FreeWare как метод продвижения

В настоящее время большое количество программ распространяется совершенно бесплатно. Разделы бесплатных программ на софтовых архивах имеют внушительные размеры. Количество закачек бесплатного софта значительно превышает число закачек аналогичных платных программ (что, в общем, понятно :)).

Почему разработчики распространяют свои программы бесплатно? Ведь на них тратятся и силы, и время. Тем не менее, предлагается использовать их безвозмездно, во многих случаях и в коммерческих целях.

Причины этому бывают разные. В некоторых случаях программа пишется для собственных нужд, а после того, как она написана, раздается бесплатно, дабы не связывать себя затратами на ее техническую поддержку. Бывает, что свободно распространяемые программы - это принципиальная позиция автора. Иногда авторы раздают программы из альтруистических побуждений, реализуя свой, так сказать, программистский энтузиазм.. Но при этом все равно для названных случаев нельзя стопроцентно надеяться на то, что в программном пакете все будет на месте - и инсталлятор, и справочная система, и удобный интуитивный интерфейс, и техническая поддержка. Чего-нибудь да не будет (единичные исключения не в счет). К тому же вряд ли названные причины имеют массовый характер.

В большинстве же прочих случаев затраты на freeware покрываются из других источников. При этом бесплатная программа часто удовлетворяет всем современным требованиям к программному продукту, для нее может быть обеспечена техническая поддержка. Вот о таких случаях и поговорим.

Microsoft Internet Explorer. На рынок интернет-браузеров Microsoft (www.microsoft.com) пришла далеко не первой. К моменту выпуска Internet Explorer широкой известностью уже пользовался Netscape Navigator. Для того, чтобы быстро захватить большой кусок рынка, Microsoft делает свой браузер бесплатным. И вот после этого буквально на глазах ситуация меняется. В очень короткие сроки рынок Internet Explorer становится самым массовым браузером. Рынок браузеров захватывает Microsoft. Netscape Navigator не помогает и то, что его производители перевели программу в разряд бесплатных.

 

Но дело не только в захвате рынка. Планы Microsoft относительно Internet Explorer оказались гораздо более продвинутыми. Принимая во внимание бурный рост интернета и, соответственно, интереса к нему со стороны своих нынешних и потенциальных пользователей, Internet Explorer включается в стандартную поставку операционных систем, производимых Microsoft (за что многие из производителей софта и не только они имеют на Microsoft зуб).

Так, бесплатный Internet Explorer помогает продвигать совсем не бесплатные операционные системы семейства Windows. Подобным образом продвигаются продукты многих современных производителей программного обеспечения, в первую очередь, условно-бесплатного. При этом бесплатная программа может быть как "в тему", так и "не в тему" сравнительно с прочими, платными программами, представленными на сайте компании-производителя. Последнее предпочтительнее, так как приводит на сайт целевых посетителей. Часто программы разделяются на Light и Professional - версии, из которых первая бесплатная, а вторая платная. В этом случае реклама Light-версии будет приводить на сайт целевых посетителей для Professional-версии.

WinAMP. Музыку нынче слушают в большом количестве. Я не берусь утверждать - хорошо это или плохо, но факт остается фактом. В первую очередь, этим обусловлена популярность проигрывателей mp3-файлов вообще и WinAMP, в частности. Поначалу он был платный, однако со временем приобрел большую известность и обеспечил приток посетителей на "фирменный" сайт (www.winamp.com). Ну а как использовать трафик в современном компьютерном бизнесе - известно. В первую очередь, конечно же, для получения доходов от баннерной рекламы. Придание программе статуса бесплатной еще больше увеличило приток посетителей и обеспечило рост доходов производителей WinAMP.

Так, бесплатный WinAMP обеспечивает "толстый" и при этом целевой трафик на свой сайт, обеспечивая доход его производителей через оплату рекламы.

Acrobat Reader. Электронная документация в формате Adobe Acrobat стала стандартом де-факто в компьютерной сфере. Помимо чисто потребительских качеств PDF, этому способствовало и то, что программа для чтения электронной документации в таком формате - Acrobat Reader - распространялась производителем Adobe Systems (www.adobe.com) бесплатно. Сами же средства создания документации отнюдь не являются бесплатными.

Следует сказать, что подобным же образом поступают и другие производители программного обеспечения, действующего по схеме "инструмент для создания объекта" - "инструмент для просмотра объекта", например, Microsoft PowerPoint - Microsoft PowerPoint Viewer (средство для создания презентаций), Maple - Maple Reader (программа для создания документов, собранных в иерархическую структуру, www.crystaloffice.com) и другие.

Так, инструмент для чтения файлов определенного формата продвигает продукты для создания таких файлов. Помимо этого, косвенным образом продвигаются и другие продукты данной компании, если они представлены на сайте разработчика.

Vizitka. Заглянув недавно на www.freeware.ru, я увидел бесплатную программу для создания визитных карточек. Заинтересовавшись, выяснил, что программа дает лучшие результаты не сама по себе, а вкупе с использованием специальной видовой перфорированной бумаги (с лазерной перфорацией), которую продвигает распространитель программы (www.grafica-m.ru/support/g1_laser.shtml).

Я умолчу о размере дистрибутива, а лишь отмечу, что эта бесплатная программа помогает продвигать вполне материальный товар - специальную бумагу для изготовления визитных карточек.

FastReport и FreeReport. Мне не хотелось касаться темы Open Source, ведя речь о FreeWare, поскольку говорить об этом нужно отдельно. Однако об одном примере хотелось бы упомянуть. Я думаю, многие разработчики программ слышали о библиотеке компонент для Borland Delphi/C++ Builder/Kylix для построения отчетов, именуемой FastReport (www.fastreport.ru, www.fast-report.com). Это действительно мощный и удобный продукт. Существует и бесплатный вариант, именуемый FreeReport, поставляемый в исходных текстах. Версия его, конечно, ниже, чем версия "старшего брата". Помимо этого, он снабжен "вирусной" public license, которая обязывает включать в свой продукт соответствующие копирайты на использованные open source-библиотеки (на что могут косо смотреть потенциальные корпоративные клиенты). Если вы, как разработчик, с этим согласны, то милости просим. Но если вы хотите вести свои дела независимо, то придется приобрести коммерческую версию, гарантирующую поддержку, более свежие версии и не заставляющую тащить за собой чужие копирайты.

Так бесплатная библиотека продвигает платную библиотеку. Похожий подход используется и другими производителями программных компонент и библиотек, при этом "облегченные" версии необязательно снабжаются public license. Иллюстрацию этого подхода в избытке можно видеть, например, на www.torry.net.

FAR и другие. Если рассматривать программы российских разработчиков, то многие из них имеют специальную лицензию, рассчитанную на русскоговорящих или граждан бывшего СССР. Она разрешает бесплатное использование программы, часто есть запрет на использование в коммерческих целях. Это обусловлено тем бедным состоянием, в котором находились граждане бывшего союза до и после перестройки. Именно так распространяется файловый менеджер FAR (www.rarlab.com). В настоящее время положение меняется, сейчас активно формируется российский рынок программного обеспечения, на котором активными покупателями являются не только организации, но и индивидуальные пользователи. Так что вполне возможно в одной из следующих версий прочитать в лицензии о том, что программа стала платной. Многие из пользователей не испугаются этого и купят программу. Популярность и широкое распространение и в этом случае сыграют свою "продвигающую" роль.

Таким образом, программы, распространяемые как FreeWare, часто бывают не примитивными поделками начинающих программистов, а вполне достойными продуктами. Многие об этом знают и не ленятся потратить время на то, чтобы найти нужную программу с бесплатной лицензией. Так уж сложилось, что у нас весьма беспечное отношение к лицензированию софта (это относится не только к индивидуальным пользователям, но и к организациям). Но приучаться к цивилизованному отношению к лицензированию стоит, а поиск и использование бесплатных программ - шаг к тому, если вы не имеете возможности/не хотите тратить "лишние" деньги.

Юрий А. СМАНЦЕР,
georgesman@mail.ru

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

09 за 2003 год

Рубрика: 

Software
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!