Бизнес Mail.ru Group изнутри и снаружи

На минувшей неделе российский интернет-холдинг Mail.ru Group опубликовал финансовую отчетность за II полугодие 2011-го и за весь 2011 год. За год выручка интернет-гиганта выросла на 58,6%, а чистая прибыль - и вовсе на 156,9%. Для сравнения: "Яндекс" 22 февраля сообщил о росте чистой прибыли только на 50%.


Пользователи и деньги

Mail.ru Group в своём отчёте сообщила, что в 2011 году её совокупная выручка выросла до $514,9 млн. Чистая же прибыль холдинга увеличилась до $207,6 млн. К концу 2011-го остаток денежных средств на счетах компании составлял $154,3 млн.

Напомню, что в состав холдинга Mail.Ru Group, помимо основного портала, входят социальные сети "Одноклассники" и "Мой мир", интернет-пейджеры Mail.Ru Агент и ICQ, ещё ряд российских и украинских интернет-компаний калибром поменьше. Также Mail.Ru Group принадлежат пакеты акций "ВКонтакте" (39,99%) и Qiwi (21,35%), миноритарные доли в Facebook, Groupon и Zynga.

Выручка группы от рекламы за год выросла на 61% - с $127,4 млн в 2010 году до $205,7 млн в 2011-м. На медийную рекламу пришлось $148,5 млн (+57%, $94,5 млн в 2010 году). Выручка от контекстной рекламы составила $57,2 млн (+74%, $32,9 млн в 2010 году). Остальные доходы холдинг получает от сервисов и онлайн-игр.

 

Также в отчёте показано, что за 2011 год совокупная аудитория всех проектов Mail.Ru Group росла - за исключением ICQ. Месячное количество уникальных пользователей портала Mail.ru за год выросло на 10% - до 30 млн человек. А вот аудитория ICQ за тот же год упала на 19,4% - с 33,5 млн в 2010-м до 27 млн человек в 2011 году. Причём российских пользователей "аськи" стало меньше на 0,4% - сегодня их 15,7 млн. Зато количество юзеров мессенджера "Mail.ru Агент" выросло за год до 22,9 млн человек. Для меня это, признаться, стало сюрпризом. Интересно, что 43% пользователей "Mail.ru Агента" воспользовались им с мобильных устройств. Доля мобильных пользователей "Одноклассников" составила 34%.

За 2011 год совокупная аудитория всех проектов Mail.Ru Group росла - за исключением ICQ.

Что касается соцсетей, то в 2011-м "Одноклассники" стабильно наращивали свою долю в Рунете, достигнув аудитории в 20,8 млн пользователей ежемесячно. Аудитория "Моего мира" составила в декабре 2011 года 20,2 млн человек (19,5 млн в 2010 году).

Напомню, что все проекты Mail.ru Group в 2011 году были объединены единой навигацией с возможностью мгновенного перемещения между проектами. А в мессенджерах "Mail.Ru Агент" и ICQ, приобретенной Mail.ru в 2010-м, были интегрированы протоколы и появилась возможность обмена сообщениями с соцсетями и другими интернет-пейджерами.

Комментируя данные отчёта, соучредитель и гендиректор Mail.Ru Group Дмитрий Гришин сказал журналистам: "Весь 2011 год был посвящен интеграции и улучшению наших продуктов. ... Фундаментальные основы и ключевые приоритеты бизнеса остаются неизменными и мы с уверенностью вступили в 2012 год. По итогам наступившего года мы ожидаем 35% рост выручки в рублях и совокупный показатель рентабельности на уровне около 50%".


Два гиганта в одном Рунете

И вот на что я обратил внимание, изучая отчётность Mail.ru Group: по росту прибыли холдинг заметно опередил "Яндекс", который за год нарастил чистую прибыль на 50%, до $180,9 млн. При этом показатель роста выручки "Яндекса" оказался близок к показателю Mail.ru Group - около 60%.

В "Яндексе" в ответ заявили, что финансовые результаты компании-поисковика сравнивать с результатами Mail.ru Group напрямую нельзя. ""Яндекс" получает 98% выручки от онлайн-рекламы, в то время как Mail.ru Group более половины своей выручки получает от других направлений, то есть наши бизнесы пересекаются лишь частично. Кроме того, в отличие от Mail.ru, "Яндекс" публикует отчеты в рублях, и пересчет на доллары у наших компаний производится по разным коэффициентам", - сообщила представитель поисковика Татьяна Комарова.


Что дальше?

Итак, на сегодняшний день уже половину капитализации Mail.ru Group составляют акции лидеров мировой интернет-индустрии, а на домашнем - российском - рынке поглощать уже больше, по сути, некого. Журнал Forbes попробовал разобраться, как устроен российский бизнес интернет-холдинга.

На сегодняшний день уже половину капитализации Mail.ru Group составляют акции лидеров мировой интернет-индустрии, а на домашнем рынке поглощать уже больше, по сути, некого.

Стратегию Mail.ru Group можно охарактеризовать фразой: "Собрать всё под одной крышей". Руководствуясь таким принципом, Mail.ru Group выросла из созданного в 90-х email-сервиса во вторую по размеру капитализации интернет-компании в России. Сам Дмитрий Гришин описывает стратегию так: скупить все популярные в русскоязычном интернете коммуникационные сервисы и монетизировать, постаравшись не распугать аудиторию.

Но на чём же реально зарабатывает такая разветвлённая структура, как Mail.ru Group, и какую роль она играет в Рунете? Заголовки вроде "В Британии мужчина родил ребенка" не случайно преобладают в ленте новостей на главной странице портала Mail.ru. До недавнего времени основой бизнеса интернет-холдинга было привлечение трафика любыми способами - вдобавок к тому, который и так создают пользователи почты. Понятно, что трафик монетизируется через рекламодателей, размещающих баннерную и контекстную рекламу. Нерушимый фундамент этого бизнеса - 300 млн почтовых ящиков. Mail.ru, несмотря на все усилия более продвинутых конкурентов, остаётся крупнейшим почтовым сервисом Рунета (25 млн уникальных пользователей в месяц). Почта, новости и тематические порталы (Леди@Mail.ru, Авто@Mail.ru и др.), частично получающие посетителей с главной страницы почтовой службы, а частично собирающие аудиторию за счет контента, нередко скопированного с других ресурсов, - дают Mail.ru в среднем 29 млн посетителей в день.

В результате получается огромная аудитория, вполне сопоставимая с телевизионной. И её нетрудно продать рекламодателям: в 2011-м каждый седьмой баннер в Рунете крутился на сайтах холдинга. Mail.ru Group стараясь привязать к себе рекламные агентства, обслуживающие крупные бренды, практикует огромные "суперкомиссии" - скидки от официальных рекламных расценок.

"Mail.ru Group пропускает через себя 40-45% коммерческого трафика в Рунете и сильно влияет на происходящее с интернет-рекламой. Но большинство игроков их поведение на рынке устраивает. Конечно, более мелким площадкам хотелось бы, чтобы Mail.ru вообще не существовал и не влиял на ценообразование. Я слышал разговоры про 70%-ные скидки, но это очень сильное преувеличение", - приводит Forbes слова Александра Ендовина, директора агентства OMD Digital.

Еще примерно $50 млн приходится на доходы от контекстной рекламы. Традиционно контекстную рекламу на портале (в том числе и в поисковой системе) продавала независимая рекламная система "Бегун", отдававшая Mail.ru часть дохода. Но в начале 2011-го "контекст" "Бегуна" был убран из поиска на главной странице Mail.ru - вместо него заработала собственная система контекстной рекламы.

В начале 2011-го "контекст" "Бегуна" был убран из поиска на главной странице Mail.ru - вместо него заработала собственная система контекстной рекламы.

Ещё в 2008 году именно реклама приносила Mail.ru Group половину всей выручки. Но в руководстве компании понимали, что этот фундамент хотя и прочен, но недолговечен. Стремительный взлет социальных сетей и развитие мобильного интернета поменяли рынок. На смартфонах и планшетах баннерная модель монетизации работает далеко не так уверенно, как в "традиционном" интернете.

В 2006 году была принята новая стратегия: компания должна получать как минимум половину выручки не за счет рекламодателей, а за счет пользователей - правильнее сказать, платежей за различные возможности в принадлежащих Mail.ru Group социальных сетях и создаваемых компаниями холдинга социальных и мобильных игровых приложениях.

Сперва к коллекции бизнесов Mail.ru Group добавился крупный игровой холдинг Astrum, а затем был открыт для сторонних разработчиков игровых приложений код соцсети "Мой Мир". Mail.ru Group зарабатывает на играх тремя способами. Во-первых, его разработчики создают многопользовательские игры, которые устанавливаются на портале Игры@Mail.ru. Монетизируются они через оплату пользователями различных возможностей вроде "купи доспех, отражающий 20 ударов копьем". Во-вторых, Mail.ru пишет и издает свои социальные игры, распространяемые в управляемых им соцсетях (вся выручка также идет в бюджет холдинга). Третий источник заработка на играх - это роялти, которые "Одноклассники", "Мой Мир" и Игры@Mail.ru получают от сторонних разработчиков. В целом, на социальных играх Mail.ru Group заработала в 2011-м не менее $140 млн.

16 января 2012-го Mail.ru Group представила первый за много лет действительно новый сервис собственной разработки. Был запущен российский аналог Twitter, но с фотографиями большого размера, вставкой аудио- и видеоклипов - сервис Futubra. В первый месяц Futubra набрала 52.600 аккаунтов - немного, но это лишь начало.

Виктор ДЕМИДОВ

Версия для печатиВерсия для печати

Рубрики: 

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
Всего голосов: 0
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!
 

Комментарии

Аватар пользователя batt

а я все-равно больше яндексом пользуюсь, привычка :)