметные культурные изменения в условиях стремительного развития социального веба. Там приведен и такой пример: в рамках одного из недавних исследований IDC 57% опрошенных сотрудников различных американских компаний признались, что часто используют онлайновые социальные ресурсы для решения задач, непосредственно связанных с их работой.

В обзоре IDC также сказано: "Если внимательно изучить социальные улучшения сегодняшнего бизнеса, то мы увидим, что сейчас кардинальным образом меняется способ взаимодействия компаний со своими клиентами, партнерами, поставщиками и сотрудниками. Кроме того, стоит отметить, что на данный момент сотрудники с этой точки зрения оказываются разделены на три большие группы - те, которые отрицают социальную составляющую, те, кто социализируются случайно, и те, кто делает это осознанно".

В рамках упомянутого исследования эксперты IDC выявили несколько важных тенденций нынешней "онлайновой социализации" бизнеса. Одна из таких тенденций - то, что сегодня наибольшее внимание социальному вебу уделяют маркетологи: для них это перспективный, но пока мало освоенный инструмент продвижения товаров и услуг. Но в то же время инструменты Web 2.0 начинает все более активно использовать топ-менеджмент крупнейших компаний. И это - феномен, который еще предстоит изучить.

Но в любом случае пока "потребительский" сегмент интернет-бизнеса все же заметно превалирует над корпоративным. Это очень хорошо видно на примере Рунета. Агентство iContext подсчитало, что российские рекламодатели в 2009 году израсходовали на контекстную рекламу в Сети 9,61 млрд руб. Это на 13% больше, чем в 2008-м. (Правда, за 2008-й рынок вырос в разы больше - на 61%, до 8,5 млрд руб.)

 

При этом расходы распределились весьма неравномерно. В январе-июне 2009-го рынок увеличился лишь на 5%, до 4,1 млрд руб. Кардинальный перелом произошел в IV квартале. В последние месяцы года резко активизировались основные заказчики контекстной рекламы - представители малого и среднего бизнеса. По мнению специалистов iContext, это означает, что именно российский малый и средний бизнес первым начал восстанавливаться от кризиса - а попутно оценил Сеть как средство дешевой и эффективной рекламы. Принципиально важно и то, что в 2009-м в России значительнее, чем в любой другой стране, увеличилось число поисковых запросов в Интернете. А значит, и число просмотров контекстной рекламы также значительно возросло.

Компания comScore, в свою очередь, утверждает, что у "Яндекса", крупнейшего поисковика Рунета, в декабре число поисковых запросов выросло на 91% - до 1,892 млрд. Итоги года еще подводятся, но уже сейчас можно утверждать, что выручка "Яндекса" от контекстной рекламы растет быстрее, чем от медийной.

По данным LiveInternet, доля "Яндекса" в поисковых запросах составляет 45,8%, Google.ru - 35,7%, Mail.ru - 8,7%, Rambler - 3,6%. По оценкам независимых специалистов, в 2009 году число клиентов увеличилось у всех игроков рынка интернет-рекламы, но при этом на 30% сократился их средний бюджет. Так, у "Яндекс. Директ" число клиентов в прошлом году выросло в полтора раза.

Что касается совокупных расходов на медийную интернет-рекламу, то за первые девять месяцев прошлого года, по оценке Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР), они выросли на 3% - до 5,2-5,3 млрд рублей.

По данным агентства Adwatch/Isobar, в Рунете в 2009 году крупнейшими рекламодателями оказались автомобильные концерны и их дилеры. Более того, в I квартале 2009-го они были едва ли не единственными, кто вообще размещал медийную рекламу в Рунете. Не от хорошей жизни, конечно - им требовалось срочно распродать запасы конца 2008-го. Именно поэтому во второй половине 2009-го их активность заметно снизилась, хотя автодилеры и сейчас обеспечивают до 30% всей медийной рекламы.

Зато в двух последних кварталах минувшего года свою активность в Рунете значительно нарастили телекоммуникационные компании (прежде всего сотовые операторы и провайдеры ШПД), а также продавцы мобильных гаджетов и ноутбуков.

Напоследок не могу не сказать несколько слов по поводу помпезно анонсированного планшета Apple iPad. Покуда обозреватели компьютерного "железа" ломают копья относительно функциональности и перспектив этого гаджета, взглянем на его бизнес-составляющую. Фондовый рынок отрицательно отреагировал на планшетную новинку Apple. При общем снижении индекса Nasdaq на 1,91% стоимость акций Apple всего за несколько дней, прошедших после презентации iPad, опустились на 4,13% - их цена упала ниже стратегической отметки в $200 за акцию (до $199,29). А ведь еще в день демонстрации iPad торги Nasdaq закрылись на отметке $207,88 за одну ценную бумагу Apple.

Теперь все зависит от дальнейших действий Apple. Если "яблочная компания" сумеет обеспечить для iPad достойный поток медиаконтента, это устройство может стать в финансовом плане не менее успешным, чем iPhone или iPod.

Впрочем, как мне кажется, Стив Джобс отлично знает, что делает. Газета The Wall Street Journal опубликовала интервью главы Apple, в котором тот заявил, что е-книги для iPad, продаваемые через онлайновый сервис iBookstore, будут стоить, в среднем, $10 - как в Amazon. Ранее другие источники называли цены $12,99 и $14,99. Неужели Джобс решил при помощи iPad превратить американцев в самую читающую нацию?

Виктор ДЕМИДОВ

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

04 за 2010 год

Рубрика: 

Анализ
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!