"Профессия айтишника – это возможность попробовать множество других сфер". Интервью с директором Qulix Systems

О приоритетных для Беларуси технологиях, разнице между стартапами и большими компаниями, о карьере в айти, работе и отдыхе мы поговорили с основателем и генеральным директором компании Qulix Systems Алексеем Макаровым.

 

О технологиях

– В 2016 году Qulix Systems включили в список лучших компаний-разработчиков в сфере интернета вещей, а какие сейчас направления и технологии вы считаете основными для себя?

– Мы все так же считаем перспективной технологией интернет вещей, а кроме того, мы по-прежнему сосредоточены на технологии Fintech. По этим направлениям у нас ведется серия проектов. Мы вкладываем в эти темы собственные ресурсы, энергию, силы, проводим исследования, которые, надеемся, в будущем принесут нам увеличение доли бизнеса.

На какие рынки в большей мере ориентированы эти проекты?

– Интернет вещей ориентирован в основном на белорусский рынок. Он в этом плане весьма благодатный. Во многих вещах мы, что называется, начинаем с чистого листа, нам не нужно оглядываться на то, что уже сделано раньше, приспосабливаться. Мы просто делаем свой продукт, используя самые современные на текущий момент технологии. Перспективными в плане развития и применения интернета вещей я считаю рынок Республики Беларусь, России, Казахстана, Украины. Они нами рассматриваются как приоритетные.

Для Fintech-технологии нужна готовность заказчика внедрять реально дорогостоящие решения. Банки России, Украины, куда пришел европейский капитал, с удовольствием пользуются нашими услугами, привлекают нас для реализации своих специфичных проектов. Наши решения по Fintech не рассчитаны на массового пользователя и не являются коробочными продуктами, но они позволяют точно подстроиться под нужды заказчика, его стратегии развития.

 

О карьере в белорусском айти

Если бы «человек с улицы» спросил у вас, как попасть в IT, какой бы совет вы ему дали?

– Прежде всего нужно, чтобы он сам хотел это сделать, чтобы была внутренняя мотивация. Чтобы человек мог продолжить фразу «Да, я хочу стать айтишником, потому что…», а не просто шел в эту сферу ради высокой зарплаты. Кстати сейчас, общаясь с людьми из круга не-айти, стал замечать, что айтишники начали вызывать какую-то неприязнь.

– Почему?

– Может быть из-за того, что программисты зарабатывают в несколько раз больше среднего. Хотя даже в девяностые у толковых программистов были хорошие заработки: я помню «халтуры», за выполнение которых можно было заработать на полмашины. Может, дело в той постоянной шумихе вокруг IT. Даже слышал прямые заявления «Ой, хорошо, что я не айтишник, рад, что я им не стал». Такая позиция имеет право на жизнь, хотя мне она совсем непонятна.

«Ведь профессия айтишника позволяет в течение своей трудовой карьеры попробовать множество других сфер, можно узнать, чем живут другие отрасли».

Когда делается проект для заказчика – скажем, автоматизация каких-то процессов на предприятии – тут необходимо погружаться в специфику этой индустрии. И это позволяет расширить свой кругозор! В разное время я через участие в проектах «попробовал» бухгалтерию, психологию, автомобильную промышленность, банкинг и многое другое. К примеру, когда был проект связанный со страхованием, я много узнал, как рассматривают страховые случаи, происходит оценка ущерба, как работают с рекламациями, как начисляют компенсации и т.д.

А еще, так как мы работаем на международном рынке, можно узнать, как какой-то процесс организован в других странах и позаимствовать лучшее и внедрить это у себя. В свое время мы в Qulix Systems одни из первых начали внедрять западные практики и методологии. Это было удобно и для заказчиков: они могли говорить с нами на одном «менеджерском» языке, не нужно было адаптировать процессы – у нас они были точно такими же, что и у них. Сейчас так делают почти все белорусские  ИТ-компании, а 15-20 лет назад мы этому учились.

 А как в Qulix Systems выстраивается корпоративная культура?

– Мы постарались пойти по пути построения бизнеса с человеческим лицом. У нас любой приходящий сотрудник в первую очередь рассматривается как личность, которая гармонично вписывается в общее дело. Qulix позиционируется, как единая команда. И одна из главных ценностей нашей компании – это взаимопомощь.

 

У нас любой сотрудник может обратиться за помощью, и он ее получит. Кроме того, мы культивируем нацеленность на результат.  Это часть нашей корпоративной культуры. В своей компании мы практически полностью, по крайней мере я прилагаю для этого очень много усилий, искоренили бюрократию. То есть, любой сотрудник может запросто заявить о своих проблемах и рассчитывать на то, что они будут решены. Конечно, прежде всего, это относится к работе, но даже если у человека возникают личные вопросы, любой сотрудник может обратиться к руководству и рассчитывать на помощь.

 

О стартапах

 Как по-вашему в ближайшем будущем будут развиваться белорусские IT-компании?

– Будут расти. Будет расти количество стартапов, будут появляться новые высокотехнологичные проекты, будут приходить новые игроки, потому что тот деловой климат, который создан у нас в Беларуси, он очень благоприятный, способствует развитию индустрии.

 Сам Qulix Systems начинался как стартап, первые проекты в котором делали сами основатели. А на каком моменте вы поняли, что нужно уходить «от работы руками» и переходить к руководству?

– В тот момент, когда моя «работа руками» стала приносить больше вреда, нежели пользы. Отсутствие качественного управления наносит вред и когда это стало сказываться на результате, я полностью ушел в руководство. Но тут нет универсального совета, который я бы давал другим. Тут все субъективно: бывают стартапы, где заказчик или инвестор требует от руководителя непосредственного участия в процессах разработки – тут от погружения в проект уже никак не уйти.

Если же главная задача стартапа – это продажа своего продукта максимальному количеству клиентов, то от разработки нужно уходить максимально быстро, а больше концентрироваться на бизнесовой части, думать, где найти новые рынки, как расширить клиентскую базу и т.д.

 А если с точки зрения сотрудника, в какой компании где лучше работать: в большой корпорации или маленьком стартапе? Что есть в первых, чего нет во вторых и наоборот?

– Если говорить о Qulix, то у нас нет бессонных ночей, как в стартапах (смеется). В стартапах есть своя энергетика, работать в них очень драйвово, это кайф, это адреналин. Но с другой стороны – это может быть работа на износ по ночам и в выходные и очень сильная демотивация, если стартап проваливается. Это вариант для тех, кто хочет рискнуть. Если вы не готовы к такому – то ищите стабильную большую компанию со спокойным ритмом работы, устоявшимися процессами.

 Если бы прямо сейчас вам предложили участие в стартапе, на что бы вы смотрели в первую очередь?

– Я бы оценил их план в отношении продаж – какие у них цели, понимают ли они, как будут зарабатывать, кому продавать, как будут искать клиентов и т.д. Потом посмотрел бы на команду и руководство – насколько они адекватны, готовы ли к тому, что на определенном этапе надо будет «наводить порядок». Стартапы можно поделить на две категории. Первая – это инициированные каким-то опытным инвестором. Обычно он привносит в команду процессы, регламенты, рассчитывает риски, устанавливает планы – то есть со старта формирует корпоративную культуру. Вторая – это компании, созданные энтузиастами, где на первых этапах все хаотично, «все делают всё», паники, бессонные ночи перед релизом. И наступит момент, когда всё это нужно будет упорядочить, иначе далеко стартап не пойдет.

 А как было в Qulix Systems?

– Мы со старта понимали, что важно иметь грамотные процессы. Так получилось, что у каждого из нас уже был опыт работы в разных компаниях, мы видели, как нужно делать, а как делать не стоит.

 

Друзья и отдых

 Вы основали компанию вместе с тремя друзьями. Как при этом удалось не разругаться и так долго совмещать работу и дружбу?

– Да, мы разные, мы все разные, по своему темпераменту, образованию, характеру, по оценке одних и тех же событий. Но это и здорово. Это позволяет нам, когда мы обсуждаем перспективы или какие-то проблемы, взглянуть на вещи с разных точек зрения и вместе принять сбалансированное решение. А дружба она, наверное, в том, что мы разделяем общие ценности, мы близки по духу, и это позволяет нам так долго и эффективно работать, общаться, и при этом не надоедать друг другу.

 Как избежать профессионального выгорания?

– Я стараюсь работать на работе и решать вопросы компании в стенах офиса. Нужно научиться максимально оставлять в кабинете все проблемы, все заботы, все задачи, чтобы они не влияли на личную жизнь. А в плане отдыха у меня ничего оригинального – могу на велосипеде покататься, съездить погулять в лес, позаниматься с детьми, да даже просто фильм посмотреть. Отдых для меня – это прежде всего разгрузка мозгов, переключение с рабочих задач на что-нибудь другое. Это непросто, но этому стоит научиться.

Читайте статьи первыми в нашем Telegram-канале!

Подписывайтесь на наш Instagram!

 

 
Версия для печатиВерсия для печати

Рубрики: 

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
Всего голосов: 1
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!

Читайте также