Игровая индустрия - хроника кризиса


Европа

По экспертным заверениям экономических инсайдеров, активная и самая страшная фаза кризиса вроде как закончилась. Корпорации, которые ранее пребывали в сугубо негативном расположении духа, что подтверждалось частыми известиями о сокращении численности персонала и множественными финансовыми отчётами с большим знаком минус, теперь массово рапортуют о своих успехах. Игропром, вторя успехам остального бизнес-мира, тоже пытается стать на путь исправления. И пока это у него получается. Но кризис был, и из памяти его не вычеркнешь, слишком уж разрушительными оказались его последствия.

Мы продолжаем знакомить читателей с последствиями мировой экономической рецессии для игровой индустрии. И в этот раз расскажем о том, как вездесущий финансовый катаклизм повлиял на индустрию видеоигр Европы. В предыдущем материале, посвящённом игровой индустрии США, речь преимущественно шла о крупнейших игровых корпорациях EA и Activision, чья жажда наживы, как мы убедились на примерах, ни к чему хорошему не приводит, кроме как к быстрым и не всегда стабильным деньгам.

В Старом Свете игровое издательство, действующее на манер EA, тоже существует. Это французская Ubisoft, обладающая статусом игрового гиганта и владеющая производственными мощностями по всему миру. Одна из немногих участниц индустрии, которая не покорилась кризису. Под непокорением мы понимаем отказ от классических антикризисных мер и продолжение спокойной работы. Топ-менеджеры Ubisoft не только никого не уволили, но и позволили себе минимальный рост, открыв филиал компании в Бразилии. Довольно неплохие продажи Assassin's Creed, Far Cry и последняя часть похождений агента Сэма Фишера в Splinter Cell: Conviction не дали издательству опуститься до уровня аутсайдеров. Правда, остальные проекты компании - игра по "Аватару" и Red Steel 2, хотя изначально и не были ключевыми, финансовый результат показали далёкий от приемлемого. Как итог, в 2009 финансовом году оборот видеоигр компании в денежном эквиваленте снизился на 18%. Очевидно, это и не позволило завершить год с плюсом. Согласно официальному отчёту аналитиков, издательской компании Ubisoft удалось заработать $1,1 млрд. При этом на уровень самоокупаемости издательство так и не вышло, зафиксировав результат в $54 млн убытков. Но руководство Ubisoft не унывает, планируя в скором времени всё-таки получить нормальную операционную прибыль. В этом ей должны помочь популярные игровые франчайзы, находящиеся в ведении компании - Assassin's Creed, Prince of Persia, Tom Clansy's HWAX, и Tom Clansy's Ghost Recon, а также различная казуальщина для портативных платформ.

Удивляет и одновременно радует отсутствие в планах боссов компании такого пункта, как производство игр по кинолицензиям. В прежние и не очень отдалённые времена в разработке у Ubisoft всегда находилась пара-тройка киноблокбастеров, подлежащих обязательной игроизации. Теперь от такой концепции решено отказаться. Ubisoft само станет продюсировать фильмы. Собственным киновоплощением уже обзавелась игровая серия Prince of Percia. Свой фильм в обозримом будущем получит и другой знаковый игровой бренд - Assassin's Creed. Так что планов у издательства много, и не все они ограничиваются играми. Ubisoft, помимо кино, подумывает заняться издательством книг.

 

Если брать европейские игровые компании форматом меньше, то Crytek, например, каких-то серьёзных и плачевных убытков в минувшие кризисные годы не несло. Даже напротив, компания купила обанкротившуюся студию Free Radical (создательница провальной Haze), открыла производственные мощности в Украине, Болгарии, Южной Корее. Такое значительное расширение связано с грандиозными планами компании. Crytek сейчас бросила все силы на создание новой революционной графической технологии - Cry Engine 3, которая должна послужить точкой входа компании в консольный мир. Кроме того, не стоит забывать о разработке сиквела Crysis, который, как не трудно догадаться, тоже обещает стать революционным. На осуществление всех этих планов у Crytek есть год.

Но не все участники гейминдустриального рынка Европы чувствуют себя так же уверенно, как Crytek и Ubisoft. Студия Remedy, являющаяся составной частью Microsoft Game Studios, этой весной выпустившая для консолей долгожданный Alan Wake 2, не смогла с ним занять первые строчки чартов и очень быстро вылетела из топа. Несколько скрасить провал призван выпуск пары-тройки платных DLC.

Чуть получше обстоят дела у ещё одной подопечной Microsoft - Lionhead Studios. Компания за время кризиса умудрилась сохранить полностью свой штат. Хотя боссы Microsoft, проводящие усиленную чистку своих рядов, на этом настаивали. Но, по словам Питера Мулинье, ему удалось отстоять целостность студии. И теперь она тоже в спокойной обстановке ваяет Fable 3.

Про остальные игровые компании европейского континента сказать откровенно нечего. Польская CD Project после продолжительных мытарств с "Ведьмаком" (напомним, что полякам пришлось переделывать уже выпущенную игру и доводить её до нужной кондиции) без каких-то существенных сокращений доделывает сиквел "Ведьмака". Правда, никто не берётся прогнозировать, что в итоге второй Witcher собой будет представлять, потому что CD-Project любит себя вести по-русски непредсказуемо. А вот про то, как именно себя ведут разработчики видеоигр из России и вообще из постсоветского пространства, мы расскажем в следующий раз.

Сергей КОРОТКЕВИЧ

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

25 за 2010 год

Рубрика: 

На досуге
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!