Акустические системы<b>. </b>Как выбирать?

(Окончание. Начало в №26)

Теперь, вместо обсуждения варианта 2.1 и поскольку это просто стереопара+сабвуфер, мы рассмотрим главный вопрос для такой системы, а также для всех других использующих специальную колонку для воспроизведения супернизких частот.


Какие бывают сабвуферы?

Сабвуферы можно разделить на активные и пассивные.

Пассивные не имеют встроенного усилителя мощности и работают от усилителя стереопары. Причем стоит сказать, что в акустических системах сабвуфер обычно является самой мощной колонкой, следовательно, он значительно нагружает усилитель. В результате параметры мощности всей системы в целом перераспределяются. Пассивный сабвуфер может подключаться как последовательно, так и на отдельный канал усилителя. При этом наличие пассивного кроссовера сказывается на качестве не в лучшую сторону. Пассивные сабвуферы обычно не имеют возможности настроек поворота фазы, регулировки АЧХ, положения точек среза кроссовера, крутизны среза, в результате чего чаще всего становятся бесполезными гудящими ящиками. Основная настройка производится путем... перемещения пассивного сабвуфера по помещению с нахождением определенной точки, в которой он начинает звучать отчетливо.

 

Активные сабвуферы имеют встроенный усилитель мощности и активный кроссовер. Чаще всего подключается в сквозную межу источником сигнала и широкополосной АС. Нередко используется и другой вариант, который можно наблюдать в некоторых системах, а именно - на активный сабвуфер направляется обычный линейный сигнал с удаленными высокими частотами. Активные сабвуферы чаще всего имеют возможности настройки поворота фазы, регулировки АЧХ, частоты и крутизны среза кроссовера.


Как настраивать сабвуферы?

Да, к этой теме нужно присмотреться внимательно. Очень часто можно встретить ситуацию, когда сабвуферы работают не так, как нужно, в результате чего мы слышим много непонятного гула вместо прозрачной звуковой картины. Итак, насчет пассивного сабвуфера мы уже определились - его настройка производится путем нахождения в помещении точки, в которой он будет звучать отчетливо.

Активный сабвуфер более удобен в настройке. В принципе, основные инструменты для настройки - регуляторы поворота фазы и частоты среза. Основная задача - получение четкого воспроизведения на супернизких частотах. Настройку лучше производить, используя современные фонограммы.

Кстати, очень часто 2.1 и 5.1 (напомним, что это наиболее распространенные варианты в продаже) продаются единым согласованным комплектом, где пользователям дается мало возможностей по настройке и управлению.

Причем бывает ситуация, когда сабвуфер пассивный, но в нем расположен усилитель для всей акустической системы. Это чаще всего встречается в недорогих мультимедийных колонках. Второй вариант - сабвуфер активный, но никаких регуляторов настроек для него нет. В обоих случаях мы сталкиваемся с существенными ограничениями, которые не позволяют достигнуть нужного звукового комфорта в конкретно заданном помещении.


5.1

5.1 можно представить как набор из пяти одинаковых широкополосных колонок+сабвуфер - самое дешевое или самое дорогое решение. Самое дешевое... достаточно посмотреть на мультимедийные наборы для компьютера. Самое дорогое... если собирать всё из высококачественных колонок.

Есть и средний, промежуточный вариант, распространенный как в профессиональной, так и в мультимедийной среде - комплектация предусматривает различные колонки в зависимости от их предназначения. Например, левый и правый каналы - это стандартные широкополосники, какие мы рассматривали в рамках стерео. Центральный канал предназначен прежде всего для отображения голосов главных персонажей, причем он должен являться "центром". Поэтому зачастую это специальные решения, иногда с использованием двух СЧ/НЧ-динамиков (ВЧ-излучатель находится посередине) и горизонтальным расположением. Тыловые каналы обычно реализуются за счет урезанных в низкой области частот широкополосных колонок либо являются такими же, как в левом и правом каналах.

Отдельно стоит сказать, что мы описали вариант 5.1, который принят для кино и, соответственно, игр. Но есть разновидность 5.1 для музыки, где для качественного прослушивания действительно требуется, чтобы все пять каналов воспроизводились одинаково.


В завершение

В наше довольно стрессовое время не стоит экономить на комфорте, связанном с отдыхом. Целая индустрия звукорежиссеров трудится над созданием высококачественных продуктов, позволяющих с головой окунуться в мир прекрасной музыки, кино, игр. Пройти мимо этого - значит в чем-то себя ограничить. Современная ситуация на рынке акустических систем такова, что даже за сравнительно небольшие деньги можно получить качественные результаты.

И одна из ключевых рекомендаций: не стоит гнаться за новаторским дизайном, лучше предпочесть технологии, близкие к профессиональным.

Кристофер,
christopher@tut.by,
www.gigamark.com

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

30 за 2010 год

Рубрика: 

Multimedia
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!