Катастрофа

Часть 4. Страх и отчаяние Силиконовой Долины

Мыши плакали, кололись, но продолжали жрать кактус

Только во второй половине 2002-го появились первые признаки стабилизации и даже возрождения мирового hi-tech-рынка, еще недавно терпевшего одно поражение за другим. "Локомотивом", вытягивающим отрасль информационных технологий из экономического болота, на этот раз стали производители процессоров.

На бирже NASDAQ началось робкое, но давно ожидавшееся повышение котировок. В какой-то момент индексу NASDAQ даже удалось вырасти по итогам торгов на 1,47% и вновь пересечь психологически важную отметку в 1500 пунктов. Аналитики повысили прогнозы по компаниям Motorola, Microsoft, AMD (и вообще всего полупроводникового сектора), Intel, Applied Materials. Впрочем, полоса неудач продолжалась для Siebel Systems, Juniper Networks, интернет-холдинга CMGI, системы интернет-платежей PayPal, Emulex и ряда других.

Более заметным восстановление IT-индустрии стало в самом конце 2002 года. И самым показательным было продвижение вверх акций полупроводникового сектора. Заметно выросли курсы акций Maxim Integrated, Intel и Applied Materials. Бумаги Dell Computer также выросли, как и акции производителя видеоигр Activision, а также компании Qwest Communications.

 

Рос в цене не только полупроводниковый сектор - ощутимо поднялись акции производителей телекоммуникационного оборудования. Вернулась к прибыльности французская Alcatel, значительно поднялись в цене бумаги Lucent Technologies и Nortel Networks. Акции производителя оптоволоконного оборудования Corning выросли после заявления руководства компании о том, что она собирается сократить еще 2200 рабочих мест и в результате этой реорганизации вновь стать прибыльной уже в ближайшее время. Котировки производителя контактной электроники Sanmina-SCI резко выросли после объявления хороших квартальных показателей и потянули вверх бумаги других компаний этого сектора, в частности, Solectron и Flextronics.

Меньше других секторов, но все же заметно, подорожали акции интернет-компаний и производителей ПО. Максимальное число сделок на NASDAQ было зафиксировано по акциям Cisco Systems, Intel и Sun Microsystems.

В октябре-ноябре 2002-го участники рынка - реселлеры и производители "персоналок" - все чаще стали сообщать о дефиците отдельных моделей процессоров как Intel, так и AMD, а также оперативной памяти. Спрос и цены начали расти. Вскоре выяснилось, что переход пользователей на процессоры семейств Pentium 4 и Athlon происходит быстрее, чем ожидалось ранее.

Оживление на рынке процессоров автоматически потянуло за собой и рост прибылей всех остальных производителей "железа" - иной вариант был попросту невозможен. Прибавилось работы у системных интеграторов всех размеров и регионов. В свою очередь, почувствовали себя лучше и производители софта, хотя это произошло и не сразу. Интернет-компании хотя и "пали слишком низко" в кризис 2000-го, но все же также начали восстановление. Ведь абсолютное большинство новых ПК сразу подключались к Интернету, то есть продолжало расти число потребителей услуг в сферах B2B и B2C, да и общее число клиентов интернет-провайдеров. Это означало, что "новая экономика" все-таки продолжила свой рост, пусть и далеко не такими темпами, на которые надеялись ее лидеры в конце ХХ века.

Дальше - больше. Начали расти показатели полупроводниковой компании Rambus и производителя программного обеспечения Rational Software. За ними последовали акции Nokia, Ericsson, Nextel Communications и других компаний. Вскоре начали расти квартальные показатели и прогнозы на следующие кварталы ведущих технологических корпораций, в числе которых оказались Microsoft, Intel, Sun, Yahoo!. Падение на рынке остановилось, хотя про новый рост как американской, так и мировой IT-индустрии речь пока не шла.

Довольно неприятный сюрприз мировому IT-рынку преподнесла весной 2002-го корпорация IBM. До тех пор "Голубой гигант" выглядел своеобразным оплотом стабильности в неспокойном море hi-tech-индустрии. И вот, впервые за 10 лет, ссылаясь на убытки, понесенные компанией в сфере производства полупроводников и дисковых накопителей, а также на неблагоприятный экономический климат, представители IBM предупредили о том, что объемы продаж компании в 2002 году будут значительно ниже тех, что ожидались биржевыми аналитиками. В результате стоимость акций IBM упала на 10%, а надежды на скорое восстановление IT-рынка снова оказались под сомнением, что потянуло вниз индекс NASDAQ.

Объявление о снижении оценок финансовых результатов компании произвело на рынке эффект разорвавшейся бомбы. Как оказалось, инвесторы высокотехнологичного рынка были слишком оптимистичны в своих ожиданиях скорого возобновления корпоративных IT-вложений. Из-за слишком затянувшегося спада на рынке пострадало самое крупное подразделение IBM - Global Services, за счет которого компании удавалось в прошлые годы оставаться как бы в стороне от общего технологического спада.

Руководство самой IBM, однако, возложило вину за понижение прогнозов на подразделение IBM Technology Group, занимающееся производством полупроводников, HDD и других компонентов для ПК. При этом еще в начале 2002 года руководство IBM окончательно определилось в выборе стратегических направлений своего развития, и производство ПК в их число не вошло. IBM планировала передать сторонним производителям (аутсорсерам) производство своей линейки настольных систем NetVista и продать свои производственные мощности по сборке ПК в Шотландии и США. Напомню, что впоследствии ПК-бизнес IBM купила китайская корпорация Lenovo. Купила - и вновь сделала прибыльным.

На фоне падения котировок акций hi-tech-компаний разразился целый ряд крупных корпоративных скандалов в этой сфере. Стала все больше обнажаться истинная подоплека недавнего технологического бума. Самое, пожалуй, громкое признание сделал бывший ревизор компании WorldCom Дэвид Майерс - он признал себя виновным в подделке финансовых документов. На своем выступлении в суде по делу о банкротстве корпорации он заявил, что распоряжение скрыть реальные расходы компании поступило ему непосредственно от высшего руководства.

В своих показаниях, даваемых судье Ричарду Кейси, Дэвид Майерс сказал: "Ежеквартально высшее руководство напоминало мне о необходимости делать записи в финансовых документах, сокращающие реальные расходы WorldCom и завышающие размеры прибыли. Я действовал совместно с другими, чтобы оказать помощь в совершении подлога". Впрочем, Майерс подал прошение о признании себя виновным еще до начала заседания суда.

На вопрос судьи, участвовал ли Майерс в трех вменяемых ему в вину преступлениях, а именно: в преступном сговоре, подделке финансовых документов для инвесторов и предоставлении заведомо ложных сведений в Комиссию по ценным бумагам и биржам, тот ответил утвердительно. По этому поводу адвокат Майерса Ричард Дженис заявил, что его клиент "неохотно участвовал в сговоре и выражал свое неудовольствие предпринимаемыми руководством WorldCom действиями".

Дэвид Майерс и бывший главный финансист компании WorldCom Скотт Салливан были арестованы в августе 2002 года, в самый пик скандала вокруг WorldCom. Через некоторое время Майерса освободили под залог в $2 млн, Салливана - $10 млн. Представители обвинения полагали, что Майерс и Салливан принудили своих служащих подделать балансовые отчеты с целью скрыть расходы в размере $3,8 млн. Из-за этого доходы компании оказались завышены на еще большую сумму.

В июле 2002 года, когда компания WorldCom объявила о своей неплатежеспособности, случившееся называли самым крупным банкротством в истории США. Тогда компания обратилась в суд защиты от кредиторов, а вскоре признала искажение финансовой отчетности за 1999-2002 годы на сумму в $7 млрд. Позднее эта сумма была увеличена до $9 млрд. Но обанкротившаяся WorldCom была переименована в MCI и попыталась продолжить работу на телекоммуникационном рынке.

Однако в 2003 году руководство MCI (бывшей WorldCom) снова судили. Впервые обвинения были выдвинуты против исполнительного директора компании Берни Эбберса. Кроме него, на скамью подсудимых сели еще пятеро высокопоставленных менеджеров, которых обвинили в организации самой масштабной бухгалтерской махинации в мировой истории - приписки превысили $11 млрд. В прокуратуре менеджеров сочли виновными в предоставлении инвесторам заведомо ложной информации.

Прокурор штата Оклахома Дрю Эдмондсон прокомментировал свое решение так: "Мы считаем, что компания и ее менеджеры действовали по схеме, направленной на искусственное увеличение стоимости акций и облигаций. В рамках этой схемы они передавали заведомо ложную информацию в Комиссию по ценным бумагам и биржам. Инвесторы вынуждены были руководствоваться этой информацией при принятии решений о новых вложениях своих средств. Речь идет не о вороватом сотруднике фирмы, набивавшем собственные карманы. Нет, здесь можно говорить о принятии совместного решения менеджерами, пытавшимися таким образом "помочь" своей компании".

Виктор ДЕМИДОВ

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

22 за 2010 год

Рубрика: 

Вчера
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!