ФИТУ БГУИР: хорошие связи

Помните, мы рассказывали вам о Факультете компьютерных сетей и систем БГУИР? А теперь несколько слов о его "главном конкуренте" скажет декан ФИТУ, Леонид Юрьевич Шилин. А начался наш разговор именно с ФКСиС.

Факультет информационных технологий и управления БГУИР был открыт в 1964 году, только тогда он именовался факультетом автоматики и вычислительной техники.

Сейчас на факультете можно выучиться по следующим специальностям:

  • "Информационные технологии и управление в технических системах";
  • "Автоматизированные системы обработки информации";
  • "Искусственный интеллект";
  • "Промышленная электроника".

- Правда ли, что ваши факультеты неустанно соперничают?

- А Вы знаете, что раньше мы были одним факультетом, а потом разделились? Что касается соперничества, то, на мой взгляд, соперничество молодых людей - это своеобразное их совершенствование.

- Я слышала, что ФИТУ готовит более универсальных специалистов.

 

- Это точно. Они у нас не только программисты, но также хорошо разбираются в электронике.

Мне недавно звонили из Германии и спрашивали, могли бы мы дать им специалистов. Мы говорим: "Нет, не можем. Мы готовим для своей страны!". Тогда мы перешли к обсуждению совместного обучения: пусть они приезжают к нам, а мы к ним. Мы дружим с разными университетами, в том числе и с западными. Это выгодно отличает наш факультет. Мы ездим к ним в гости. Не так давно ездили в Германию. Смотрели производство Volkswagen, также нам показывали студенческие аудитории, лекции, мы общались с профессорами. У них практически нет платного образования. Но Германия знает, куда вкладывает деньги. Самое приятное даже не то, что наши студенты там увидели, а то, что они вернулись оттуда с внутренней мыслью: "Да мы же не хуже".

- А как вы смогли наладить такие хорошие связи с разными странами?

- Иногда они нам звонят. Иногда мы звоним. Бывает, что встречаемся на конференциях. Мы проводим две международные конференции на базе факультета. Бывает, после конференций нам говорят: "Мы думали, что у вас умерла электроника, а у вас, оказывается, всё так здорово, давайте вместе что-то делать".

Недавно приезжали гости из Прибалтики, у них ведь, в самом деле, в стране уровень образования существенно упал. Они и средней, и высшей школой крайне недовольны. Поэтому и сделали нашим преподавателям предложение: "Было бы хорошо, если бы вы приезжали к нам и за хорошие деньги читали лекции". Я не против. Пусть они в свободное время заключают договора, едут, читают и получают деньги.

- Куда идут ваши выпускники после окончания вуза?

- Больше всего идут в EPAM Systems. Чуть меньше идут в Itransition, Artox, а также в "Атлант-М". Как вы понимаете, наши студенты не крутят там гайки. Мы готовим людей, которые работают в белых рубашках и галстуках.

На факультете существует пять совместных лабораторий с EPAM, а также лаборатории с Itransition, HTC, IBA, Omron и другими компаниями. Я считаю, что в этом плане среди факультетов БГУИР мы лучше всех укомплектованы.

- Кто проводит занятия в этих лабораториях?

- Наши преподаватели, которые обучаются в этих компаниях. Сначала сотрудники компаний сами пытались проводить занятия, но посчитали, что наши преподаватели лучше справляются с этой задачей: они легко вникают в предмет и умеют подать информацию. Оказывается, дано это далеко не всем.

- Кстати, большая у вас текучка кадров в преподавательском составе?

- Что есть, то есть. Это легко объясняется. У нас преподаватель получает небольшую зарплату. А ведь он, как правило, в прошлом студент-отличник, который потом ещё и закончил аспирантуру. А выпускник, который, может, не так хорошо учился, но пошёл работать в крупную компанию, получает там, как минимум, пять миллионов. В этом явлении есть и положительный момент. В преподавателях остаются те, кто действительно чувствует от этого удовольствие. Конечно, часто они устают от маленькой зарплаты и уходят. Но самые крепкие защищают диссертации. Кроме того, по вечерам преподаватели могут вести курсы, о которых я говорил, там несколько иная зарплата.

- Много ли за год вылетает студентов?

- Отчисляем много, но чаще всего они никуда не деваются. Они переходят на дистанционное обучение, или одумываются и восстанавливаются на следующий год. Многие начинают учиться, а многие опять вылетают.

- Насколько большой популярностью в университете пользуется дистанционная форма обучения?

- Часто на дистанционной форме обучаются люди, у которых уже есть высшее образование. Они дисциплинированы и могут учиться самостоятельно. А вот тому, кто пришёл сразу после школы - очень тяжело так учиться.

- У вас часто отчисляют за прогулы?

- Да. В кодексе образования указано количество часов, после которого мы обязаны отчислить. За студентами, которые "висят на волоске" мы следим особенно.

- Отчисленные за прогулы студенты могут восстановиться в этот же год?

- Могут, но только на курс младше. Ведь мы отчислили их за то, что они не ходили на занятия, а значит, не усвоили материал.

- Насколько тяжело учиться на ФИТУ?

- Если большая часть университетов существенно снижают требования к студентам, то наши преподаватели с опытом крайне строги. Но студентам, которые одержимы учёбой, не тяжело, им всё крайне интересно и в удовольствие.

Чем хороши наши студенты, так это тем, что зачастую они везде успевают. Лет пять тому назад у нас была группа представителей из Philips. Они сказали примерно так: "Мы смотрели ваше оборудование. Ну, приличное оборудование, кое-где можно было бы и лучше, - тогда у нас действительно была ещё не очень хорошая материальная база. - Но вот чем вы нас удивили: у вас на занятиях студенты хотят знать. Они пристают к преподавателям с вопросами. У нас давно уже такой интерес пропал".

- Считается, что из-за довольно высокой стоимости обучения студентам БГУИР приходится рано идти работать. Так ли это?

- Да, мы сами поощряем работу студентов, начиная с третьего курса. Мы считаем, что если у студентов средний балл выше семи, то работа пойдёт только на пользу их образованию. Иногда они могут даже принести что-то новое для других студентов, рассказав, к примеру, как решают конкретную проблему на их предприятии.

- Нужны ли студенту научные публикации?

- Наверное, есть шансы поступить в магистратуру и без них. Думаю, многие поступают без работ. Но мне нравятся студенты, которые уже со второго-третьего курса начинают участвовать в науке. Сейчас у меня четыре аспиранта, два магистранта и два дипломника, а также студенты, с которыми я занимаюсь.

- В какой форме чаще всего проводятся экзамены?

- Всё зависит от преподавателя. У меня на экзамене первая половина письменная: студент приходит, вытягивает билет и решает задачи. Спустя час все свои работы студенты оставляют на партах и выходят в коридор. Затем заходят по одному, берут свои работы, и мы с ними разговариваем.

- А как Вы относитесь к экзаменам в форме тестирования?

- Такие экзамены мне не очень нравятся. Я стараюсь, чтобы такая форма оценки знаний не сильно распространялась. Почему? Личное общение позволяет избегать недопонимания. Студент всегда может что-то уточнить. Я ведь стараюсь не быть оппонентом, а, наоборот, быть помощником. Если студенту непонятно, как что-то решать, я могу подсказать ему метод. Его задача - реализовать этот метод.

- Сколько лет Вы работаете деканом факультета?

- Третий год.

- Тяжело?

- Откровенно говоря, я всё-таки больше научный работник, чем администратор. И мне многое мешает. Но по жизни я человек, желающий нового, мне нравятся студенты, наше образование, университет, факультет.

- А часто к Вам лично обращаются студенты по каким-то вопросам? Или эту работу берут на себя Ваши заместители?

- Да, многие вопросы студенты решают с моими заместителями, но если они сами не могут разрешить какой-то вопрос - они идут ко мне.

- А какие это могут быть вопросы?

- Например, студент хочет устроиться на работу, но у него чуть-чуть не хватает до семи баллов. Заместитель объясняет ему, что по закону положено семь. Тогда студент идёт ко мне и просит сделать исключение. И мы с ним начинаем думать. Мы смотрим конкретно, по каким дисциплинам, какие оценки у него стоят. Берём во внимание, участвует ли студент ещё в чём-то, кроме непосредственного учебного процесса. Я могу понять, что студент не успевает, потому что занят в спортивной сфере или в самодеятельности. Эти вещи дают плюс факультету, поэтому можно пойти навстречу. Мы делаем так: смотрим, как он учится ближайшие полгода. Если успеваемость улучшается, то делаем поблажку. Но если студент бездельник и много пропускает, увы, ничего не могу сделать.

Беда в том, что многие фирмы берут студентов без всякого разрешения. Это нарушение. Фирмы обязаны требовать у работника справку с места учёбы о том, что руководство вуза не против. Но тот, кто берёт студента неофициально, он и платить будет меньше, а, возможно, и ущемлять во многом.

- Когда Вам хочется прорекламировать свой факультет, что Вы, в первую очередь, говорите о нём?

- Я говорю, что мы даём не только замечательное образование, мы готовим успешных людей. В самом деле, очень много людей, состоявшихся после окончания факультета. Это и депутаты, и дипломаты, и академики, и наш ректор, и наш проректор. Многие выпускники открывают свой бизнес. Трудно сказать, где нет наших студентов.

- А какие виды спорта вы поддерживаете на факультете?

- Футбол, например. Мы недавно организовали свою факультетскую лигу.

- А преподаватели в чём-нибудь участвуют?

- Конечно, хоть мы и не настолько успешны, как студенты.

- Тоже футбол?

- Нет. Мы отлично играем в шахматы и шашки. И тоже занимаем призовые места. Кроме того, участвуем в соревнованиях по настольному теннису и волейболу. Чуть хуже у нас с дартсом и бильярдом.

- Как Вы считаете, нужно ли человеку технической специальности второе высшее образование?

- Я считаю, что если у человека есть хорошее первое образование, то нужно идти в магистратуру, в аспирантуру, становиться кандидатом наук, доктором, академиком. Вот когда ты станешь академиком - получай второе высшее и проходи все пункты заново. А так... Никто ведь не хвалится тем, что у него три средних образования: "Представляете, он три средних школы закончил!". А вот три института это почему-то хорошо. Не кажется ли Вам, что в таком случае, вероятнее всего, не всё хорошо с первым образованием? Может, человек неправильно выбрал профессию, или он не очень хороший специалист.

- Составляет ли БГУ вам конкуренцию?

- Конечно, составляет. Другое дело, что в конкретной нашей области, наверное, мы всё-таки самые сильные.

- А что Вы можете сказать о коммерческих вузах?

- Ну, Вы же прекрасно видите: в мировых соревнованиях по программированию от Беларуси участвует БГУИР и БГУ. Больше никого нет. БГУ в этом плане проще: они в качестве абитуриентов имели победителей школьных олимпиад. А мы просто хорошо подготовили обычных студентов. Среди участников соревнований по программированию преимущественно два факультета: ФКСиС и ФИТУ. Но всех их готовили наши преподаватели.

- Смогут ли когда-нибудь дотянуть до вашего уровня коммерческие вузы?

- Наверное. Но обеспечить коммерческому вузу свои лаборатории такой аппаратурой, как у нас, - нереально, либо нужно, чтобы владельцем вуза был миллиардер, который не побоится вложить в это дело огромные деньги. Кроме того, достаточно сравнить состав наших преподавателей: сколько докторов наук, сколько доцентов. Сразу понятно, что мы университеты разных уровней.

Беседовала Инна РЫКУНИНА

Версия для печатиВерсия для печати

Рубрики: 

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
Всего голосов: 0
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!