Информация и ее источник

Что такое модель?

Когда речь идет об информации вообще, то достаточно простое определение сущности этого понятия может получиться лишь в том случае, если удается, с одной стороны, перечислить в нем только необходимые свойства (т.е. такие, из которых можно вывести все другие свойства - "КВ" №№41, 43, 2000г.), а с другой стороны, абстрагироваться от свойств, которые имеют лишь косвенное отношение к данному понятию ("КВ" №№44-46, 48-51, 2000г.). Разумеется, вовсе не обязательно исследовать отдельно все подобные свойства, а ограничиться только наиболее проблемными из них. Однако, с точки зрения более глубокого познания данного предмета или явления, такие исследования и могут стать очень полезными и даже поучительными для того, чтобы избавиться от ошибок и заблуждений в дальнейшей практической деятельности.

Эта деятельность оказывается в значительно большей степени связанной с тем, в какой форме передается и воспринимается информация, нежели с тем, как определять ее содержание. Этот очевидный факт все еще никак не может получить должной оценки, поскольку как раз формы представления информации стали объектами невероятной путаницы и неразберихи. Так происходит потому, что процесс развития информационной среды как одного из самых необходимых ресурсов для функционирования общественной системы происходит, в основном, за счет очень динамичных изменений именно форм и способов обработки информации, и только очень незначительно за счет изменений в элементах ее содержания (алфавитах, лексике и т.п.).

Однако так уж случилось, что именно формы представления информации под кодовым (т.е. никому не понятным!) названием "форматы данных" обретают в нашем обществе изначально статус технологических секретов, а когда разработчики спохватываются (хотя и не сразу, но доходит до них, что выигрыш в чем-либо одном оборачивается проигрышем в другом), то становится уже поздно. Начинать строить более совершенные системы с нуля уже не позволяют обстоятельства, вот и приходится каждому двигаться собственным путем: Corel - своим, Adobe - своим..., встать над схваткой не удается даже Microsoft, ведь те же - не самоубийцы, а потому и сопротивляются... пока! Почему пока? Да очень просто - в проигрыше оказываются абсолютно все, т.е. как разработчики, так и (составляющие львиную долю проигравших) пользователи.

Причины такой ситуации складываются, конечно же, не в респектабельных корпорациях, а ( где бы вы думали?)... Вот именно - в науке! Научные исследования как основа процесса познания с некоторых пор (и особенно с появлением компьютерных технологий) сами становятся предметом особого изучения с точки зрения возможностей формализации такого рода процессов путем моделирования. Однако здесь возникает ситуация точь-в-точь такая же, как и для форм представления информации, т.е. бесчисленное множество конкретных способов моделирования и практически полное отсутствие даже намека на то, что же это такое вообще? Вот, к примеру, как исходное основное понятие представляется в энциклопедии "Кирилл и Мефодий":

 

МОДЕЛЬ (лат. modulus - мера, образец)

5) В широком смысле - любой образ, аналог (мысленный или условный: изображение, описание, схема, чертеж, график, план, карта и т. п.) какого-либо объекта, процесса или явления ("оригинала" данной модели), используемый в качестве его "заместителя", "представителя" (см. Моделирование).

Предельная компактность и четкость изложения той же сути в западных источниках явно достойны подражания:

Model 3. Something that is copied or used as the basis for a related idea, process, or system1

Модель 3. Что-либо копируемое или используемое в качестве основы для однородных идей, процессов или систем.

Однако, при переходе от "модели" к "моделированию" западные энциклопедические столпы (Britannica, MS Encarta), претендующие на роль глобальных хранителей знаний, обнаруживают свое полное фиаско, и нужно отдать должное смелости первого шага в пробитии бреши в этом направлении, который делает наш "Кирилл и Мефодий":

МОДЕЛИРОВАНИЕ, исследование каких-либо явлений, процессов или систем объектов путем построения и изучения их моделей; использование моделей для определения или уточнения характеристик и рационализации способов построения вновь конструируемых объектов. Моделирование - одна из основных категорий теории познания: на идее моделирования по существу базируется любой метод научного исследования - как теоретический (при котором используются различного рода знаковые, абстрактные модели), так и экспериментальный (использующий предметные модели).

Как говорится в таких случаях, на безрыбье и рак - рыба! Такое, пусть даже не очень четкое, определение одного из стратегических направлений развития науки является заметным продвижением вперед, особенно на фоне многочисленных (и к тому же, видимо, неудачных!) попыток придать особую значимость моделированию как универсальному способу решения практически любых задач, не замечая при этом его явного обесценивания как раз от того, что (особенно для компьютерных технологий) моделирование стало чуть ли не синонимом понятию "процесс" на стадиях его разработки.

Но теперь уже ключевой пункт для ясного понимания сути процессов, связанных с моделированием, начинает выявляться достаточно однозначно - это есть не что иное, как информация!

Поскольку информация может появляться только как результат познания, то всеобщая форма, в которую этот результат облачается, становится достаточно очевидной - это источник информации. Следовательно, модель (в ее самом общем определении) становится неотъемлемой составной частью любого источника информации. С другой стороны, поскольку любой источник информации (с точки зрения его функциональных свойств) - это система ("КВ" №24, 2000 г.), то в соответствии с основным законом систем ("КВ" №27, 2000г.) модель может рассматриваться как один из полюсов этой системы.

Таким образом, модель как проявление наиболее общих свойств, присущих любому процессу познания - это системное понятие, относящееся к одному из полюсов системы, в рамках которой функционирует любой источник информации.

Теперь-то ларчик открывается совсем уже просто:

модель - это наиболее общая структура любого источника информации.

Похоже на то, что путаница и неразбериха с ключевым понятием, затрагивающим непосредственно основы самой науки в лице теории познания, уже довольно скоро благополучно удалятся восвояси, однако для этого нужно еще ох как основательно потрудиться!

Юрий КРАСКОВ,
c_city2000@mail.ru

Все права на публикацию принадлежат автору

1 Microsoft Encarta Encyclopedia 2001. 1993-2000 Microsoft Corporation. All rights reserved.

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

02 за 2001 год

Рубрика: 

Новые технологии
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!