Звук в кино: саунд-дизайн в современной киноиндустрии

Сегодня все чаще можно услышать о таком понятии, как дизайн звука или саунд-дизайн. В титрах современных кинофильмов появились упоминания фамилий дизайнеров звуков, а в профильных университетах и академиях преподается предмет “Звуковой дизайн”. И все же, у многих нет четкого представления о том, чем является работа звукового дизайнера. В чем особенности? Где может применяться саунд-дизайн? Многие путают работу звукового дизайнера с работой звукорежиссера. В действительности же звукооператор, звукорежиссер, специалист по монтажу звука, а также специалист по шумооформлению – это профессии, которые существовали давно и тесно связаны со звуковым оформлением экранного действия. Каждая из них имеет свою специфику, и каждая отличается от профессии саунд-дизайнера.

Саунд-дизайн находится на пересечении таких профессий как монтажер звука, звукорежиссер, звукооператор. Главной задачей – поиск адекватных решений для оформления визуального ряда посредством подходящего звукового сопровождения. Саунд-дизайн – это принципиально новое направление звукорежиссуры, задача которого – не просто подобрать шумооформление для экранного изображения, а создать из разрозненных, заранее записанных звуковых элементов (звуков – “сэмплов”), из этих кусочков аудиальной мозаики гармоничное и красивое целостное повествование. Звуковой дизайн вышел за рамки кинематографа. Сегодня каждый желающий может заказать для самых разноплановых проектов foley recording

Специфика саунд-дизайна

Задачи, которые ставятся перед звуковым дизайнером, не ограничиваются воссозданием необходимых для оформления экранного действия активных спецэффектов – например, звуков при движении или пролетах объектов, криков и воплей, шума дождя и т.д. Его задачи более масштабны – необходимо создать особую атмосферу, способную подчеркнуть и усилить эффект происходящего на экране. И для этого недостаточно простых звуков.

Дизайнер создает многослойные миксы из подготовленных и заранее записанных звуковых элементов, которые в итоговом продукте уже практически не прослушиваются в своем первоначальном звучании. Его работу можно смело навать искусством с большой буквы. Именно благодаря наслоению пластов и звуковых фактур созданный звуковой эффект приобретает совершенно новое звучание и позволяет создать необходимую атмосферу. Используемые в звуковом дизайне техники помогают получить, так называемый, “гиперреалистичный звук”.

С помощью дизайна звуков удается сделать, казавшиеся на первый взгляд привычные звуки, более выразительными и максимально эффектными. Это и создает ощущение реалистичности всего происходящего, когда у зрителей буквально пробегают “мурашки по коже”. А вот техника создания такого эффекта – это и есть специализация звукового дизайнера. Специалист с большой буквы должен обладать массой талантов: у него должен быть идеальный музыкальный слух, идеальный вкус, чувства ритма и огромный опыт в сфере сайнд-дизайна.

В процессе работы дизайнер работает не с одним единственным звуком, а подбирает сразу несколько разнохарактерных звуков, каждый из которых сначала отдельно обрабатывается, а затем происходит их совмещение. Главная сложность – добиться гармоничного звучания при совмещении столь разноплановых звуков, избежать значительного пересечения их частотных диапазонов. Это сложная задача, решение которой превращается в увлекательный творческий процесс.

Синтетические звуки в саунд-дизайне

Саунд-дизайнер – творческая профессия с огромным потенциалом для экспериментов. Далеко не все звуки, используемые для создания звукового эффекта, получены из живой реальной фактуры. Для озвучивания действий или персонажей, имеющих фантастическое, футуристическое или, если хотите, сказочное происхождение, просто невозможно найти живую фактуру. Для этих целей создаются синтетические звуки.

Может возникнуть вопрос: не подменяется ли в саунд-дизайне творческая составляющая знанием и умением использовать компьютерные программы? На самом деле, компьютер выступает лишь инструментом для достижения цели. Программное обеспечение в некоторой степени ускоряет процесс, но результат по-прежнему зависит от дизайнера звуков. Если бы задача смикшировать несколько звуков была настолько простой и примитивной, то мир бы никогда не узнал о таком выдающемся дизайнере звука, как Бен Бёртт, а именитые кинорежиссеры не стремились бы привлечь его к работе над своими проектами.

Но создание новых синтетических звуков остается лишь одним из элементов саунд дизайна. По мнению ведущих специалистов в этой области, гиперреалистичные и “натуральные” спецэффекты удается создать при микшировании живых и синтетических фактур.

Задача дизайна звука – вызвать у зрителя ощущение достоверности при взгляде на “картинку”, даже если там в этот момент идет сражение с космическими пришельцами. Истинные мастера своего дела способны создать эффект, когда услышанное звучит знакомо, но при этом остается неузнанным, звук словно ускользает и не удается разобрать его на составляющие. Да, собственно, и разбирать у рядового зрителя не возникает желания – он просто погружается в эту атмосферу, наслаждаясь новым музыкальным произведением.

Сферы применения саунд-дизайна

Невероятные возможности звукового дизайна позволило выйти ему за рамки кинематографа. Сегодня дизайнеры звука привлекаются не только для работы над кинофильмами и театральными постановками. Данное направление звукорежиссуры нашло свое применение при создании компьютерных игр, анимационных и мультипликационных продуктов, интерактивных мультимедиа-инсталляций, в электронной музыке и современном композиторском творчестве, в создании рекламных продуктов (промо-акций, брендинге) и т.д. И у вас тоже есть возможность заказать Фоли под свой проект в соответствии с имеющимся бюджетом на этом сайте https://foleyfirst.com

Версия для печатиВерсия для печати