Что делать программисту-одиночке?

Тема "шароварных программ" и заработка с их помощью стала очень популярной в последнее время на страницах компьютерной прессы. Интерес подогревается примерами бесплатных или шароварных программ, которые написали программисты-одиночки, но это не помешало таким "шароваркам" приобрести повсеместную популярность. Многие программисты и сейчас задумываются над тем, чтобы открыть "свой персональный" бизнес, однако в первую очередь возникает вопрос: а какую программу писать? Что такое придумать, чтобы пользовалось популярностью за рубежом? На чем можно заработать деньги?

Возможно, на эти опросы поможет ответить интервью с автором популярного каталога программ SoftArea (softarea.ru) Сергеем Миллером - молодым человеком, который живет и работает в Германии.


- Сергей, как ты думаешь, реально ли заработать на "шароваре" программисту-одиночке?

- Реально. Если будет выполнен ряд необходимых для этого условий, самое главное из которых - это полезность программы. То есть люди должны реально нуждаться в этой программе. Если делать программу, которую можно использовать именно как роскошь, а не "средство передвижения", то можно быть уверенным - вы зря потратите время. Люди не покупают красивые календарики, липкие листочки, игрушки, не на ту аудиторию рассчитан такой класс программ. Он рассчитан, скорее, на подростков, денег у которых, как известно, не водится.

Совсем другое дело - написание деловой программы. Например, я заметил, что сейчас набирают большую популярность программы для компьютерных залов. Они следят за временем, которое пользователь провел за компьютером, когда нужно сигнализируют о его истечении, чего-то там запирают и т.д. Цены на такие программы в последнее время либо растут, либо остаются на прежнем уровне, что говорит об их популярности. Также можно заработать на программах для офиса (бухгалтерия, финансы), так как пользователи таких программ - в этом случае, в основном, фирмы, где люди, как правило, деловые и заботящиеся о своей репутации. А борьба с пиратством в последнее время только усиливается. В Германии, например, ни одна фирма (серьезная или несерьезная) не решится использовать ворованный софт.

 

- А станут ли "серьезные люди" использовать такие несерьезные программки, которые непонятно кто написал?

- Вот это очень интересный вопрос. Хотя "непонятно кто" - это слишком грубо сказано, даже у меня в каталоге есть уже довольно известные в своей области разработчики. Я думаю по этому поводу вот что. "Несерьезные", как ты сказал, программы считаются многими таковыми чаще не потому, что они плохие, а потому, что, опять же, как ты и сказал, их разработчик неизвестен. Да, определенный риск есть, хоть и очень маленький. Первое, что я могу себе представить - это то, что у приобретенной вами программы обнаруживается мощный баг, а разработчика и след простыл. Но! Во-первых, появление такого бага само по себе маловероятно, потому что никто непротестированную программу покупать не будет - они же обычно работают некоторое время без оплаты. Во-вторых, для разработчика это означало окончание карьеры под его настоящим именем. Потом он снова стал бы никому неизвестен. То есть такое практически исключено. Другое дело, что уровень технической поддержки может быть не на высоте, так как большинство программистов не имеют офиса и штата из сотни человек. Зато есть и плюсы - например, смехотворная цена. Не могу привести сейчас конкретных примеров, так как не интересовался ценами программ для бизнеса от известных разработчиков, но я просто уверен, что ни в одном магазине вы никогда не найдете даже самую плохую программу по цене ниже $50. А в любом русском каталоге - пожалуйста. Причем многие программы, несмотря на низкую цену, имеют неплохие оценки от самих каталогов и лестные отзывы пользователей.

- Почему ты считаешь, что заработать можно только на деловых программах? А как же различные скринсейверы, desktop themes и т.д.? Мне кажется, в подобных шароварках можно хорошо сыграть на популярности какого-нибудь человека/спортивной команды/события? Настоящие фанаты не пожалеют денег на хороший продукт, даже бесполезный, на первый взгляд... Знаешь ли ты случаи успешных продуктов такого рода?

- В том-то все и дело, что не знаю. Хотя опыт у меня небольшой, и принимать мои слова за эталон не следует. Лично я таких случаев не знаю. Опять же, фаны - это чаще всего 14-летние мальчики и девочки, денег у которых нет. А взрослые люди, которые бы купили что-то подобное, скорее всего, могли бы быть коллекционерами. Тогда да, согласен - коллекционеры иногда совершают настоящие сумасбродства, чтобы внести в их собрание недостающий экземпляр, но много среди нас платежеспособных коллекционеров?

- Кстати, интересно, какие еще направления ты бы выделил?

- Да, я совершенно забыл о таком важном направлении, как компьютерные игры! Вот что действительно может приносить более-менее реальный доход. Однако и тут, к сожалению, не все так просто. Надо помнить, опять же, о том, что конкурент вы относительно той же компании Sierra или ID Software никакой.

Т.е. идеи написать что-то типа трехмерной стрелялки можно смело губить в самом их зарождении. Потому что вы то вложите адский труд, а получится (если получится!) слабенькое подобие безнадежно устаревшего DOOM'а, например. Поэтому под покупаемыми играми можно рассматривать только головоломки, кроссворды, интеллектуальные игры и т.д. Такие игры могут по-настоящему втягивать, "заражать" собой. Ну а играют в них, опять же, не квакеры, а, в основном, взрослые и умные люди.

Также бывают платные игры для детей - тоже очень интересная категория, если разработчику удастся так написать игру, что она по-настоящему будет втягивать ребенка. Посудите сами, как не купить размазывающему слезы по лицу ребенку игру, которая кончилась на третьем уровне, потому что демо-версия?

- Что ж, спасибо за интересный разговор. Успехов тебе и твоему сайту!

- Спасибо. Кстати, с недавнего времени моя бригада состоит теперь не только из одного бригадира - меня, но еще и из редактора.

- А редактору платишь зарплату?

- Конечно!:) Хотя, не поверишь, когда я искал человека на должность редактора, были даже такие, которые хотели работать со мной бесплатно. Говорили, что им просто интересно. Но я же не рабовладелец какой-нибудь.

Беседовал Анатолий АЛИЗАР


Послесловие

Сергей Миллер - лишь один пример того, как человек нашёл своё место за границей и смог начать зарабатывать деньги в своем собственном бизнесе, а не для "дяди Сэма". В то же время не секрет, что белорусские ИТ-специалисты (программисты, в первую очередь) пользуются неплохим спросом на мировом рынке труда, и многие из них все-таки принимают решение уехать на работу за рубеж - в Канаду, США, Германию или даже Южную Корею. При этом зачастую они только в общих чертах представляют условия, в которых придется работать и жить.

Ходят разные слухи о том, что ждет этих людей. Одни говорят, что райская жизнь, другие уверены, что рабские условия контракта. Видимо, правда, как всегда, где-то посередине. В любом случае единственный шанс узнать об истинном положении вещей - послушать, что же говорят сами иммигранты. Мы приглашаем откликнуться всех программистов и специалистов других профессий, которые уехали на заработки в ближнее или дальнее зарубежье либо уже вернулись оттуда. Если наши читатели знают таких людей - пожалуйста, свяжитесь с ними и расскажите о нашем предложении (пусть пишут на alizar@tut.by). Если нужно - мы обязуемся сохранять конфиденциальность тех, кто согласится поделиться информацией о своей жизни и условиях работы за границей.

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

20 за 2001 год

Рубрика: 

Эксклюзивное интервью
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!
 

Комментарии

Аватар пользователя Максимов Андрей
Самое интересное как всегда осталось за кадром. Можно ли узнать, чем именно Сергей Миллер занимается - как именно он продвигает? Что он делает в Германии? Какие программы разрабатывает? У меня у самого есть возможность в Англию уехать. Думаю.
Аватар пользователя Joker
Написано же - он сделал сайт softarea.ru, этим и зарабатывает, и "продвигает". Если очень интересно, можно писать ему на chef@softarea.ru