Новости


Платить за скачиваемую музыку входит в привычку

Такой вывод можно сделать из исследования поведения пользователей интернета в США, проведенного компанией Ipsos-Insight. Результаты свидетельствуют о том, что около 47% пользователей в возрасте от 12 лет и выше, скачивавших музыку из интернета в декабре, делали это за деньги. Годом ранее этот показатель не превышал 22%. Чаще всего платят за скачиваемую музыку пользователи в возрасте от 25 до 54 лет, хотя эта привычка становится все более распространенной и у молодого поколения.

Авторы исследования отмечают, что впервые число тех, кто пользуется нелегальными P2P-сетями, сравнялось с числом тех, кто предпочитает платить за заказываемую музыку (это составляет около 11% от общего населения США). Заметна тенденция к снижению популярности P2P-сетей в пользу более цивилизованных (по крайней мере, с точки зрения правообладателей) платных музыкальных архивов.


3D-звук в мобильном телефоне

Новая технология, разработанная британской компанией Sonaptic (www.sonaptic.com), позволит снабдить мобильные телефоны и другие портативные устройства эффектом объемного звучания. В основе разработанной Sonaptic технологии лежат принципы психоакустики, науки о природе восприятия звука человеком. Традиционные приемы создания объемного звука опираются на использование большого числа источников звука (колонок), при помощи которых и создается необходимый эффект. Технология Sonaptic учитывает то, как человеческое ухо воспринимает звук, в зависимости от формы и амплитуды звуковой волны, и использует этот эффект для создания объемного звучания при помощи двух небольших динамиков, вмонтированных в мобильный телефон. Уже выпущены рабочие прототипы мобильных устройств, использующих данную технологию. Вполне возможно, что именно эта технология позволит совершить очередную революцию в области "мобильного" звука.

 


Рынок антишпионского ПО набирает обороты

2005 год станет весьма продуктивным для разработчиков антишпионских (antispyware) программ - об этом свидетельствуют результаты исследования Forrester Research. Опрос лиц, принимающих решения по техническим вопросам, проведенный среди 185 североамериканских компаний всех размеров, показал, что 69% крупных компаний собираются приобрести инструменты для борьбы со шпионскими программами в этом году. Компании малого и среднего размера менее охотно выделяют средства на антишпионское ПО, но и здесь процент собирающихся приобрести такие инструменты достаточно велик - такие намерения высказали 53% опрошенных.

Часть опрошенных затруднилась в оценке числа своих компьютеров, павших жертвой т.н. spyware. Их более уверенные в своих словах коллеги назвали цифру 17% - именно столько ПК имели проблемы от несанкционированного проникновения на них шпионских программ. У 80% опрошенных уже используется специализированное ПО для борьбы со spyware, но оно применялось только для устранения последствий, а не в качестве защитной или профилактической меры. Наибольшей популярностью пользуется антишпионское ПО от McAfee и Ad-Aware от LavaSoft. На их долю приходится 42% и 36% рынка, соответственно.


Приобретение ContentGuard под вопросом

Совместное приобретение Microsoft и Time Warner компании ContentGuard, занимающейся разработкой ПО для управления авторскими правами (digital rights management software), снова оказалось в фокусе внимания Европейской комиссии. Вновь приступить к рассмотрению этого вопроса Европейскую комиссию заставило изменение первоначальных условий сделки - в нее включена французская компания Thomson.

ContentGuard - один из крупнейших в мире держателей патентов в области ПО для управления авторскими правами. Такое ПО позволяет защитить произведения в цифровой форме от неавторизованного копирования, предоставляет владельцам права на произведения, возможность зарабатывать на их распространении через интернет. Для Microsoft такое ПО должно стать одним из ключевых компонентов стратегии по превращению ПК в единый мультимедийный центр развлечений.

Внимание Европейской комиссии эта сделка привлекла по вполне стандартной причине - ЕС опасается, что она позволит Microsoft занять доминирующее положение на рынке ПО для управления авторскими правами. Свое решение комиссия должна огласить не позднее 7 апреля.


Назвать стадион своим именем

Возможность назвать бостонский стадион FleetCenter своим именем теперь есть у каждого - серия таких необычных лотов появилась на аукционе eBay. Правда, название стадиона продается лишь на один день (выставлены лоты на период с 16 по 28 февраля, стартовая цена каждого $25). Победитель получает не только право назвать стадион по-своему, но и 4 билета на игру, зарезервированное место на парковке, а также определенное время на трансляцию своего счастливого лица на главном экране стадиона.

Правда, неприличные названия цензуру не пройдут - владельцы стадиона оставляют за собой право отклонить любое предложенное название без объяснения причин. Собранные таким необычным образом деньги отправятся в благотворительный фонд, помогающий детям и неблагополучным семьям Бостона. И денег будет не так уж и мало - лот на 16 февраля ушел с молотка за сумму, превышающую $30 тысяч.


Возраст пользователя ПК можно определить по его руке

Новую методику для определения возраста пользователя ПК разработала израильская компания i-Mature. Предлагаемая ею технология определения возраста получила название Age-Group Recognition (AGR) и основана на ультразвуковом сканировании руки пользователя. Для доступа на сайт, требующий подтверждения минимального возраста, пользователь должен поднести кисть руки под ультразвуковой сканер, который измерит плотность самой длинной косточки среднего пальца и на основе этих данных определит возраст испытуемого.

Разработчики пока не сообщают о том, насколько точен такой метод определения возраста, но заявляют, что их цель - это 100% идентификация двух возрастных групп: детей до 13 лет и взрослых пользователей старше 18 лет. Ультразвуковой сканер можно встраивать в клавиатуру либо использовать в виде отдельного устройства. Его стоимость не должна превысить $25. По планам i-Mature, производство таких ультразвуковых сканеров может начаться уже этим летом. А предлагаться технология будет, в первую очередь, библиотекам и школам, т.е. тем организациям, где предоставляется публичный доступ к интернету и есть необходимость в автоматизированном определении возраста пользователя.


США голосуют за электронные паспорта

Палата представителей Конгресса США проголосовала за принятие билля, вводящего в действие новые требования к паспортам и иным удостоверениям личности, используемым в стране. Новый билль, получивший название Real ID Act, обязует штаты использовать электронные средства для хранения биометрической информации во всех видах официальных удостоверений. Водительские права и прочие удостоверения должны иметь записанную в электронной форме фотографию своего носителя, а также поддерживать возможность автоматизированного считывания (иметь магнитную полосу или RFID-чип). Детальное техническое описание новых требований к используемым удостоверениям должно подготовить Министерство внутренних дел США.

Ожидается, что новые правила позволят повысить эффективность проводимых в стране антитеррористических мероприятий. Кроме того, Real ID Act предусматривает и объединение баз данных, содержащих информацию о водительских удостоверениях, выданных в различных штатах. Должен быть обеспечен доступ не только к информации, наносимой на само водительское удостоверение (фото водителя и стандартные поля), но и к информации о правонарушениях, совершенных держателем удостоверения. Фактически, речь идет о создании единой национальной идентификационной карты (о чем ранее сложно было говорить, так как базы данных отдельных штатов были разобщены).


Skype тестирует голосовую почту

К тестированию нового сервиса приступила Skype, разработчик одноименной программы для голосового общения между компьютерами в интернете, а с некоторых пор и поставщик услуг IP-телефонии. Пока подробности о работе нового сервиса и о стоимости услуг не сообщаются. Известно только, что сообщение будет попадать на компьютер пользователя после прослушивания, а это означает, что Skype придется хранить голосовую почту на собственных серверах.

Правда, на недостаток средств Skype не жалуется - несмотря на то, что финансовая модель Skype довольно существенно отличается от бизнес-планов аналогичных сервисов IP-телефонии, дела компании идут хорошо.

Андрей КОНОНОВИЧ,
andy@kv.by


Гибкий процессор Epson

На конференции по полупроводниковым технологиям ISSCC компания Epson продемонстрировала свои последние достижения в области гибкой электроники. Инженерам Epson удалось сделать целый гибкий 8-разрядный процессор о 32 тысячах транзисторов. Процессор вполне работоспособен и имеет тактовую частоту до 0,5 МГц и напряжение питания от 3,5 до 7 В. Изготовлен он методом лазерного испарения вещества (кремния) на стеклянную подложку через литографические маски с последующим отжигом. В результате на стекле получилась поликристаллическая кремниевая пленка-процессор, которая затем была отделена и перенесена на гибкую пластиковую подложку. Размер процессора составляет 27х24 мм, толщина - 200 нм, а вес - 200 мг. Что интересно, новая технология изготовления в сочетании с асинхронным режимом работы позволили уменьшить энергопотребление схемы на 70%, по сравнению с традиционными процессорами аналогичной производительности, а уровень электромагнитного излучения упал почти в 10 раз. Ну и, естественно, за счет гибкой подложки появились такие плюсы, как возможность придать конечному изделию произвольную форму и повышенная ударопрочность. Epson надеется внедрить новую технологию в производство различной мобильной электроники и, в первую очередь, дисплеев.


Полный цвет в темноте

Как известно, ночью все кошки серы. Причем относится это не только к особенностям человеческого ночного зрения, но и к приборам ночного видения, которые способны отличать только оттенки яркости и выводить картинку либо в серой, либо в зеленой цветовой гамме (это относится и к фотоумножителям, и к тепловизорам). Но вот голландским ученым из лаборатории TNO (www2.tno.nl/tno) удалось разработать технологию, которая позволяет получить полноцветное изображение ночного пейзажа. Правда, речь идет не о принципиально новом приборе ночного видения, а о компьютерной обработке существующего изображения. Идея заключается в том, чтобы создать базу данных типичных сцен и сопоставить оттенкам серого ночной сцены естественные цвета при свете дня. По сути своей, это напоминает процедуру раскрашивания старых черно-белых фильмов или фотографий. Как видно на иллюстрации, задуманное ученым из TNO вполне удалось. Более того, тесты на добровольцах показали, что при использовании такого искусственного раскрашивания картинки люди стали различать объекты намного лучше, чем в обычных приборах ночного видения. Да и уставать от работы новой системой они стали намного меньше. Правда, есть у этой разработки и минус: она будет корректно отображать цвета только в том случае, если они предполагаются в данном типе сцены. Поэтому придется оснастить новые приборы переключателем режимов типа "городской пейзаж", "лес", "пустыня" и т.д. Но сама идея неплохая.


SMS-граффити

Компания Siemens сообщила о разработке любопытной технологии под названием Digital Graffito. Это "цифровое граффити" позволит владельцу мобильного телефона оставлять SMS-сообщения с привязкой к конкретной точке на местности. Причем, система Digital Graffito позволит оставившему сообщение устанавливать круг получателей и расстояние действия сообщения. Также можно будет использовать вместо SMS более продвинутые MMS-сообщения с прикрепленными картинками. Например, экскурсоводы смогут таким образом оставлять метки для туристов, а городские власти смогут пометить различные достопримечательности SMS-сообщениями с подробной информацией. Возможно также использование Digital Graffito для рекламы. Да и просто можно будет оставить для друзей сообщение: "Буду через час" или "Встречаемся здесь". Технических подробностей о технологии пока не сообщается, но понятно, что для ее реализации придется использовать какую-то систему позиционирования пользователей. Либо в телефоны надо будет встраивать GPS-приемники, либо использовать возможности самой GSM (или 3G) связи для поиска абонента. Прототип системы разработан Siemens совместно с университетом Линца, а в коммерческую эксплуатацию Digital Graffito планируется запустить примерно через два года.


Умный проектор

Группа исследователей из Веймарского университета разработала "умный" видеопроектор, способный корректно отображать картинку не только на ровном белом экране, но и на любой поверхности произвольной формы и окраски. В основе системы лежит тот же принцип, что и при съемке объемных изображений. Сперва будущий экран освещается при помощи специального шаблона (так называемое структурированное освещение) и фотографируется цифровой камерой. За счет этого проектор получает информацию о форме экрана и его цвете. А после этого в проецируемую картинку просто вносятся изменения, корректирующие неровности формы и окраски. Таким образом, в качестве экрана теперь смогут служить хоть цветастый персидский ковер, хоть обшарпанный угол бетонной стены, изображенной на фотографии.

Проектор сам скорректирует и геометрические, и цветовые искажения, причем процедура калибровки полностью автоматическая и занимает всего около 30 секунд. Кстати, что интересно, для расчета конечной картинки исследователи использовали стандартную видеокарту nVidia GeForce FX6800 - технология пиксельных шейдеров как нельзя лучше подошла для попиксельной коррекции изображения. О коммерческом использовании технологии речь пока не идет, но встроить в стандартный проектор фотомодуль и графический процессор не так уж сложно. Вполне возможно, что умные проекторы уже скоро появятся в продаже - уж очень удобная получается технология. С подробностями можно познакомиться по адресу www.uni-weimar.de/~bimber.


Panasonic уменьшает матрицы

Компания Panasonic представила на конференции ISSCC свою новую разработку - МОП-фотосенсор с рекордно малым размером пиксела. Размер пиксела удалось уменьшить с 3,1 до 2 микрон, при этом площадь самого светочувствительного элемента, а значит, и его чувствительность осталась прежней. В результате Panasonic удалось вместить на 1/4-дюймовую матрицу 2 мегапиксела вместо одного. Сделано это было за счет уменьшения размера проводников, служащих для съема сигнала (на 40%), а также за счет существенной переделки электронной обвязки пиксела. Если раньше для считывания данных с одного пиксела требовалось 4 транзистора, то теперь 6 транзисторов обслуживают 4 пиксела. Таким образом, Panasonic теперь принадлежит официальный рекорд "миниатюризации фотосенсора.

Константин АФАНАСЬЕВ


Лучше фотография в руках, чем на экране монитора

Похоже, еще не скоро человечество избавится от вороха бумаг на рабочих столах и фотографий, бережно хранимых в толстых фотоальбомах. Даже бурное развитие цифровой аппаратуры в последние годы не может склонить большинство людей рассматривать отснятые фотоснимки на экране мониторов, чему свидетельствует недавнее исследование компании IDC. Полученные данные говорят о том, что 62% опрошенных европейцев отдают предпочтение распечатанным фотоснимкам. И дело не только в традициях - не последнюю роль здесь играет прогрессирующий рынок фотопринтеров, ориентированных на домашних пользователей. Быстро развивается и сегмент портативных фотопринтеров, предназначенных для работы с цифровыми камерами без участия компьютера и поддерживающих стандарт прямой печати PictBridge, а также стандарт беспроводной связи Bluetooth.

По материалам сайта www.idc.com

Юрий ДРОЗДОВ


Биржа разуму не внемлет

Дж. Дойне Фармер с коллегами из Института Санта Фе (Нью-Мексико, США) разработали компьютерную модель, имитирующую поведение биржевых брокеров. Для моделирования они использовали подход "минимально интеллектуальных агентов", т.е. предполагали, что те действуют только на основе общих законов функционирования рынка. В ходе исследований были проанализированы данные за 21 месяц работы Лондонской фондовой биржи. Оказалось, что созданная учеными модель отлично предсказывала два основных биржевых показателя: транзакционные издержки и финансовый риск. При этом результаты оказались независимыми от осознанного поведения брокеров.

Это не означает, отмечают исследователи, что брокеры действуют на бирже совершенно бездумно и делают чисто случайные ходы. Просто биржевая динамика сама по себе мало зависит от стратегического поведения брокеров и сильно зависит от структуры и параметров самой биржевой системы.


Компьютер может не только играть в Го, но и побеждать

Датский исследователь Эрик ван дер Верф из университета Маастрихта создал уникальную компьютерную программу, которая позволяет гарантированно выигрывать партии в упрощенных вариантах одной из древнейших игр человечества - Го. В частности, программа, названная создателем MAGOG, позволяет выигрывать на игровых досках 5x5 стандартной Го и досках 6x6 упрощенной версии Го - Battle Go. А минувшей осенью Верф и его партнеры по команде стали бронзовыми призерами на турнире по Го на доске 9x9, прошедшем в рамках 9-й Компьютерной олимпиады в Израиле.

Го - одна из древнейших игр, созданных гением человека. Как считают специалисты, она появилась в Китае более 4000 лет тому назад и, практически не изменившись, дожила до наших дней, привлекая миллионы поклонников. Ее считают даже более крутой, чем шахматы. Существует древняя пословица: "Рэндзю - занятие простолюдинов, шахматы - удел воинов, Го - игра Богов". Согласно легенде, впервые в Го стал играть в 2300 году до н.э. китайский император, который пытался таким образом обучить своего сына тактике, стратегии и технике сосредоточения. Го - это целая философия, это "путь Го". В нее играл, например, всем известный Конфуций.

В Го играют два игрока на доске 19x19 (в полной версии игры). Каждый игрок стремится окружить определенную территорию камешками своего цвета. Тот, кто захватит больше территории, считается победителем.

Считается, что, в отличие от шахмат, невозможно создать компьютерную программу, которая приводила бы к выигрышу у профессионального игрока в Го в полной версии (19x19), поскольку число всевозможных комбинаций тут едва исчислимо (его сравнивают с числом атомов во Вселенной). Еще в середине 80-х годов прошлого века тайваньский индустриальный магнат Инь Чанг-ки (Ing Chang-ki) учредил премию в размере 1 миллиона долларов тому, кто сможет создать программу, способную обыграть профессионального игрока. Так что игра явно стоит свеч.

Ван дер Верф в программе MIGOS использовал поисковую стратегию, подобную применяемой в шахматных программах и позволяющую просчитывать несколько ходов вперед. Но для игры в Го ее одной недостаточно для достаточно глубокого анализа возможных позиций. Поэтому ван дер Верф дополнил ее возможностями самообучения типа тех, что применяются при распознавании сложных образов. И, как результат, его программа уверенно побеждает в Го на игровой доске 5x5. Это, конечно, не 19x19, но уже кое-что.

Подробнее с Го можно познакомиться, например, на сайтах: go.hobby.ru, goama.upstream.ru, sibgo.narod.ru и др.

Сергей САНЬКО


Microsoft стесняется

Как известно, недавно Microsoft открыла исходные коды некоторых своих продуктов. Руководство настаивает, что нужно открыть еще больше исходников, но внутри компании разгорелись жаркие споры на этот счет.

Издание TechWorld сообщает, что речь идет об исходниках Windows Forms, части платформы .NET Framework. Разработчики используют этот компонент для создания собственных приложений, и доступ к исходному коду значительно облегчил бы им задачу. Однако тут возникла проблема. Как написал в своем блоге менеджер проекта Шон Бурк (Shawn Burke), он хотел бы открыть исходники Windows Forms, но это проблематично из-за проблем с авторскими правами, а также потому, что там повсеместно встречаются "неуместные комментарии".

Остается только догадываться, что это за "неуместные комментарии". Зато теперь понятно, почему публикации исходных кодов яростно сопротивляются некоторые разработчики Microsoft - видимо, авторы этих самых комментариев.


Искусственный интеллект читает мысли

Загадайте любой объект (это должно быть слово на английском языке) и зайдите вот по этому адресу: y.20q.net/anon. Как только вы это сделаете, искусственный интеллект мощнейшей нейросети начнет свою работу.

20Q.net - это эксперимент в области искусственного интеллекта. Система задает наводящие вопросы и таким образом угадывает, какой предмет вы загадали. Это вариант старой игры "20 вопросов", но только с применением современных нейросетевых технологий, которые обучаются с каждой игрой.

В отличие от классической игры, здесь максимальное количество вопросов составляет 30. Можно давать не только категоричные ответы, но и относительные, например, "может быть", "обычно", "частично" и т.д. Если выбрать "неизвестно", то вопрос заменяется, а ответ не сохраняется в базе знаний.

На первой же странице игры система дает несколько подсказок относительно тех слов, которые можно загадать. Здесь говорят, какие слова разгадываются очень быстро (мобильный телефон, персональный компьютер, человек и телевизор), какие вызывают наибольшие сложности (например, альпеншток или винторогая антилопа), в каких словах искусственному интеллекту хотелось бы еще попрактиковаться с вашей помощью.

Сразу предупредим, что легкие слова нейросеть щелкает в два счета (если вы правильно отвечаете на вопросы, разумеется). Но если тщательно подобрать слово, то можно даже выиграть у компьютера. Хотя это очень трудно.

Анатолий АЛИЗАР

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

07 за 2005 год

Рубрика: 

С миру по байту
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!