Кто на GTA?

Название игры: Mafia 2
Жанр: экшн от третьего лица
Разработчик: 2K Czech
Издатель: 2K Czech
Системные требования: Intel Quad Core 2 Quad 2.4 GHz, 2 Гб RAM, видеокарта GeForce 9800 GTX/Radeon HD 3870 с 512 Мб видеопамяти
Оценка: 7

Оригинальная Mafia: The City of Lost Heaven, выйдя в 2002 году, казалось, сделала невозможное, сумев потеснить великую игровую серию GTA на её же территории. Потом, конечно, Rockstar наверстает упущенное, выпустив GTA: Vice City, GTA: San Andreas и GTA 4. Но факт этот все же примечательный. Маленькая, никому не известная чешская студия (тогда она ещё называлась - Illusion Softworks), состоящая, главным образом, из неофитов игровой разработки, выпустила блокбастер, который не зазорно было приобретать (ставить на полки) в магазинах спустя даже 7 лет после выхода. О масштабах популярности этой игры красноречиво свидетельствует то, что многочисленные модостроители сразу же после выхода игры и вплоть до наших дней сделали её своей иконой, регулярно выпуская "самопальные" модификации. И пусть в первой "Мафии" находилось много чего некошерного - багов, например, - появившись всего раз, игроков она зацепила. Да так, что никакие высокобюджетные разработки по "Крёстному отцу" от EA, явно пытавшиеся подражать "Мафии", не могли её заменить. От сиквела ждали не меньшего. И в этом-то основная беда. Специалисты знали: прыгнуть выше головы 2K Czech во второй раз вряд ли получится. Когда в начале двухтысячных чехи выпускали свою игру, так умело изобретенный Rockstar жанр ещё не успел как следует разрастись. Так что в некотором роде релиз "Мафии" являлся новым опытом. Да и пользователи в несколько раз охотнее готовы были удивляться. Сейчас, особенно после GTA 4, удивляться уже нечему.

И ведь идея с модернизацией игр старых посредством выпуска ремейков далеко не нова. За последнее время она стала даже неким трендом. Этой участи подверглись Bionic Commando, Alone in the Dark и многие другие известные в прошлом тайтлы. На первый взгляд, это кажется очень удобным. Когда разрабатывались оригиналы, многие вещи из-за общей технологической отсталости попросту были нереализуемы. Но одно дело - усовершенствовать аркадный платформер, и совсем другое - полноценно сложившийся хит, коим и является "Мафия". Сиквелизация в таких случаях, как правило, только мешает. Не всем же быть такими, как Infinity Ward.

2K Czech, конечно, не Infinity Ward, да и "Мафия" далеко не Call of Duty. С ней "дешёвые" трюки усиления зрелищности не пройдут. В отличие от COD, которую обновляют каждый год, вторую "Мафию" игроки ждали целых 8 лет. И потому спрос с неё отдельный. И пользователи, уже успевшие опробовать не так давно вышедшую компьютерную игру, тому подтверждение. Самые популярные претензии, озвученные на специализированных форумах: недостаточно большая для такой долгожданной игры длительность, а также существенное качественное несоответствие игры с дорелизными превью, после знакомства с которыми она всем представлялась в ином свете. Что можно сказать по этому поводу. Такие материалы всегда следует читать между строк. И в этот раз разработчики наобещали многое из того, что в итоговую редакцию игры не попало, хотя сделано было. Этому непонятному, на первый обывательский взгляд, поступку на самом деле есть простое объяснение. Когда Mafia 2 ещё только находилась в разработке (в пре-альфа стадии), её уже тогда запросто можно было назвать хитом и успешно продать, даже в столь сыром виде. Потому девелоперы, сделав игру, большую часть решили обнародовать только после её выхода, таким образом представив нам классический способ продажи одной игры несколько раз. В современном мире видеоигр разработчики с хитами так поступают постоянно. Но если Fallout 3 или, например, GTA 4 шедеврально и логически завершенно смотрятся в оригинальном виде и до "миллиона" дополнений, то Mafia 2 хочется дополнить ещё во время финальных титров. И вовсе не потому, что она настолько хороша, что требует добавки. При прохождении игры автора этих строк постоянно преследовало ощущение недоразвитости некоторых её компонентов.

Разработчики проделали большую работу, и это хорошо видно по роскошно смоделированному городу, выдержанному в сеттинге "Нью-Йорк 40-х годов". Уже одно это достойно уважения. Но уникальный по красоте и величине игровой мир не заработает, если ему не будет соответствовать геймплей. Тут мы, пожалуй, имеем дело с распространенной проблемой игр с большим миром, особенно всяких там GTA-клонов. У создателей таких тайтлов слишком много сил уходит на локации, непосредственно же геймплей спускается на самотёк. Правда, это не означает, что создатели впрямь как в Crysis и Far Cry 2 со словами "Делай что хочешь" предоставляют нам свободу, к которой толком никто не готов. В случае со второй "Мафией" всё как раз с точностью до наоборот. Чешские разработчики попытались поставить игру на жёсткие рельсы линейности, лишив нас права выбора и сделав всего одну концовку вместо обещанных ранее трёх. Тем самым они убили всякую интригу. Нам просто остаётся в заранее определённой последовательности пройти заготовленные создателями миссии. Для всех разработчиков "gta-образных" игр этот компонент по традиции является больным местом. Ну не получается у них сделать задания по-настоящему интересными. В итоге лучшее, что могут предложить создатели обозреваемой игры - возможность вдоволь поколесить в ретро-стилистике по большому, но пустому городу. За то, как реализованы покатушки в игре, им, кстати, следует сказать спасибо. Автомобильная часть у них особенно удалась. Красиво, ничего не скажешь, и физическая модель "самое то" - не хардкор, но уже и не NFS с торможением об забор. Всё это приправлено периодическим общением с NPC. Диалоги, содержание которых, видимо, чтобы не выбиваться из общей "благостной" картины, тоже особого почтения не вызывают. То есть основная проблема обозреваемой игры в неумении интересно рассказывать историю. После того, как в самом начале нам даётся вводная, из которой мы получаем основной объём имеющейся в игре информации, за исключением нескольких фактически ни на что не влияющих встреч, дальше за всю игру она больше ничем не удивит.

 

Ещё один недостаток, найденный нами в игре. Несмотря на то, что её действие проходит в "Большом яблоке", разработчики вместо известных туристических мест города водят нас преимущественно по докам и малопривлекательным этническим районам. По сути, это является правильным решением. Герои игры не Корлеоне и не Капоне. Вся их жизнь и криминальные дела проходят именно в таких маленьких местах. Но хотя бы парочку небольших, но эффектных упущений для пользователей сделать не помешало бы.

Резюме: к сожалению, но "мафиозный" бренд перестал быть застрельщиком в жанре, решив уподобиться GTA 4, стать её тенью, пусть высококачественным, но GTA-клоном. А девелоперы из 2K Czech тем временем уже анонсировали в самое ближайшее время выход нескольких небольших DLC, распространяющихся исключительно за деньги. А сколько таких дополнений ещё будет? Возможно, через некоторое после выхода определённого количества улучшений на вторую "Мафию" можно будет писать новую рецензию в совсем другом, более хвалебном стиле. Но пока она ничем не выделяется, конкурируя лишь с другими GTA-подражателями - Saints Row, Mercenaries и Just Cause.

Сергей КОРОТКЕВИЧ

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

36 за 2010 год

Рубрика: 

На досуге
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!