Маршрут везения

Если бы в начале 2009 года большие боссы компьютерной индустрии знали, что их ждет в начале 2010-го, им бы не приходилось так часто посещать психоаналитиков с жалобами на "хронический стресс и ощущение надвигающейся катастрофы". Но... год назад топ-менеджеры IT-корпораций бегали по своим офисам с криками "Кризис! Все пропало!", вспоминали "крах доткомов" начала века, увольняли сотрудников и сокращали производственные мощности. Как теперь выясняется, зря.

Исследовательская компания iSuppli все никак не может остановиться - продолжает подводить итоги кризисного 2009 года. И эти итоги становятся все более удивительными. Так, по данным iSuppli, продажи ПК на мировом рынке в IV квартале минувшего года достигли 88,8 млн систем - то есть, по сравнению с аналогичным периодом 2008-го, выросли на 14,4%. Да и, в целом, результаты 2009-го для компьютерной промышленности оказались заметно лучшими, чем ей пророчили год назад. На фоне экономического кризиса мировые поставки ПК за год выросли на 1% - и достигли 302,3 млн (299,2 млн в 2008 году).

Впрочем, в первой пятерке производителей расклад остался прежним. Hewlett-Packard не уступает лидерство, нарастив за год продажи компьютеров на 7,4% (в численном выражении). Впечатляющий рост продемонстрировали Lenovo и Toshiba - их объемы поставок по итогам 2009-го выросли, соответственно, на 14,2% и 13,7%.

Но отдельно стоит поговорить про компанию Acer. По итогам 2009 года этот тайваньский производитель резко сократил разрыв (по объемам продаж) со вторым по величине в мире сборщиком ПК - американской Dell. Причем как в сегменте десктопов, так и ноутбуков. Цифры таковы: в 2009 г. Acer увеличил объем мировых поставок ПК на 21% (38,5 млн систем против 31,8 млн в 2008-м). Это не просто рекорд в сегменте производителей - это прямая явная угроза Dell. Судите сами: по итогам 2008 года разрыв между Acer и Dell равнялся 3,8%, а по итогам 2009-го - только 0,2%.

Догнать американского конкурента тайваньцам, впрочем, помог не только стремительный рост продаж Acer, но и "черная полоса" у Dell. По итогам 2009 года мировые поставки ПК Dell сократились на 9,9% (38,96 млн против 43,3 млн в 2008-м). Как результат, в Топ-5 крупнейших поставщиков персоналок компания Dell единственная продемонстрировала отрицательную динамику в 2009 году. Причина очевидна: Dell традиционно ориентируется на корпоративных потребителей, а именно этот сегмент рынка катастрофически сократился в условиях кризиса.

 

А вот Acer ориентируется на индивидуальных пользователей; также тайваньцы сделали ставку на бюджетные мобильные решения. По данным iSuppli, мобильные ПК составили порядка 80% от общего объема поставок компьютеров компании в 2009 году. За 2009 год продажи ноутбуков Acer выросли на 28%, а в целом по рынку рост составил 20%. Спрос на ноутбуки Acer высок благодаря низким ценам и широкому модельному ряду. Интересно и то, что компания сумела сохранить на уровне 2008 года продажи настольных систем - а в целом по рынку за 2009 год их поставки сократились на 15%.

Вообще же компания Dell все заметнее сдает позиции: если в 2005 году ей принадлежало 17% мирового рынка ПК, то сейчас - только 12,9%. Как бы Dell не повторить печальную судьбу Сompaq... Впрочем, если в 2010-2011 годах по миру действительно прокатится ожидаемая аналитиками волна обновлений корпоративных IT-инфраструктур, Dell вполне может снова "уйти в отрыв".

Пока Dell и Acer PC-ками меряются, Hewlett-Packard решила напомнить миру, что она - прежде всего производитель компьютеров. Это не шутка: американский производитель запустил первую за последние пять лет имиджевую рекламную кампанию. Стоимость новой рекламной кампании НР - $40 млн; она стартовала 13 марта и продлится два месяца.

Кампания получила название "Let's Do Amazing"; ее задача - презентовать HP как производителя IT-продуктов широкого спектра, и прежде всего - персональных компьютеров. Дело в том, что многие потребители сегодня ассоциируют этот бренд прежде всего с принтерами - рекламщики в свое время перестарались.

Но вернусь к "чистому кремнию". Все та же iSuppli предрекает значительное увеличение объема мирового рынка полупроводниковых компонентов в 2010-м - прежде всего в денежном выражении. За год продажи чипов вырастут на 21,5% до $279,7 млрд (против $230 млрд в 2009-м). Правда, если сравнивать с докризисным 2007 годом, то окажется, что рост составит лишь 2,3% (объем продаж 2007-го - $273,4 млрд). Но главное - рост есть.

Что касается первого квартала нынешнего года, то в нем мировые продажи чипов прогнозируются в размере $66,5 млрд. Наибольший рост покажут микросхемы памяти (DRAM+NAND) - их продажи за три месяца вырастут, по прогнозам, на 99,3% (по сравнению с I кварталом 2009-го). Также на 53% вырастут продажи чипов для беспроводных решений. Почувствовав окончание кризиса, крупнейшие тайваньские компании-производители полупроводниковых компонентов начали увеличивать штаты. Новых сотрудников сейчас нанимают TSMC, UMC, ASE и SPIL.

А теперь, извините, уделю долю внимания планшетным ПК - невозможно обойти вниманием главный тренд нынешней весны. Инвесторы Apple настолько воодушевились анонсом начала продаж планшетного компьютера iPad, что акции "яблочной компании" буквально за пару дней набрали в цене около 6%, подорожав с $210 до $224. Как следствие, рыночная капитализация Apple впервые за всю историю компании превысила $200 млрд.

Для справки: сегодня компания Apple - четвертая по величине в США. Из коллег по IT-индустрии ее опережает только Microsoft ($252 млрд). Но всего год назад одна акция Apple стоила $85. Если компания продолжит развиваться такими же темпами... прогноз сделайте сами.

Впрочем, полку конкурентов Apple скоро прибудет. По мнению топ-менеджера компании ARM Роя Чена, до конца 2010 года на рынок поступит не менее 50 моделей планшетных ПК на базе ARM-процессоров. Несколько моделей планшетов выйдут во II квартале, но большинство компаний выпустят свои новинки в июле - сентябре 2010 года. Правда, некоторые устройства будут доступны только на китайском рынке. Но в любом случае большинство новинок - потребительских планшетных ПК - можно будет увидеть на выставке Computex 2010 (1-5 июня, Тайбэй).

Без Google в бизнес-обзоре тоже не обойтись. Интернет-гигант собирается в 2011 году выпустить бизнес-версию Chrome OS, предназначенную для нетбуков. Об этом на RSA Conference 2010 поведал Уилл Друри, специалист по программной безопасности Google. Он же сообщил, что к концу 2010-го появится потребительская версия Chrome OS. Что же касается бизнес-редакции Chrome OS, то ее обещают снабдить "расширенными возможностями управления, востребованными в корпоративной среде".

Также уже известно, что бизнес-нетбуки с Chrome OS будут комплектоваться аппаратным криптопроцессором, выполненным в соответствии с отраслевой спецификацией Trusted Platform Module (TPM). (Она описывает оборудование, хранящее криптографические ключи для защиты информации и поддерживающее многофакторную проверку подлинности.)

Как утверждают разработчики, Chrome OS имеет функции автоматического обновления собственного кода и компонентов. Другая ее характерная особенность - "песочницы", в которых выполняются все web-приложения.

Работающие под управлением Chrome OS бизнес-нетбуки будут оснащены специальным переключателем (расположенным под аккумулятором), переводящим ОС в "режим разработчика". В нем система теряет часть функций, обеспечивающих безопасность. Но пользователь получает возможность делать все, что захочет, - даже напрямую работать с кодом системы.

Конечно, стоит помнить, что Chrome OS - не просто очередная Linux-система. Она способна запускаться только на специфическом оборудовании - в частности, на нетбуках, имеющих твердотельный накопитель, модуль Wi-Fi (802.11n) и полноразмерную клавиатуру. Идеология Chrome OS такова, что все ее приложения - это web-приложения, то есть основная копия пользовательских данных хранится на удаленных серверах (в "облаке"). "Внутри" ОС будет только браузер и мультимедиа-проигрыватель, позволяющий воспроизводить в офлайне медиаконтент (в том числе со сменных носителей) - файлы mp3, JPEG, видеоклипы и PDF-файлы. Заявлена также поддержка HTML5 и технологии Adobe Flash.

Виктор ДЕМИДОВ

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

10 за 2010 год

Рубрика: 

Анализ
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!