Фортуна поворачивается к потребителю

Кризис компьютерной индустрии

Многовековое развитие науки выглядит по своим результатам весьма впечатляюще. Человеческий разум не только очень глубоко проник в сущность материи, достигнув уровня элементарных частиц атомов, но и сумел дойти в познании окружающего мира до самых границ Вселенной! Однако эта же самая наука становится попросту невменяемой при объяснении таких общественных явлений, как преступность, насилие, террор, нищета, техногенные катастрофы и т.п., которые не только фактически уничтожают, но и превращают плоды прогресса в свою противоположность. Достаточно наглядно это демонстрирует и история развития компьютерных технологий.

Для чего нужны компьютеры? Ясное дело, для игр и музыки. Кому больше всего нужны компьютеры? Конечно, программистам. Для чего нужны операционные системы? Разумеется, для того, чтобы Билл Гейтс стал самым богатым человеком в мире. Кому нужна глобальная сеть Internet? Понятно, что не только провайдерам, но и хакерам (чтобы воровать деньги из банков и технологические секреты производителей), а также дезинформаторам, мошенникам, создателям вирусов… Кстати! А почему вообще стали возможны компьютерные вирусы, проникающие теперь даже в BIOS? О, святая наивность! Неужели непонятно? Да чем больше создавать человеку проблем, тем больше он заплатит, чтобы от них избавиться!

Благо, что у хакеров нет доступа в область действия естественных законов. Ведь достаточно хотя бы на мгновение отключить, скажем, закон всемирного тяготения, чтобы сравнять с землей всю человеческую цивилизацию. Но это, конечно, слабое утешение. Общество, похоже, настолько уверовало в неразрешимость своих самых насущных проблем, что даже не замечает, как уже наступил тот этап его развития, когда можно было бы хотя бы приступить к их решению. Почему же только сейчас, а не раньше? Ответ достаточно очевиден - общество не появляется на свет в готовом виде, а формируется веками, поэтому все общественные проблемы возникают как результат ошибок в управлении, а избежать их можно только в том случае, когда принятие решений обеспечивает предсказуемые с достаточной степенью точности результаты.

Попросту говоря, нужно сделать (т.е. организовать управление) так, чтобы в нужное время в нужное место поступала требуемая для принятия решений информация. В этом случае "борьба" со следствиями уступит место недопущению причин, а негативные факторы естественного происхождения создают куда меньше проблем, чем люди сами себе. Ясно, что функционирование такой системы без компьютерных технологий невозможно в принципе, поскольку в основе развития любого общества лежит постоянно изменяющееся разделение труда, неизбежно приводящее к увеличению объемов информации для принятия решений, перерабатывать которые может только техника. Но не менее очевидно также и то, что КТ в сегодняшнем их виде не в состоянии поддерживать систему управления, соответствующую потребностям общества (да что там общества, хотя бы маленькой фирмы), поскольку они сами создаются пока еще в условиях натурального хозяйства, когда практически невозможно обеспечить ключевое разделение труда между разработчиками и потребителями КТ.

 

И все же времена, когда производители КТ работали только на формирование и заполнение гигантского по объему рынка, уже прошли и все признаки затяжного и глобального кризиса в компьютерной индустрии, да еще с неутешительными прогнозами, теперь налицо.1 Настала очередь потребителей поиздеваться над производителями, путем хотя бы простого игнорирования их "новейших достижений", поскольку только действительно новые технологии, снижающие издержки у потребителя (а не разоряющие его, как сейчас), создают источник ресурсов, из которого только и можно покрывать все затраты производителей ("КВ" №№33-38, 2000г.). До сих пор компьютерная индустрия была чувствительна, в основном, только к мировым экономическим кризисам, но сегодняшний - это ее собственное детище. Следовательно, решение главной проблемы КТ ("КВ" №№19-23, 2000г.) становится теперь, может быть, самым приоритетным вопросом в повестке дня тех производителей КТ, которые потенциально способны не только преодолеть кризис, но и выйти на качественно новый уровень наукоемкого производства.

Однако для этой цели одного желания производителей явно недостаточно, и без науки здесь никак не обойтись, т.к. собственными силами они могут вырабатывать лишь фирменную идеологию (как, например, MSDN), актуальность которой можно удержать разве что в переходный период, который уже фактически наступил. А вот чтобы столь дефицитные теперь научные знания стали доступны разработчикам и потребителям КТ, нужно как можно быстрее восполнить пробелы и на общеобразовательном уровне, и на уровне прикладных разработок. Информатика должна стать полноценной наукой и, как минимум, дополниться разделами по теории систем ("КВ" №№25-31, 39-40, 2000 г.), а также переработанной на основе новых знаний теории информации.2

Только на такой основе становится реальным осуществление (разработанного еще в 1999 г.) проекта по созданию новых технологий, реализующих возможности вышеназванного ключевого разделения труда. О существовании проекта сообщалось почти год назад ("КВ" №32, 2000г.), но, похоже, что производители КТ еще продолжают свято верить в то, что их багаж знаний позволит им также вольготно развиваться, как и прежде. Возможно, что и сейчас удар стихии показался им не столь уж страшным. Видимо, для убедительности нужно, чтобы тряхнуло более основательно. Если только такие доводы могут оказать воздействие, то можно представить себе, насколько эйфория легких успехов заслонила реальную опасность. А ведь после следующего удара спрос на рынке может упасть настолько, что многие, даже высококлассные специалисты окажутся без работы. В свою очередь, крутая кривая падения производства больно боднёт на обратном витке и потребителя, которому придется из собственного кармана покрывать дополнительные издержки, связанные с частичным разрушением производства во время кризиса.

Традиционная реакция на негативные прогнозы типа: "Нельга нас ужо пужать, мы ўжо пужаные" - лишь содействует тому, чтобы они сбылись. Однако опасны не сами прогнозы, а пренебрежение к ним. Когда о сегодняшнем кризисе говорилось еще год назад ("КВ" №17, 2000 г.), многие также это восприняли скептически. Но, как говорится, вода камень точит, и остается только надеяться, что новости о дальнейшем развитии кризиса уже не прозвучат… как гром среди ясного неба!

Юрий КРАСКОВ,
c_city2000@mail.ru

Все права на публикацию принадлежат автору

1 См., например, В. Демидов "Кризис жанра" - "КВ" №25

2 "КВ" №№18, 24, 41, 43-46, 48-51 - 2000г., №№1-3, 5-6, 8-9, 11-15, 17, 19, 21, 23, 25, 27 - 2001г.

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

29 за 2001 год

Рубрика: 

Новые технологии
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!
 

Комментарии

Аватар пользователя Yuri
А ведь надо быть слепым, чтобы не замечать надвигающийся кризиз компьютерных технологий.

Жаль, что автор в очередной раз ловко уходит от им самим же обозначенного вопроса "Что делать?".

Аватар пользователя As
А тебе дело, злой хацкер типа?

ХА!

Аватар пользователя Yuri
To As

Не хами!

Аватар пользователя Клава
Каша какая-то, а не статья
Аватар пользователя As
2 Юрьев день

Sam Syka

Аватар пользователя Yuri
To As

Укажи свой e-mail, а потом уж ругайся. Сразу видно, что слово "порядочность" не для тебя, - таких пристреливают из рогатки.