Заезженная легенда

Название игры: Dragon Age 2
Жанр: RPG
Разработчик: BioWare
Издатель: Electronic Arts
Системные требования: CPU Intel Core 2 Quad 2.4, 2 Gb RAM, videocard GeForce 8800GTS, 7 Гб на HDD
Оценка: 8

Есть в индустрии интерактивных развлечений одна замечательная студия-разработчик BioWare. Раньше её хвалили как создателя отличных ролевых игр, которые раздвигали жанровые рамки. В распоряжении у канадцев находилось два ключевых IP - Mass Effect и Dragon Age. Сначала они ваяли свои игры с усердием, тщательно выверяя все ролевые составляющие, каждый раз делая что-то новое. Но со временем поняли (или, может, кто подсказал), что в игровой индустрии можно денег заработать, не прилагая много усилий. И BioWare из мастеров-кудесников быстро перешли в разряд ремесленников, неплохо освоив такой вид игр, как дополнение. Нет, гнать халтуру они не начали - их проекты по-прежнему отличаются высоким уровнем качества. Просто разработку своих игр они поставили на конвейер, которому не свойственно проявление души. А геймеры, ищущие в новых проектах компании именно это, халтурный подход сразу замечают и расстраиваются, что их любовь продали за столь быстрые деньги. Такая судьба серию Dragon Age и постигла. Ролевая жемчужина, наследница богатых традиций студии скатилась до уровня крепкого середнячка. Неудивительно, что такое положение дел игровой общественности не понравилось, и релиз Dragon Age 2 признали провальным. Факт неудачи не стали отрицать даже сами разработчики, подтвердив, что сиквелизация Dragon Age у них не особенно удалась. При этом вину за поражение с себя они перенесли на издателей из EA. Мол, негодяи эти и нувориши, их всё время поторапливали, потому и результат такой получился. За полтора года игру с нуля сделать трудно. От халтуры и самокопирования в этом случае не уйти.

Особенно трудно удержаться от халтуры, когда у разработчиков в наличии много наработанного материала. У BioWare, например, есть Mass Effect. Так что грех было этот арсенал в Dragon Age 2 не использовать. Из Mass Effect в обозреваемую игру перекочевали фирменная диалоговая система и интерфейс. В остальном Dragon Age 2 старательно копирует саму себя, что для фанатов даже хорошо. У разработчиков был соблазн пойти по упрощённой дороге и выдать на радость массовой аудитории, утомлённой айпадами и прочими фэйсбучными фермами, своеобразную ролевую аркаду. Многие разработчики сейчас так и поступают. Хардкорные же фанаты в последнее время практически всегда остаются не у дел. Создатели Dragon Age таким радикальным способом кидать игроков не стали, попытавшись сохранить какой-никакой элемент глубины. Значительному упрощению подверглась лишь сюжетная часть. В обозреваемой игре она практически отсутствует. Хотя на бумаге сюжет есть, только он очень слабо проработан. Создатели убрали из игры полноценную историю, обменяв её на какое-то непонятное соревнование, в ходе которого нашему протагонисту обязательно нужно одержать верх. Маразм подкрепляется тем, что сюжетное повествование ведётся от лица совершенно постороннего героя - некоего гнома Варрика. Главного же персонажа зовут Хоуком, основной его задачей в игре является победа в чемпионате великих героев города Киркволл. Вот так просто и прагматично. Спасению мира и прочим благородным вещам в Dragon Age 2 время не уделяется. Сиквел очень сильно потерял в сюжетной проработке. Единственным развлечением является фирменная фишка Mass Effect - влияние на судьбы побочных персонажей. Только влияние это однобокое и, по большому счёту, не такое уж и важное.

Примерно то же самое можно сказать и про игровую вселенную. Правда, "вселенная" - это громко сказано. Действие Dragon Age 2 проходит в хоть и большом, но одном городе Киркволл, улицы которого разнообразием и красотой не отличаются. Пожалуй, это одна из самых главных ошибок разработчиков в игре. Хорошая RPG ценна своими локациями, по которым можно вдоволь побродить, попутно напрашиваясь на выполнение каких-нибудь квестовых авантюр. А тут разработчики нам выкатывают какую-то недоделку.

Хотя с выполнением квестов Dragon Age 2 особых проблем не испытывает. В этом компоненте обозреваемая игра сильно отличается от того же Mass Effect. Если локации Dragon Age и их содержание нас объективно разочаровали, то сами миссии разработчики смело могут заносить себе в актив. Можно сказать, что разработчики реализовали свою давнюю мечту о глубоких второстепенных заданиях. Плохо только, что улучшение прошло за счёт основной кампании, которую они практически из игры выкинули. Вот так сразу и не скажешь - хвалить после этого канадцев или ругать. Какие-то ведь новшества они всё же пытались внедрить. Другое дело, что в погоне за одной фичей упустили другие не менее важные детали. Всё-таки нехватка времени - страшная штука, сильно навредившая создателям Dragon Age 2. У автора этих строк сложилось впечатление, что игру не делали (в смысле разрабатывали), а, скорее, собирали на конвейере. Не то чтобы это было очень плохо, такая система тоже рождает неплохие игры, просто больно уж они синтетическими получаются.

 

Dragon Age 2 в этом отношении - игра продуманная. Разработчики работают и на наших, и на ваших. Имеются в виду консольщики и писишники. Чтобы никого не обидеть, создатели условно разделили игру на два подвида. Консольная версия вышла с более навороченной боевой системой, заточенной под истеричное использование геймпада на манер какой-нибудь Devil May Cry. На PC Dragon Age 2 смотрится уже не такой воинственной и навороченной. Единственное, что роднит две эти боевые системы, - они молниеносны и не требуют задействования тактической паузы. Как это было в старые добрые времена, когда BioWare не уподоблялась казуалам.

Но от влияния приставок на компьютерную версию всё равно уйти не удалось. Геймплей Dragon Age 2 стал более быстрым. Мультиплатформенность игры также повлияла на графику, которую можно назвать нетребовательной. Визуальная сторона Dragon Age 2 "вау-эффект" не вызывает. Перед нашими глазами предстаёт достаточно простенькая картинка. Разработчики не стали заморачиваться по этому поводу. Хотя для владельцев топовых конфигураций есть возможность потешить своё самолюбие различными технологическими изысками. В подготовленный технарями BioWare набор входят шейдеры последней версии и другие навороты. DirectX 11 - как никак, кое-что умеет. Правда, графические красоты откроются не всем: приставочники и тут пролетают, на них визуальные прелести почему-то не распространяются. Вот и покупай после этого консоль. В ролевых играх, конечно, это не главное, но осадок остался. Тем более, разработчики что-то там намудрили с текстурами. Для исправления этой позорной проблемы пришлось даже выпускать специальный патч.

Самое интересное в ситуации с Dragon Age 2 - разработчики понимают, что выпустили халтуру и кое-как пытаются её исправить. Остаётся только дождаться ответа на вопрос: продолжат ли они дальше халтурить на коленке, выпуская свои игры, либо пойдут по куда более осмысленному, но сложному пути. Этот вопрос наверняка терзает не только BioWare, а вообще любую компанию, которая когда-нибудь была замечена в создании серьёзных, можно даже сказать, гиковских 3D-игр. Скорее всего, разработчики будут пытаться соблюсти баланс, работая на два фронта. Гики хоть и самая благодарная аудитория, но на ней много не заработаешь.

Сергей КОРОТКЕВИЧ

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

13 за 2011 год

Рубрика: 

На досуге
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!