В Беларуси интернет-реклама догоняет печатную и наружную

О ситуации на белорусском рынке интернет-рекламы, главных тенденциях 2010 года и перспективах года 2011-го "Компьютерным вестям" рассказал Сергей Скороход - основатель и руководитель популярного ресурса Мarketing.by.

- Сергей, какие Вы можете назвать самые заметные тенденции на рынке интернет-рекламы в Байнете в 2010 году?

- Первое, что в 2010-м повлияло на интернет-рынок, в целом, и рынок интернет-рекламы, - это, конечно, указ № 60. Накануне его появления было много страшилок на тему того, что Байнет зарегулируют, что он станет очередной несвободной сферой медиа. Но, как оказалось по факту, все страшилки на сегодняшний день не оправдались. Однако нельзя сказать, что для интернет-рекламы этот указ прошел бесследно. Многие участники рынка отмечают, что указ отразился на качестве контента. То есть площадки стали фактически заниматься самоцензурой. Словом, указ стал этаким дамокловым мечом, зависшим особенно над интернет-СМИ, которые отражают различные точки зрения.

К тенденциям 2010 года я также отнесу то, что рынок интернет-рекламы в Беларуси становится все более прозрачным, все более насыщенным инструментами, позволяющими эффективно работать с рекламой в Сети. К этим инструментам можно отнести и качественные измерения объема рынка, и исследования Gemius, которые ведутся с 2009 года, появление в Беларуси рекламной сети AdRiver, приход "Яндекса" со своими сервисами и предложениями. Это все - те факторы, которые делают рынок интернет-рекламы в Беларуси наиболее цивилизованным, по сравнению с другими медиа.

- А какие тенденции получат развитие в наступившем году?

 

- Если говорить о развитии, то, к примеру, AdRiver пришел только осенью прошлого года и за такой короткий срок ничего революционного не смог сделать. И AdRiver - один из инструментов, который в 2011 году позволит рекламодателям наиболее эффективно вкладывать деньги в интернет-рекламу.

Также во второй половине прошлого года все ведущие игроки рынка огласили свое решение о том, что компания Gemius станет измерителем интернет-аудитории Беларуси - и это получит развитие в нынешнем году. Скоро Gemius запустит панель измерения аудитории, когда аудитория меряется не только счетчиками на сайтах, но и через специальное ПО, которое устанавливается у пользователей и отслеживает их поведение в Интернете. Это позволит рекламодателям понимать аудиторию крупных и мелких площадок, которые становятся интересны для рекламодателей.

- Каким был общий объем рынка интернет-рекламы в Беларуси в 2010 году?

- По рынку интернет-рекламы ситуация очень интересная. Как я уже сказал, ведущие сейлсхаузы оценивают этот объем, и среди агентств, которые участвуют в этих оценках, есть представители международного агентства Zenith Optimedia. И я согласен с их оценкой: по итогам года белорусский рынок интернет-рекламы составил $7,6 млн. На медийную рекламу пришлось $4,2 млн, спецпроекты и PR - $2,2 млн, контекстная реклама - $1,2 млн.

Но если говорить вообще о затратах рекламодателей на интернет-продвижение, то следует учитывать, конечно же, поисковую оптимизацию сайтов (SEO). Это тоже можно отнести к интернет-рекламе, потому что деньги тратятся на то, чтобы сайт в поисковой выдаче по определенным запросам находился на хороших позициях. Это очень похоже на то, что называется контекстной рекламой.

По итогам рейтинга, который мы составили осенью прошлого года, оценив по количеству игроков, по стоимости продвижения, по многим другим характеристикам все, связанное с SEO, мы получили объем затрат белорусских рекламодателей на продвижение в белорусской аудитории - $3,1 млн в год.

То есть если суммировать объем затрат на "чистую" интернет-рекламу и на SEO, то объем затрат белорусских компаний на интернет-продвижение своей продукции и услуг оценивается в $10,7 млн. Эта цифра уже очень близка к наружной рекламе, к объему рекламы в прессе. И если радиорекламу Интернет уже давно обогнал, то на очереди - "наружка" и печатные СМИ.

- И когда же интернет-реклама в Беларуси выйдет на первое место?

- Не скоро. Потому что все-таки огромные рекламные затраты идут на телевидение.

- А когда Интернет обгонит печатную прессу?

- Если даже рынок SEO застынет на уровне трех миллионов (а он будет расти, так что лучше возьмем $4 млн), то, глядя на прогноз того же Zenith Optimedia, процент печатной рекламы составит 14% в общем объеме 2011 года, процент радио - 5% и процент интернет-рекламы - 9%. Так что, судя темпам роста, где-то в 2013 году интернет-реклама может обогнать и наружную рекламу, и рекламу в прессе.

- Как Вы оцениваете рынок PR в Байнете?

- Что касается PR в Интернете, то здесь вообще особенная ситуация. Потому что его становится все больше. Хотя в Беларуси этот сегмент недостаточно развит - прежде всего по той причине, что требует очень высокой компетенции участников рынка. Иначе говоря, уровень и объем знаний, которыми должен оперировать специалист по интернет-PR, должен быть выше, чем тот, который мы имеем сегодня в Беларуси.

Здесь сразу накладывается и тема PR-активности в социальных сетях, потому что все больше компаний используют эти инструменты. И по информации на начало 2011 года, только начинают появляться в Беларуси в штатном расписании крупных белорусских компаний единицы, которые занимаются исключительно продвижением в социальных сетях. Но все же в львиной доле компаний пока этими вопросами занимаются либо PR-специалисты, либо маркетологи, которые попутно курируют и другие вопросы.

- Какие компании в 2010 году были наиболее заметны на белорусском рынке интернет-рекламы?

- Тут далеко ходить не надо - это прежде всего три наших крупнейших мобильных оператора. Борьба на этом поле идет жестокая, с переменным успехом. И в Топ-10 крупнейших рекламодателей Байнета с большим отрывом входят мобильные операторы. Немного странно выглядит резкий рывок сайта Allegro.by - наверное, у этого проекта просто много денег на рекламу.

Ну и, понятно, много интернет-рекламы дают банки, и вообще, все, что связано с финансами, активно присутствует в Байнете, размещается и в виде баннеров, и в виде каких-то отдельных проектов.

- Но ведь игроки рекламного рынка - это не только рекламодатели, но и интернет-площадки. Какие белорусские ресурсы были наиболее востребованы рекламодателями в 2010 году?

- Здесь все достаточно просто. Чтобы понять, какие площадки самые интересные, надо посмотреть, какие площадки предлагают сейлзхаусы. Сейлзхаусы - это такие организации, которые четко улавливают ситуацию на рынке, и если это площадка с хорошим трафиком, посещаемостью, с хорошей аудиторией, то они сразу говорят: "Мы будем включать вашу площадку в наши предложения рекламодателям и активно ее продавать".

В числе приоритетов я могу назвать, во-первых, все социальные сервисы - "ВКонтакте", "Одноклассники", Facebook. Они представляют наибольший интерес для рекламодателей.

- А если рассматривать именно белорусские ресурсы?

- Напомню, что 90% трафика, создаваемого белорусскими пользователями, - это иностранный трафик. Поэтому для белорусов рекламу активно размещают на российских ресурсах. Достаточно зайти, скажем, на Mail.ru или Lenta.ru, чтобы увидеть белорусские баннеры.

Что касается собственно белорусских ресурсов, то тут понятно, что лидером остается TUT.by. Его доля постепенно снижается, но он все равно лидирует по объему средств, полученных от рекламодателей. Ну а снижается его доля за счет появления других площадок. К примеру, возьмем ту же банковскую аудиторию на TUT.by. Рекламодатель смотрит и рассуждает: "Лучше я пойду куда-нибудь на специализированную площадку, где практически на 100% аудитория моя и где дешевле, и где я не буду стрелять из пушки по воробьям. А TUT.by - это все-таки площадка для всех, это как телевидение".

Среди других популярных белорусских интернет-площадок - Open.by, Onliner, "Автомалиновка", pogoda.by, itv.by, kosht.com, pressball.by. Здесь же и сайты информационных агентств: interfax.by, naviny.by, afn.by. То есть можно сказать, что в ближайшем будущем процветать будут площадки с уникальным контентом, и чем больше там будет именно уникального контента, тем более высоким будет к ним внимание рекламодателей. Также будут развиваться специализированные, нишевые площадки.

Вот, например, в Байнете существует множество сайтов по автомобилям - по новым, по бэушным, каталоги и так далее. И все они говорят: "мы окупаемся". Не одной "Автомалиновкой" мир полнится.

- Как на белорусский рынок повлиял приход "Яндекса"?

- Я не скажу, что он повлиял революционно. Это было событие, всеми закономерно ожидавшееся, "Яндекс" уже давно присматривался к Беларуси. Появление в апреле домена yandex.by, во-первых, привело к более тонким настройкам белорусского поиска, появился и толковый белорусскоязычный региональный поиск. Ну и новости, виджеты и разные сервисы "Яндекса" стали более актуальны для белорусских пользователей. И это позволило другим белорусским площадкам немного нарастить себе трафик, начав использовать сервисы "Яндекса".

- В 2010 году в Байнете появился целый ряд новых медиаресурсов вроде ale.by и ряда других, похожих. Каковы их перспективы в 2011 году?

- Те ресурсы, которые, как агрегаторы, пытаются копировать TUT.by, я считаю, бесперспективны. Надо искать свою изюминку, фишку. А тупо повторять TUT.by, сидеть на чужом контенте - это не монетизируется. Что касается ale.by, то там была хорошая идея, с потенциалом таблоида в Интернете. Но они уцепились за общественно-политическую тематику, стали перепечатывать чужие статьи, и если они так дальше будут делать, то перспектив я не вижу.

Есть еще один момент. В Беларуси просто нет такого количества новостного контента, чтобы можно было заполнить таблоид типа российской газеты "Жизнь". В любом случае придется перепечатывать российский контент, а он и так есть на российских сайтах. И те 90% белорусских пользователей, которые ходят на российские ресурсы, видят это. То есть чем больше будет белорусского контента - тем более успешным будет тот или иной ресурс.

Виктор ДЕМИДОВ

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

02 за 2011 год

Рубрика: 

Эксклюзивное интервью
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!