Сеть забирает рекламу себе

"Мы не сеем, не пашем, не строим, мы в Сети продаем чужое!"

(Подслушано на конгрессе "Деловой Интернет-2009")

Последние полдесятка лет Интернет уверенно перетягивал на себя "одеяло" рекламных бюджетов и к нынешнему году добился в этом деле весьма впечатляющих показателей. Если еще в 2003-м корпоративные рекламные расходы формулировались как "ТВ, газеты, журналы, радио... ах, да, надо еще на Интернет немного оставить", то теперь все чаще бывает так: "Интернет, ну и другие медиа".

Агентство MPG исследовало эффективность различных рекламных технологий, применяемых на постсоветском пространстве, и пришло к выводу: наиболее эффективный канал коммуникации с потребителем - это поиск в Интернете. Эксперты так и написали в отчете: "Прямая реклама в стандартных СМИ уступает сегодня место обсуждению информации в Сети, на форумах и в блогах".

Эксперты MPG изучали эффективность рекламы по шести критериям поставленных задач - от получения общей информации до принятия пользователем решения о покупке. Выявилось очень четкое разделение: для пользователя лучший источник общей информации - традиционные СМИ и реклама в местах продаж. А вот лучшие источники детальной информации (то есть влияющей на решение покупать / не покупать) - цифровые СМИ и межличностные контакты.

В MPG напоминают, что в 2009 году, в условиях кризиса, только сегмент интернет-рекламы показал рост. И сегодня Сеть все чаще рассматривается рекламодателями как основа информационного поля, в котором существует их компания. Соответственно, для коммерческого успеха определяющей становится активность бренда в социальных медиа (соцсети, форумы, блоги и даже видеохостинги). Процитирую несколько мнений экспертов:

 

Юлия Удовенко, директор по маркетингу MindShare Interaction: "Это является следствием активизации самих пользователей и перехода от пассивного чтения к активной генерации контента (статусы, отзывы, комментарии и т.д.). Однако изменение роли и доли каналов связано не столько с кризисом, сколько с поведенческими особенностями и быстрым изменением самой медиасреды. Брендам необходимо присутствовать там, где находится их целевая аудитория".

Михаил Елагин, управляющий директор Twiga Touch: "Каждый раз при планировании рекламной кампании учитывается множество факторов и все зависит от поставленной задачи. К примеру, на телевидении можно обеспечить большой технический охват при эффективности затраченных средств с точки зрения стоимости контакта. Но Интернет в этом плане еще эффективнее".

Ольга Титова, управляющий партнер РА Brandworks | Entertainment & Sports: "Контекстная реклама работает на повышение продаж, а Placement и звезды - на имидж бренда. Важным моментом в обсуждении продукта с друзьями или в блогах является то, что послужило толчком к этой дискуссии. А участие звезды в рекламе как раз является нужной эмоцией, подталкивающей обсудить рекламу".

Теперь перейду к информации, обнародованной международным агентством ZenithOptimedia. Тамошние эксперты считают, что по итогам 2010-го рекламный рынок в России не достигнет показателей 2007 года (235,5 млрд руб). Но это совершенно не касается показателей в сегменте интернет-рекламы: за 2010 год они удвоятся, в сравнении с 2007-м. Цифры таковы: еще три года назад в России объем рынка онлайн-рекламы составлял 12,7 млрд руб., а в этом году обещается уже 24,32 млрд руб. При этом рост рекламного рынка, в целом, составит около 12%. То есть конкурентов у Сети как рекламного носителя просто нет.

Также эксперты ZenithOptimedia уверены: в ближайшие годы будет сохраняться тенденция перетекания бюджетов в Интернет из "обычных" медиа. По прогнозу, к 2012 году доля интернет-рекламы увеличится (относительно глобальных расходов на рекламу) до 17,1%.

К слову, компания ZenithOptimedia не обошла вниманием и белорусский рекламный рынок . По нему приводятся такие данные: в 2009 году он сократился на 21,4%, но в нынешнем - вырастет на 11,7%. И наибольший прирост продемонстрирует как раз Интернет - 20,3%. Благо, все предпосылки для этого есть - несмотря на общий спад, за 2009 год расходы белорусских рекламодателей на онлайн-рекламу выросли на 15,7% до $5,9 млн (то есть превысили затраты на радиорекламу). Ну а по итогам нынешнего года, по прогнозу, рынок вырастет на 20,3% - до $7,1 млн. При этом эксперты ZenithOptimedia оценивают проникновение Интернета в Беларуси на начало 2010 года в 32% (26% годом ранее).

Что же касается структуры белорусского рынка интернет-рекламы, то в этом году на контекстную рекламу в Байнете будет потрачено $1,1 млн, а на медийную - $6 млн, считают в ZenithOptimedia. При этом набирает силу тенденция: все больше рекламных затрат в Беларуси "уходит" владельцам российских сайтов, популярных среди белорусских пользователей. Речь идет о порталах и социальных сервисах с большим трафиком - Mail.ru, Yandex, Odnoklassniki, Mamba, Vkontakte, Rambler и т.п. Представительства некоторых из них уже работают в Беларуси.

Ну и, наконец, первое полугодие 2010-го наверняка запомнится появлением первого общепризнанного стандарта интернет-рекламы. Речь идет о руководстве, разработанном Американским Бюро интерактивной рекламы с целью привести к определенным стандартам общение интернет-рекламщиков с рекламодателями. Проще говоря, им предлагается говорить с клиентами на одном языке. Во многом ради этого значительная часть руководства представляет собой словарь терминов интернет-рекламы.

Однако основная часть руководства все же посвящена тому, как интернет-рекламщики должны обеспечивать рекламодателей единообразной и подробной информацией обо всех этапах ведения кампании в Сети. В частности, стандарт делит онлайновые рекламные технологии по уровню открытости. Высший уровень - это когда рекламодатель получает возможность отслеживать точные адреса каждого показа рекламного блока в реальном времени. Одна из главных задач здесь - сделать интернет-рекламу более предсказуемой для заказчика. Это, считают авторы стандарта, привлечет новых заказчиков онлайн-рекламы.

Виктор ДЕМИДОВ

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

29 за 2010 год

Рубрика: 

Анализ
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!