Медаль за Афган

Название игры: Medal of Honor
Жанр: шутер от первого лица
Разработчики: EA LA, DICE
Издатель: EA
Системные требования: Core 2 Quad 2 ГГц / Phenom 64 X4 9850, 3 Гб RAM, видеокарта GeForce 260 / Radeon 4870 c 512 Мб памяти
Оценка: 8

Играм бренда Medal of Honor в последнее время не везёт. Сначала воздушно-десантный Airborne был заклеймён критиками и признан "проходняком". (Побольше бы сейчас таких проходняков, мы бы горя не знали.) Последнюю игру серии вовсе зашельмовали ещё до официального выхода. И если в MOH: Airborne общественности, по большей части, не нравилось отсутствие реализма, то в новейшей MOH причиной неодобрительных откликов в прессе в адрес разработчиков стало, напротив, его наличие. Натовские военные, имеющие определённое влияние в обществе, были не удовлетворены тем, что талибы безнаказанно могут убивать американских солдат. Имеется в виду резонансный многопользовательский режим, в котором создатели хотели дать возможность (хотя в итоге так и не дали) повоевать игрокам на стороне врага. Непонятно, при чём тут игры. Винить здесь, скорее, следует Буша, Обаму и прочих. Они ведь сами этого когда-то добивались, чего уж теперь причитать.

Вообще создание игр, основанных на реальных, особенно действующих военных конфликтах, - штука скользкая. Во-первых, живы и ещё очень долго будут пребывать в здравии настоящие участники событий, которые всегда смогут возразить: "На самом деле это было не так". Во-вторых, никто не отменял этический аспект, по которому эта тема входит в разряд табуированных. На настоящей войне ведь люди погибают, а видеоигры вроде как относятся к интерактивным развлечениям.

EA, тем не менее, разумно посчитала, что трогать заезженную тематику Второй мировой, на которой серия, собственно, и сделала себе имя, нецелесообразно, а придумывать новую, как Infinity World в Call of Duty: Modern Warfare, видимо, дорого. Поэтому в качестве игровой вселенной разработчики выбрали популярный нынче Афганистан, в котором НАТО ведет активные боевые действия против одиозного террористического движения Талибан. Разработчики предлагают нам окунуться в этот вооружённый конфликт и почувствовать себя бойцом сверхсекретного спецподразделения Tier 1 Operators, выполняющего особо опасные поручения командования в тылу противника.

Сразу же после релиза MOH многие геймеры принялись сравнивать эту игру с пока ещё не вышедшей Call of Duty: Black Ops. Иными словами, осенью все ждали дуэли этих двух великих брендов. COD, если кто подзабыл, выросла на играх серии MOH и поначалу многому у неё училась. Но постепенно MOH растеряла всё своё преимущество. В то время как COD последовательно улучшалась, держатели бренда MOH сначала его не обновляли, затем продолжали искать счастья на полях сражений Второй мировой, превратив в итоге знаменитый сериал просто в клона COD.

 

Но EA были бы не EA (игру разрабатывал лос-анжелесский филиал компании), если бы просто взяли и скопировали геймплей COD. Автор этих строк, уж не знаю, к счастью или нет, в настоящих боевых действиях участия не принимал, но если судить по фильмам и сериалам о войне, которые общепризнанно считаются правдоподобными ("Братья по оружию", "Спасая рядового Райана"), определённая схожесть между MOH (в отличие от всё той же COD) и реальной войной присутствует. Ведь как обычно играется большинство такого рода тайтлов? Мы идём только вперёд, а благополучно уничтоженные нами противники возрождаются у ближайшего столба. Мы же, как ни в чём не бывало, зажимаем гашетку и "мочим" всех без разбора. Враги тем временем всё прибывают и лезут как камикадзе на наши автоматы с нескончаемым боезапасом, послушно принимая смерть. "Ну и что, - скажете вы, - ведь IW и Treyarch компенсируют нехватку реализма небывалой зрелищностью". Но лично мне кажется - этого уже мало. Сколько можно обманывать пользователей дешёвыми вау-эффектами? Приведём конкретный пример из обозреваемой игры. Нам нужно пройти участок уровня, который полностью простреливается пулеметчиком. На ваш взгляд, как бы мы поступили в любом другом шутере? Правильно, в лучшем случае взяли какую-нибудь пушку потяжелее, допустим, ракетницу, и разрешили ситуацию легко, за пару даже не самых точных выстрелов. Последовала бы команда вперёд, и мы пошли дальше. Таким предсказуемым путём сейчас проходится большинство военных шутеров.

Создатели же MOH предлагают свой вариант развития событий. Наш отряд выполняет срочное задание на оккупированной противником территории, и потому громоздкую базуку с собой никто не взял. А на вражеские пулемёты массово перестали бросаться ещё со времен Второй мировой войны. Так что нам с боевыми товарищами приходится искать способ как обойти пулемётную точку. И так на протяжении всей игры. Заходим на участок, который нам нужно зачистить, особо не горячась, осматриваемся. И только после этого принимаем конкретное решение. Враги ведут себя нам под стать, если и готовы отправиться на тот свет, то исключительно заслуженно и по всем канонам современной войны, а не как мифологизированные герои-красноармейцы, которым всё равно терять нечего.

При этом у пользователей не должно возникнуть иллюзий насчёт того, что MOH является эдаким аналогом суперсимуляторов войны, таких, как ARMA и Operation Flashpoint. Обозреваемая игра не дотягивает до уровня симуляции даже не самой сложной в этом плане Tom Clancy's Rainbow 6: Vegas. И проходится так же легко, на одном дыхании, как и пресловутая COD. То есть там, где COD имитирует реальный бой, MOH устраивает почти такую же имитацию, только гораздо более правдоподобную. Удивительно, но, похоже, авторам MOH удалось найти золотую середину. Проходить MOH одновременно легко и интересно (читай - сложно). Афганские моджахеды в игре народ смышленый, тактически грамотный и технически подкованный. Но при всём этом нам не нужно переигрывать уровень по много раз. Не успеете оглянуться, как окажетесь в финале. Разработчики тоже не отстают, пытаются вносить разнообразие в геймплей, чередуя лобовые миссии с секретными.

Воевать против бывших союзников, движения Талибан, нам доведётся в группе до зубов вооружённых бойцов. Надо отметить, что для шутеров это не редкость. Правда, в других играх такого плана они, как правило, выполняют чисто символическую роль и на геймплей особого влияния не оказывают. В MOH, как обычно, дело обстоит намного иначе и члены нашей команды вполне самостоятельны. Во всяком случае, обвинить их в отбывании номера не получится, к тому же с ними можно взаимодействовать.

Резюме: небывало хвалебная, по меркам жанра, стилистика данного текста вовсе не означает, что заочное противостояние двух шутеров ещё до релиза COD благополучно завершилось в пользу "Медали за отвагу". Всё-таки MOH и COD - игры одинакового порядка, с абсолютно идентичным набором недостатков. Создатели же "Медали" всего лишь эти огрехи немного прикрывают. В то время как EA предлагают игроку вжиться в роль крутого диверсанта-спецназовца, сознательно ведя нас по тёмным горным окрестностям Афганистана, и позволяют принять участие в более-менее аутентичных, но слабо зрелищных миссиях, COD зацикливается на максимальном развлечении, пустом, но красивом "вау-эффекте". Что-то мне подсказывает - второе массовому игроку как-то ближе. Впрочем, окончательный выбор, во что играть, за вами.

Сергей КОРОТКЕВИЧ

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

42 за 2010 год

Рубрика: 

На досуге
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!