"Белтелеком": государственная монополия в действии

Республиканское объединение "Белтелеком"

Образовано 30 июня 1995 года.

Включает в себя государственные предприятия: "Минская городская телефонная сеть", "Междугородняя связь", "Минская телефонно-телеграфная связь" и областные "телекомы".

Количество занятых: 28025

Уставной фонд на 1.10.1998г: 17.986.969 млн. рублей

Доходы за 9 месяцев 1998 года: 6.345.858 млн. рублей

Как только разговор заходит об Интернете или передаче данных, все сразу же вспоминают "Белтелеком". Это неудивительно, ведь в нашей стране только эта государственная структура реально контролирует ситуацию в этой области. Разговоров на тему хорошо это или плохо, ведется очень много, однако для того, чтобы понять суть вопроса, нужно точно знать - что же представляет собой республиканское объединение "Белтелеком".

Подобные "телекомы" существуют почти во всех странах Европы. Точно так же, как и мы, на монополизм "Дойче телеком" жалуются немцы, а итальянские пользователи Интернета и "Телеком Италия" вообще одно время находились чуть ли не в состоянии войны. Монополизм характерен для связи. Напомним хотя бы, что американский монополист - АТ&Т - был в свое время насильственно разделен на несколько конкурирующих компаний. Наш "Белтелеком" не сильно отличается от своих братьев и сестер в Европе.


История

Республиканское объединение "Белтелеком" было образовано 30 июня 1995 года путем разделения предприятий почты и электросвязи. Однако история электросвязи в Беларуси насчитывает свыше сотни лет. Факт передачи информации с помощью электричества впервые на территории Беларуси был зафиксирован 18 декабря 1859 года, когда начали работу телеграфные станции в Минске и Бобруйске. 14 ноября 1896 года в Минске была введена в эксплуатацию первая городская телефонная станция на 100 номеров производства компании "Эрикссон". Первая междугородняя линия появилась в 1907 году. К сожалению, нет данных о том, когда и где на территории Беларуси осуществлен первый выход в Интернет, однако будем надеяться, что этот пробел в истории скоро будет восполнен.

 

А сейчас приведем статистические данные о том, что представляет собой "Белтелеком" сегодня. Информация взята из официального буклета компании.

"Протяженность магистральных и внутризоновых линий связи на 1.10.98 составляет 24.577,52 км., в том числе ВОЛС - 2.946,03 км. Доля оптического кабеля на национальной первичной сети составляет 12%.

Протяженность телефонных каналов на 1.10.98 составила 14.488,6 тыс. км., в том числе ВОЛС - 4.051,5 канало-километров, что составляет 28% от общей протяженности.

В настоящее время РО "Белтелеком" имеет для телеграфной связи и передачи данных 11.149 телеграфных каналов, 4.355 абонентских установок сети АТ/телекс, 18 узлов пакетной коммутации.

По междугородной телефонной сети действует 91.903 оконечных телефонных канала, в том числе 38.778 образованных цифровыми системами передачи, 2.836 телефонов-автоматов, 331 автоматизированный переговорный пункт.

На городской телефонной сети действуют 636 телефонных станций, в том числе 168 электронных, 75 квазиэлектронных, 126 координатных. Общая монтированная емкость составляет 2.065.873 номера и 1.980.423 абонента, насчитывается 16.498 телефонов-автоматов.

РО "Белтелеком" среди государств СНГ занимает третье место по наличию основных телефонных аппаратов местной телефонной связи и использованию монтированной емкости. По основным телефонным аппаратам на 100 жителей - первое место. По протяженности телефонных каналов на междугородных линиях связи и по уровню автоматизации оконечных телефонных каналов также занимает третье место, и первое место - по междугородным разговорам (на одного жителя).

Для дальнейшего удовлетворения спроса на услуги Интернета произведена техническая реконструкция Минского узла сети "БелПак", а также расширение областных узлов. На центральном узле установлен узловой маршрутизатор CISCО 7507 и три дополнительных сервера доступа. Прирост портовой емкости составил 86 портов. Модернизация позволила начать подключение абонентов на скоростях до 128 Кбит/сек. Таким образом, общее количество абонентов на 1 ноября 1998 года увеличилось до 1209 абонентов электронной почты и 1802 - сети Интернет. 13 абонентов работают в сети передачи данных по протоколам Х.25/Х.28. Из них в Центральный узел включено 1450 абонентов электронной почты, 980 - сети Интернет, 96 - Х.25/Х.28. В Брестской области количество абонентов электронной почты составляет 419, в Витебской - 402, в Гомельской - 283, в Гродненской - 294, в Минской - 89, в Могилеской - 272.

Всего количество абонентов сети "БелПак" составляет 4.589, в том числе электронной почты 2.899 и сети Интернет - 1.563.


Услуги

Подробнее остановимся на достижениях и новых услугах, предлагаемых республиканским объединением "Белтелеком". О том, что оно является оператором телефонной и телеграфной связи, знают все. Не будет преувеличением сказать, что успехами в данной области "Белтелеком" может по праву гордиться. Срок ожидания установки телефона сократился в несколько раз, и в некоторых районах достиг небывалого для советских времен уровня - 0 лет 0 месяцев 2 недели. Улучшилось и качество разговора, особенно у абонентов, пользующихся цифровой телефонной связью.

Один из сервисов, предлагаемых "Белтелекомом" наверняка придется по вкусу средствам массовой информации. Речь идет о приеме рекламных объявлений по телефону 0-66. Платные объявления уже давно стали серьезным источником дохода для газет и журналов, и организация такого сервиса позволит облегчить труд секретарей и уменьшить вероятность неуплаты. Да и рекламодателям удобнее воспользоваться телефоном, чем ехать непосредственно в редакцию ради нескольких строчек. Подробный список изданий, в которые принимается реклама, можно узнать непосредственно по данному номеру.

Наконец-то в Минске начала действовать система сотовой связи GSM. Долгое время факт отсутствия системы был предметом "гордости" за нашу страну. Мы стали предпоследним государством в Европе, у которого появился данный стандарт, чуть-чуть опередив Албанию. Сеть обслуживает совместное предприятие "Велком". Расценки на подключение достаточно велики, особенно сравнивая их с нашими соседями из России, Украины и Литвы. В этих странах сотовый телефон GSM уже давно стоит дешевле обычного.

Определенную конкуренцию системам сотовой связи составляет сегодня также предлагаемая "Белтелекомом" транкинговая связь. В настоящий момент по соотношению "цена/качество" она превосходит конкурентов, однако в будущем транкинговая связь бесперспективна для широкого пользователя. На Западе данный вид связи используется, в основном, спецслужбами (имеются в виду дорожные рабочие, скорая помощь, полиция и т.п.).

В свое время было много шума по поводу грядущего появления на рынке видеотелефонов. Сегодня вы можете узнать, что это такое, посетив пункты коллективного пользования видеотелефонной связью. За умеренную сумму клиент может одновременно увидеть и услышать свого друга или родственника, находящегося на другом конце земного шара. А если вы подключены к сети ISDN, то можете говорить прямо со своего телефонного номера.

Одним из наиболее перспективных услуг "Белтелекома" является сдача в аренду дискового пространства для создания собственного web-сервера. К сожалению, руководство и технический персонал компании недооценивает значимость данного проекта, сосредоточившись на решении сугубо технических проблем по доступу в Интернет. Вместе с тем нужно понять, что самое важное в Интернете - это содержание. Для того, чтобы сделать сайт популярным, нужно наполнить его информацией, полезной для пользователя. А за это, как ни странно, нужно платить. Эпоха домашних страничек уже закончилась. В Интернет постепенно приходят люди, которые не имеют ничего общего с компьютерной техникой и которые ищут только одно - нужную им информацию. Именно это и нужно учитывать.

Web-сервер "Белтелекома" имеет огромное преимущество, по сравнению с возможными конкурентами. На него можно зайти по обычной телефонной линии, не используя Интернет. Поэтому создание национального web-портала (сайта, предоставляющего разнообразную информацию: бизнес, погода, политика, объявления и т.п.) на базе сервера "Белтелекома" сделало бы ненужными "походы за информацией" на зарубежные сайты и разгрузило бы внешние каналы передачи данных (т.е сэкономило бы валютные средства). В качестве типичного примера приведем США. По статистике пользователи американских сетей America OnLine и Compuserve около 80 процентов своего времени проводят на порталах своих компаний и только 20 - непосредственно в "открытом" Интернете. Необходимую для большинства информацию: погоду, биржевые сводки, спортивные новости, обзор новых фильмов и т.п., - они находят именно там. Кстати, именно поэтому статистика выдает сенсационные данные о популярности в Интернете сайтов, пропагандирующих насилие и порнографию. Ведь понятно, что в AOL или Compuserve таких материалов не найдешь.

В качестве "пробного шара" имеет смысл создать специальный сайт по недвижимости. Полагаю, что именно в этом случае пользователи оценят все преимущества Интернета перед другими источниками информации. Вместо того, чтобы покупать "многотоннные" "Из рук в руки" или обзванивать многочисленные агентства, достаточно будет просто зайти на сайт, сформулировать запрос и распечатать выданный машиной список приемлемых для вас вариантов. Главная проблема - наполнение базы данных необходимой информацией, однако она разрешима для такой организации, как "Белтелеком".

Спектр оказываемых компанией услуг постоянно расширяется, и это можно только приветствовать. Что касается их качества, то оно на приемлемом уровне. Хотя возможности выбирать у нас по-прежнему нет.


Выводы

Основной своей заслугой руководство "Белтелекома" считает постоянное обновление оборудования при постоянной нехватке твердой валюты. С этим стоит согласиться, ведь экономическая ситуация в стране достаточно тяжелая. Однако могли быть приняты и дополнительные меры. Связь является одним из наиболее популярных объектов для инвестиций, и как выход, дополнительным источником средств могли бы послужить деньги, вырученные от продажи акций или облигаций "Белтелекома". Конечно, государству не хочется терять контроль над такой прибыльной отраслью, как связь, однако другого варианта решения валютных проблем на сегодняшний момент просто нет. Разговоры об акционировании ведутся достаточно давно, однако прогресса пока не видно. Возможно, к осени будет представлена конкретная информация по этому поводу.

В этом случае нам, налогоплательщикам, а значит и владельцам "Белтелекома", тоже имеет смысл задуматься о его будущем. Всем известно, что качественные и доступные по цене услуги можно получить только на конкурентном рынке. Можно ликвидировать монополию и пустить, например, "Дойче телеком" в Беларусь, и цены сразу же снизятся. Однако в этом случае мы рискуем просто разорить отечественного оператора связи. Разделить "Белтелеком" на две-три компании и по-прежнему не пускать иностранцев, тоже не выход. Но дело в другом. Ситуация складывается достаточно интересная. Можно спорить до хрипоты, какое решение лучше, но все это бесполезно по причине банального информационного голода. Никто не знает (кроме самого "Белтелекома"), какова на самом деле ситуация на рынке связи в Беларуси. Поэтому объединению не помешало бы завести специальную службу для общения с прессой и клиентами. Это не обошлось бы слишком дорого, однако могло бы принести много пользы.

Что касается предложения оставить все на откуп специалистам, "мол, они сами все решат", то это несерьезно. Конечно, никто не собирается устраивать "всенародное обсуждение", но получение определенного количества дельных предложений гарантировано. Кроме того, пора задуматься и об имидже компании. Люди (т.е. клиенты) любят, когда к их мнению прислушиваются и начинают относиться к фирме лучше.

В любом случае, "Белтелеком" и что с ним будет в ближайшее время - тема необъятная. Было бы интересно услышать мнение как самих сотрудников компании, так и ее клиентов, т.е почти все взрослое население Республики Беларусь.

Юрий А. ДРОЗДОВ,
drozdov@iname.com

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

19 за 1999 год

Рубрика: 

Телекоммуникации
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!