Когда утопия становится реальностью

Название игры в оригинале: "Мор. Утопия"

Жанр: симулятор/квест/RPG/экшн.

Минимальные требования: Р-3 1 ГГц, 256 RAM, 2 Гб HDD, 32 Мб видео.

Признаться честно, за два года, которые я занимаюсь обозревательским ремеслом, мне еще ни разу не было так сложно начинать статью. В голове постоянно крутятся десятки пафосных лозунгов вроде: "Слушайте, слушайте и не говорите, что не слышали! Сегодня у нас праздник мирового значения!", или "Братья-славяне из сопредельного государства выпустили самый настоящий ХИТ!". Все это, конечно, так, и начни я именно с такого заголовка, вряд ли нашелся бы хоть один человек, который упрекнул бы меня в необъективности. Но я начну иначе - коротко и ясно: такой Игры еще не было.

Интрига состоит в том, что все время, которое "Мор.Утопия" находилась в разработке, игровая общественность была уверена в одном: россияне из Ice-Pike Lodge создают самый обыкновенный экшн от первого лица, разве что со своим этническим колоритом. На самом деле коротенький тизер-ролик и несколько красочных скриншотов просто не в состоянии передать всю глубину игры, которая недавно увидела свет стараниями известного издателя Buka Entertainment. И даже говорящая награда "Самый нестандартный проект КРИ-2005" не скажет вам ровным счетом ничего. Поэтому усаживайтесь поудобнее, а я вам расскажу про мир, в котором ваш покорный обитает уже больше недели. Добро пожаловать в сказку.

 

Вся соль, "изюминка" и нерушимая мощь игры сосредоточена в руках того, чему игроделы всего мира уделяют год от года все больше внимания. Местный сюжет выстроен настолько профессионально, настолько наполнен интригами и загадками, до такой степени мастерски прописан в части диалогов, что благодаря только ему одному расставаться с игрой не хочется ни на час. А начинается "Утопия" с... театра. Вы только представьте: едва нажав на строчку "Новая игра", игрок оказывается единственным зрителем пустого сумрачного театра, на сцене которого разыгрывают непонятную пьесу три странных актера. Смысл того, о чем они говорят, поначалу кажется сущим бредом, вырванным из контекста какой-нибудь римской трагедии. Не вдумываясь в суть зачитываемых фраз, игрок вырывается из стен заведения и оказывается перед... выбором персонажа, за которого ему предстоит играть. Только здесь его настигает понимание - актеры на сцене театра и были этими самыми персонажами... Сразу жалеешь, что не досмотрел представление до конца, и возвращаешься к началу.

На самом деле ваш выбор поначалу будет ограничен всего двумя личностями - Бакалавром и Гаруспиком, за третью героиню, носящую имя Самозванка, дозволено будет сыграть, лишь пройдя "Утопию" до конца одним из первых двух персонажей. Сразу хочется отметить, что стили игры за каждого из них отличаются кардинальным образом, хотя место действия и некоторые общие задачи будут одинаковыми. Вне зависимости от того, на кого падет выбор, все свободное время вам предстоит провести в небольшом степном городке, куда каждый герой прибывает со своей собственной миссией. С самого начала игроку становится известно об убийстве человека, к которому он приехал, а чуть позже - о смерти еще одной ключевой фигуры. Причем обстоятельства смерти каждого настолько загадочны, что простой криминалистической экспертизой тут не обойтись. И если в одном случае (Бакалавр) вы окажетесь в роли приглашенного детектива, которому суждено за 1 день распутать клубок местных интриг и выявить убийцу, то во втором варианте (Гаруспик) вы начнете игру умирающим от кровопотери, обессиленным молодым человеком, которого буквально все окружающие считают тем самым убийцей. Чувствуете, насколько разный и в то же время продуманный подход? Чуть позже выяснится, что город находится на грани опаснейшей эпидемии, вокруг и около начнут умирать жители, и только от вас будет зависеть, сколько из них доживут до развязки.

Не меньший интерес представляет из себя жанровая принадлежность проекта. Сами создатели называют его "симулятором", и с этим трудно не согласиться. Но в то же время - постоянный вид "из глаз", как в экшнах, наличие инвентаря и полноценный отыгрыш роли, как в лучших RPG, и масса NPC, с каждым из которых приходится вести длинные диалоги - как в чистокровной adventure. И что самое интересное - разработчикам удалось совместить все эти составляющие настолько адекватно, грамотно и гармонично, что просто диву даешься!

При этом "Мор" - очень длинная игра. Отыгрыш каждым персонажем занимает 12 местных дней, что в пересчете на реальные временные отрезки составляет около 20-30 часов. Заниматься все это время придется совершено разными вещами. Вы будете постоянно общаться с 25 NPC, каждый из которых живет и меняется вместе с городом и происходящими в нем событиями. Вам предстоит не раз обагрить руки кровью, спасаясь от мародеров и отчаявшихся жителей. Вы будете есть, пить, спать, пополняя свои силы, торговать различным инвентарем, чинить изнашивающееся оружие и заниматься натуральным бартером. Позже, когда эпидемия вступит в силу, настанет пора приема медикаментов и поиска специальной защитной одежды. Вам будут дурить голову три местных правящих фамилии, у каждой из которых свои "тараканы" в мыслях и свои камни за пазухами. Каждый новый день будет встречать вас своими квестами, проблемами и утраченными человеческими жизнями. На своей шкуре вам предстоит прочувствовать гигантскую пропасть, разделяющую местную детвору и их родителей. С каждым днем трагедия будет набирать обороты, выживание начнет становиться все более непростой задачей, а на свет станут выползать все более и более страшные тайны...

Да, история великолепна. Но здесь сюжет - не цель, а средство. Целью же, которую ставили перед собой разработчики (и которой они полностью достигли), являлось погрузить игрока в атмосферу мистики, страха, отчаяния и призрачной надежды. Задача оказалась выполнена на 120% - по атмосферности и нагнетаемому в единицу времени саспенсу "Мор" ни в чем не уступает "орденоносцу" Half-Life 2. И я нисколько не преувеличиваю. На "погружение" работает буквально каждая мелочь, начиная от великолепного, блистательного эмбиента и заканчивая реализацией структуры местного общества. Архитектура, дизайн, озвучка ключевых персонажей - все на высоте. Единственная вещь, которая слегка подкачала (имеется в виду - на фоне остальных составляющих), это графическая сторона проекта. Визуально "Утопия" очень сильно напоминает Postal 2 - все полностью трехмерно, аккуратно и довольно красиво, но, если задаться такой целью, огрехи найти будет несложно. Текстуры местами нечеткие, полигонов на персонажей потрачено маловато, анимация - неплоха, но до лучших представителей жанра ей далеко, навороченных спецэффектов почти нет. Вот только все дело в том, что обращаешь на это внимание только при первом запуске. Потом этого уже просто не замечаешь, настолько тебя "накрывает" местный мирок. И покидать его просто не хочется.

Потому, что Такой игры еще не было.

Резюме. Выставляй мы в наших обзорах оценки, я бы поставил максимальную, и рука моя при этом не дрогнула бы. "Мор.Утопия" - чрезвычайно неординарное, самобытное и атмосферное произведение. В силу именно этих факторов придется по вкусу не всем - ну нету в ней той "попсовости", благодаря которой игры продаются миллионными тиражами. Этот шедевр - для тех, кто умеет ценить по заслугам, для людей с хорошим вкусом и богатым воображением. Если вы считаете себя обладателем вышеперечисленных качеств - вопрос о приобретении двух заветных дисков даже не рассматривается. Не пропустите ни в коем случае.

Highcoaster,
highcoaster@list.ru

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

36 за 2005 год

Рубрика: 

На досуге
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!