Yamaha устанавливает свои правила
Статью со столь заковыристым заголовком я решил посвятить рассмотрению современных компьютерных аудиопродуктов, предлагаемых одним из ведущих мировых производителей в этой области (впрочем, не только в этой) - японской мегакорпорацией YAMAHA. YAMAHA относительно недавно утвердила новый музыкальный стандарт, носящий аббревиатуру XG, который своими функциональными возможностями значительно превосходит все, что существовало до него. Добавьте сюда очень агрессивную ценовую политику плюс немалый авторитет самого имени YAMAHA, и, я думаю, вам уже не будет казаться столь невероятной первая часть заголовка. В статье я не буду останавливаться на деталях и тонкостях спецификаций XG: в этом нет необходимости, так как характеристики устройств, выполненных в соответствии с XG, говорят сами за себя. Однако, перед этим хотелось бы несколько разграничить XG и все то, на что в наших условиях может быть привешен ярлык YAMAHA.
Сегодня в разделах "мультимедиа" разного рода таблиц с указанием цен на компьютеры и комплектующие нередко можно встретить аудиоплаты с кратким пояснением "YAMAHA" и ценой 25-35$, а иногда даже встречается и название чипа: "YAMAHA OPL3". К современным изделиям самой этой корпорации подобные вещи имеют очень далекое отношение. Да, правда, что OPL3 был разработан YAMAHA (как и OPL4 и пр.), но, позвольте, когда это было? Да, в принципе возможно, что чипы на данных платах были произведены YAMAHA (а, скорее, кем-то по лицензированной технологии), но вот кто сделал все остальное? Словом, вопросы, вопросы, вопросы... Чип OPL3 вообще олицетворяет собой далеко не самые последние веяния в мире музыкальных технологий. Это седая древность. На сегодняшний день даже чип AWM, обеспечивающий, между прочим, поддержку GM, можно считать устаревшим. А ОPL3 сегодня так же пригоден для музыки, как кухонный нож в сражении с "молодцами" какого-нибудь Салмана Радуева. Мораль этого пассажа такова: не дайте ввести себя в заблуждение и помните, что современная YAMAHA начинается с чипа AWM 2. Единственным оправданием плат на основе OPL может служить их невысокая стоимость и ваше собственное убеждение, что вас не интересует ничего, кроме компьютерных игрушек.
В своей недавней статье, посвященной аудиорешениям для ПК от Roland Corp., я касался вопроса создания так называемых софтверных синтезаторов. Похоже, это занятие становится своего рода модным увлечением в среде именитых производителей. Судите сами: YAMAHA на сегодняшний день имеет в своем активе не один, а целых три софтверных синтезатора. Первый из них, "S-YG20", представляет собой немудреный комплект из MIDI-драйвера и MIDI-плейера для Windows 3.1/95. Второй, "S-YXG50", является уже куда более весомой заявкой - это софтверный табличный синтезатор, в полной мере поддерживающий стандарт XG. Кроме того, данный продукт способен задействовать весь немалый мультимедийный потенциал процессоров с ММХ, а это, согласитесь, уже говорит о многом. Кстати, владельцы простых Pentium'ов тоже могут не унывать, так как совсем недавно YAMAHA сообщила, что готова версия "S-YXG50", не требующая ММХ. Единственное, что здесь остается добавить, так это только то, что даже самый робкий разговор о софтверном синтезе следует начинать, имея в виду Р166 и никак не меньше. Но даже "S-YXG50" не является недосягаемой вершиной в этой области, поскольку еще в апреле 1997 года появился "Sondius XG" (рис.1). Вот на нем-то я и остановлюсь поподробнее.
"Sondius XG" - вещь совершенно уникальная среди софтверных синтезаторов. Он был создан совместными усилиями YAMAHA и ученых центра музыкальных и акустических компьютерных исследований Стэнфордского университета (The Stanford University Center for Computer Research in Music and Acoustics (CCRMA)), одного из наиболее известных мировых междисциплинарных научных центров, занятых исследованиями в данной области. Сами создатели "скромно" оценивают "Sondius XG" как "наиболее важный прорыв в компьютерной музыке со времен изобретения звуковой карты". После такой, надеюсь, интригующей преамбулы стоит попытаться разобраться, в чем же конкретно заключается уникальность "Sondius XG".
Этот продукт сочетает все лучшие черты упомянутого выше "S-YXG50" и SVA-технику физического моделирования, использованную YAMAHA прежде лишь в профессиональных тон-генераторах VL1 (Virtual Acoustic), VL7 и VL70m (стоимостью 3,590DM; 2,390DM и 1,090DM соответственно). "Sondius XG", в частности, способен к воспроизведению 16-битного звука с частотой дискретизации 44,1КГц и имеет 256 предустановленных VL-голосов, соответствующих VL/XG спецификациям "VL70m". Пока наиболее существенные моменты новой технологии держатся в секрете, а "Sondius XG" в законченном виде существует только в пределах отделения исследований и развития компании YAMAHA. В ближайшие несколько месяцев должна появиться его коммерческая версия. YAMAHA планирует также и создание варианта SoftVL-синтезатора для сетевого использования. Его объем не должен превысить 1МБ. В настоящее время судить о возможностях "Sondius XG" можно по имеющимся на европейском сайте YAMAHA демонстрационным *.WAV файлам. Существующий вариант "Sondius XG" отличается просто зверскими требованиями к компьютеру, на котором он может проявить себя в полной мере (Pentium 2 или AMDK6 с частотой не менее 233МГц и не забудьте про ОЗУ...). Сетевой SoftVL-синтезатор обещает удовольствоваться "P166 и выше". Кроме того, для "Sondius XG" абсолютно не годятся процессоры CYRIX 686 P200+ или P166+ из-за наличия аномалий с выполнением операций с плавающей точкой при использования энджина "S-YXG50". Перспективы "Sondius XG" таковы: после дальнейшей оптимизации кода его запросы должны снизиться, а по своим возможностям он будет идентичен "VL70m", т.е. будет иметь возможность осуществлять операции как в режимах VL-XG, так и в режиме VOICE. Кроме того, он будет полностью программируемым. Сегодня "Sondius XG" несомненно является монстром мира софтверных синтезаторов, однако кто знает, может быть, завтра вы сможете иметь своего домашнего, ручного монстра с логотипом XG.
А сейчас мы перейдем к рассмотрению более традиционных изделий YAMAHA, которые способны реализовать все достоинства XG на вашем компьютере без всяких дорогостоящих революций в лице Pentium 2 и "Sondius XG". Список открывает дочерняя аудиоплата "DB50XG" (рис.2). Это далеко не новинка: "DB50XG" увидела свет еще в 1995 году. Однако и по сей день эта плата остается единственным выбором для тех, кто хочет оснастить свою FM аудиокарту, имеющую 26-контактный разъем типа WaveBlaster, высококачественным табличным источником звука и при этом ограничен в средствах (однотипная плата Roland "SCB-55 GS", на мой взгляд, звучит не хуже, но, правда, и стоит дороже). Выражение "ограничен в средствах" не следует понимать в том смысле, что "DB50XG" стоит 25-30$. Это было бы слишком наивно. Речь идет о действительно высококачественной, современной табличной XG плате с 4-мегабайтным ПЗУ, и "относительно недорого" здесь подразумевает сравнение с аналогами, дающими сравнимое качество звука. С этой точки зрения цифра 229DM кажется вполне приемлемой. "DB50XG" использует синтезатор AWM 2 (для сравнения - этот же синтезатор устанавливается и на новейший профессиональный тон-генератор "MU100R" с 20МБ-ным ПЗУ), имеет 32-нотную полифонию, поддерживает 16 MIDI-каналов, и, как уже было сказано, обладает ПЗУ объемом 4МБ для хранения используемых для табличного синтеза образцов звучания. "DB50XG" предоставляет вам 676 мелодических звуков и 21 набор ударных в соответствии со стандартом XG (в т.ч. 480 мелодических звуков и 11 наборов ударных, совместимых с General MIDI Level 1 и 579 мелодических звуков и 10 наборов ударных, совместимых с XG TG300B). Кроме этого, вы получаете 11 типов ревербераций, 11 типов хоруса и 42 типа вариаций. Несомненным достоинством "DB50XG" является наличие 18-битных цифро-аналоговых преобразователей, обеспечивающих высокое значение отношения сигнал/шум. Здесь, однако, следует учитывать тот факт, что "DB50XG" - все-таки "дочерняя" плата, и качество выходного сигнала будет полностью определяться качеством аудиотракта той карты, на которую вы ее "повесите". Иными словами, если вы решили установить "DB50XG" на какой-нибудь саундбластер, изготовленный в перерывах между прополкой риса, то не требуйте слишком многого...
Следующей в нашем списке идет "SW60XG" (рис.3). Это уже отдельная плата, устанавливаемая в ISA слот и обладающая еще более впечатляющими возможностями. Первое, на чем следует остановиться, это то, что "SW60XG" не нуждается в IRQ и каналах DMA. На практике это означает, что "SW60XG" может быть установлена в любой компьютер дополнительно к любой аудио плате. Не открою Америку, если скажу, что каждая мало-мальски серьезная аудио плата требует как минимум два IRQ и один-два канала DMA, а есть изделия (например "Pinnacle" от Turtle Beach), для которых три IRQ - норма жизни. Те, кто пробовал установить в свой компьютер хотя бы две такие платы, должны, по-моему, по достоинству оценить "SW60XG". Эта плата полностью совместима с Windows 3.1/3.11/95 и к тому же, используя стандартный драйвер MPU-401, может прекрасно работать под управлением NT3.51 и NT4.0. Музыкальные возможности "SW60XG" аналогичны рассмотренной выше "DB50XG". Это же касается и 18-битных выходных цифро-аналоговых преобразователей, и трех параллельных эффект-процессоров с 24-битным разрешением. Единственный практический совет по установке аудиоплаты такого уровня сводится к следующему: по возможности не располагайте ее в соседнем слоте с видеоплатой (видеоплаты также осуществляют цифро-аналоговые преобразования, а близкое соседство двух подобных устройств может отразиться на качестве звучания не в лучшую сторону). "SW60XG" имеет микрофонный, линейный и CD-входы. Имеется также селектор для установки типа используемого микрофона (электретного или катушечного). Поддерживается обработка эффектами звука с внешнего источника. Стоимость "SW60XG" составляет 299DM. В дополнение к стандартно поставляемому ПО существует прекрасная утилита "FexMan 32"для редактирования имеющихся и создания новых эффектов "SW60XG". Версия "FexMan 32" 2.5 позволяет получить доступ ко всем имеющимся 46 вариациям эффектов, обладает простым и понятным интерфейсом, обеспечивает графическое представление данных и позволяет сохранять ваши "находки" в формате "*.FEX" или "*.EPD". Для того, чтобы показать, что в случае "SW60XG" разговор об эффектах вовсе не фикция, они сведены в таблицу (я сознательно решил оставить их без перевода во избежание возможных разночтений, к тому же в рамках данной статьи нет возможности подробно останавливаться на физическом смысле каждого из них).
Таблица | |||
Chorus 1, 2, 3, 4 | Rotary Speaker | Distortion | Plate |
Celeste 1, 2, 3, 4 | Delay L/C/R | Early Reflection 1,2 | Auto Wah |
Hall 1, 2 | Delay L/R | Amp Simulator | Pitch Change |
Room 1, 2, 3 | Tremolo | Gate | Voice Cancel |
Flanger 1, 2, 3 | Auto Pan | Reverse Gate | Cross Delay |
Stage 1, 2 | Echo | 3 Band EQ | Karaoke 1, 2, 3 |
Symphonic | Phaser 1, 2 | 2 Band EQ | - |
Если же вы всерьез склоняетесь в пользу покупки "SW60XG", то следует иметь в виду, что для работы с wave информацией вам потребуется дополнительная плата. То же касается и варианта работы, когда управление "SW60XG" осуществляется с внешнего MIDI устройства (например с MIDI клавиатуры): "SW60XG" не имеет MIDI входа, так что позаботьтесь и об интерфейсной карте.
Но, наверное, YAMAHA не была бы сама собой, если бы не сумела преодолеть все эти издержки, причем, преодолеть весьма нетрадиционным способом. Речь идет о так называемом внешнем табличном устройстве "MU10" (External Wavetable Unit). Сама по себе идея поместить синтезатор и ПЗУ в отдельный корпус далеко не нова: каждая уважающая себя компания подобного профиля считает своим долгом продемонстрировать тон-генератор со своим собственным (бывает, что и не со своим...) набором звуков. Нетрадиционность "MU10" заключается прежде всего в его финансовой доступности ("всего-навсего" 458DM), сочетающейся с функциональными возможностями профессиональных тон-генераторов нижнего уровня. Хотя, если быть совсем точным, первый прецедент появления подобных устройств был раньше: все та же YAMAHA выпустила "MU5" - своеобразный "карманный" GM модуль (General MIDI Pocket Expander) на основе чипа AWM. Но давайте вернемся к "MU10". С внешним исполнением уже, вроде бы, все ясно. С XG совместимостью тоже. Естественно, что внешнее устройство "MU10" подключается как к РС, так и к Мас-компьютеру через последовательный порт и может функционировать от батареек. "MU10" имеет MIDI интерфейс, в т.ч. разъемы MIDI IN и MIDI OUT. Кроме того, сигнал с двух аналоговых входов может подаваться прямо на эффект процессоры для соответствующей обработки. Так же, как и прочие собратья по XG, "MU10" обеспечивает 32-нотную полифонию, поддерживает 16 MIDI каналов, имеет 676 мелодических звуков и 21 набор ударных. В заключение несколько слов о вариантах подключения столь необычного устройства. Памятуя о том, что последовательный порт не является очень быстрым, не следует пытаться использовать "MU10" на "пожилых" компьютерах (386-х и ниже). В любом случае имеет смысл перед покупкой "MU10" проверить, какая именно микросхема управляет работой ваших последовательных портов: если это чипы "16550 или 16450 uart", тогда все в порядке. Менее современные чипы могут оказаться слишком медленными. Однако YAMAHA и здесь оказалась на высоте, предусмотрев вариант подключения "MU10" к уже имеющейся в компьютере звуковой плате посредством специального кабеля MDC-01. При этом гарантируется сохранение всех возможностей "MU10" и отсутствие каких бы то ни было дополнительных драйверов.
Подытоживая все выше сказанное, можно сделать один довольно простой вывод: если вы нуждаетесь в действительно классном и, главное, недорогом источнике звука для своего компьютера с качеством, приближающимся к профессиональному, то вряд ли найдете что-нибудь лучше, чем "DB50XG", "SW60XG" или "MU10". Остается дождаться тех времен, когда они появятся в Минске. Коротко о приведенных ценах. Не желая ссылаться на цены, существующие "где-то" и названные "кем-то", я привел их в соответствии с февральским (1997 г.) каталогом самой YAMAHA (более свежего у меня, к сожалению, не оказалось). Реальные розничные цены могут и должны быть несколько ниже, но, думаю, не намного. Также возможен вопрос по использованной терминологии: "Почему в одних публикациях используется понятие звуковой модуль, а в других тон-генератор для обозначения устройств одного класса". Единственная причина этого - стремление автора не нарушать принятый тем или иным производителем стиль. В частности, YAMAHA использует понятие тон-генератор, что и отражено в надписях на передних панелях выпускаемых ею устройств.
Виктор МОРОЗОВ