Саботаж

Ужас... Или восхищение... Описать свои эмоции по отношению к "Саботажу" довольно сложно. На моих глазах игра то превращалась в жалкое подобие киберпанк-шутера, в тупой поход по обтянутому куцыми текстурами мертвому городу, то становилась нерукотворным памятником монументальнейшему труду программистов Avalon`a. Порой казалось, что передо мной - сенсация, второй Deus Ex, порой - что по глупой иронии судьбы проект "Саботаж" кто-то саботировал.

К сюжету не придраться нельзя - очередная борьба "бобра с ослом" в космосе: добрая Конфедерация сражается с Империей, которую хлебом не корми, дай поработить планету-другую. Противостояние идет уже долгие годы, и тут, откуда ни возьмись, свои права на кусок Галактики заявляет третья группировка - повстанцы, которые выступают ни за Империю, ни за конфедератов, а живут по принципу "нас мало, но мы в тельняшках". В самый разгар межпланетной грызни на планету Конфедерации отправляется имперский шпион с миссией диверсионного, сиречь саботажного, характера.

"Саботаж" появился на свет шутером с элементами RPG, но не без врожденных пороков последнего. Выбор персонажа ужасно атавистичен: дается несколько аватаров обоих полов с определенными характеристиками. Ни внешность, ни даже имя виртуального альтер-эго сменить нельзя! Система прокачки напоминает донельзя упрощенный Фоллаутовский S.P.E.C.I.A.L.: характеристик 5, а навыков всего 12. За достижение нового уровня даются очки улучшений и навыков, и характеристик. Плюс к какой-либо характеристике дается увеличение в 20% к способностям, например, увеличивая скорость регенерации, переносимый вес и тому подобные полезные умения. С навыками, я думаю, ситуация ясна (только вот навыка меткости тут нет - он зависит от вашего спинного мозга:).

Что ж, как говорится, с приездом. Герой появляется в космопорте какого-то города и сразу же направляется к первому связному (тяжела жизнь рядового шпиона:). Должен сказать, что, говоря в первом абзаце "мертвый город", я немного погорячился. Город как раз не мертвый. Он живет полной, но полностью марионеточной жизнью. И самое главное - он огромен! По улицам ходят люди, в магазинах они якобы делают покупки, по многоэтажным хайвэям ездят машины. На дороге можно увидеть последствия автокатастрофы: пару столкнувшихся машин, снующих туда-сюда полицейских и врачей, собравшихся вокруг зевак. Мир кажется потрясающе живым - до тех пор, пока не увидишь за один день на дороге две аварии - все тех же одинаковых врачей, те же самые столкнувшиеся машины. Пока не надоест нарываться в одном и том же месте на одних и тех же бандюков с пистолетами, пялиться в недвижимые глаза вечно прикованных к одному месту NPC. Город - большая кукла с веревочками, а неумело написанные скрипты - ее кукловод.

Самое смешное в том, что заниматься саботажем и прочим мелким политическим хулиганством мы будем меньше всего. Первый связной, например, просит спасти его дочку. Можно подумать, что у шпионов другой работы нет, кроме как спасать загулявших девиц. Дальше в том же духе - кому-то помочь долг вернуть, кого-то побить. Все это, конечно, неплохо, ибо наш кошелек от этого только выигрывает, но как-то не по-шпионски. Играющий постоянно "уходит" в сторону от сути дела и своего основного занятия.

 

Ужасно злят постоянные пробежки по городу от одного NPC к другому. За всю игру вы не услышите от них ни слова (потому что озвучка отсутствует (!)), не получите ни одного побочного квеста, а все задания в конечном итоге будут сводится к "принеси то и убей того". Благо, разработчики предусмотрели систему транспорта - по городу можно путешествовать и сидя в кабинке монорельса. А еще можно купить машину! Она, правда, страшно дорогая, но очень полезная - оснащена силовым щитом, ездит быстро и врагов давит исправно.

Что нам осталось? Закупиться оружием! Подходим к ближайшему банкомату, запихиваем в него кредитку - вуаля! Откуда ни возьмись, в наших руках оказывается гранатомет, винтовка или что-нибудь другое, по желанию. Хотите что-то продать? Не беда, что сдаваемый автомат не влезает в отверстие для кредитки - клик мышкой, и он чудесным образом испарится из инвентаря, оставив в руке тысячу-другую заветных кредитов.

Пострелять во время прогулок по городу придется, и немало. Поначалу в роли врагов будут выступать... гм, бомжи, против которых лучше всего применять гранаты, а к концу игры за нами по всему мегаполису будет бегать элитный спецназ. Вообще в городе стреляют много и часто. По ночам на глухих задворках промзоны лучше не показываться, ибо закидают бутылками с зажигательной смесью или навалятся всей толпой и забьют дубинками (вот почему я говорил про гранаты). В "Саботаже" есть обязательный сегодня bullet time, или, по-местному, Галаспешка. Кстати, это навык, а не прикрученная с рождения способность.

Саботажная графика очень мерзкая. Она угловатая и малополигональная, а глаза у нее не подведены тушью шейдеров. Бампмэппинговая помада не видна. "Двигается" графика без грации и изящества, ибо motion capturing снят просто отвратно.

Что ж, играть в "Саботаж", скорее, можно, чем нельзя. Если вас не отталкивает убогая графика, но мучает ностальгия по первому Deus Ex`у, то вы уже должны быть на полпути к магазину. Иначе поиграйте лучше во что-либо менее раздражающее.

Александр АВТУШКО,
alex.avtushko@mail.ru

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

02 за 2005 год

Рубрика: 

На досуге
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!