Муз-софт. Май 2005

Весна этого года оказалась периодом перелома на рынке звукового ПО. Появился качественный дешевый и современный мультитрек Mackie Tracktion 2, о котором мы уже писали. Он и составит в ближайшем будущем жесточайшую конкуренцию брэндовым разработкам. Достаточно удивительно повела себя компания Sony. Не появившись на Musikmesse 2005 в начале апреля, все свои усилия данная компания направила на подготовку к NAB Show 2005. Причем они объединили новую версию Vegas и DVD Architect, сконструировав тем самым одно из самых мощных современных средств для создания DVD. Новая версия Vegas была последней в линейке программных продуктов от Sony, в котором была реализована поддержка стандарта VST для звука. Причем Sony удивила еще и тем, что выпустила серию плагинов для работы с 5.1, включая мастеринг-процессор WaveHummer Surround.

Если смотреть на развитие данной продукции, то Sony удалось полностью обновить все свои продукты буквально за полгода, хотя раньше на апгрейд ACID, Vegas и Sound Forge уходило по несколько лет. Такая спешка оправдана тем, что рынок начал серьезно меняться, и, если бы Sony не перешла на быстрый темп работы, она могла бы проиграть во всех занятых нишах. Но новые ACID, Vegas и Sound Forge оказались сильно недоработанными. Например, Vegas 6.0 появился 19 апреля, Vegas 6.0а с множеством исправлений - 20 апреля. 22 мая вышли апдейты ACID 5.0b, Vegas 6.0b и Sound Forge 8.0a. Ошибок исправлено очень много, и перечисление всех "багов" могло бы занять половину полосы этой газеты.

И тут, как всегда в таких случаях, возникает резонный вопрос: зачем выпускать и продавать неисправные продукты? Если бы пользователь купил холодильник, и в нем не работала бы дверь, и производитель объявил, что он устранит этот "баг" в течение полугода, вряд ли кто-то согласился бы приобретать такую продукцию. Даже мудрецы из Steinberg не делают таких спешных "выпусков", как это получается у Sony.

Что касается Steinberg, то с этим именем связаны появившиеся в последнее время некоторые слухи. Речь идет о все тех же USB-ключах, содержащих встроенный DSP, который невозможно сломать. Не так давно кракерское сообщество H20 распространило информацию, что НЕ ломать эти ключи у них попросили сами Steinberg. В принципе, в данную информацию верится с трудом. Во-первых, H20 - это не единственное подобное объединение в мире, а во-вторых, Cubase SX 3 и Nuendo 3 так и не взломали.

Ну и напоследок расскажем об очень интересной новинке от WaveArts.

 


3D-панорама от WaveArts Panorama

Да, довольно славные были времена, когда появилось и начало свое внедрение понятие 3D-звука. Оно было настолько модным и востребованным, что научные исследования, что называется, "с пылу, с жару", сразу же переходили в практическую область. Не успевали появляться научные доклады и результаты опытов, как тут же возникали программы или устройства, говорящие о новейших достижениях в области обеспечения трехмерного звука.

Компания WaveArts была образована в 1998 году доктором физики Вильямом Гарднером (William Gardner) такого замечательного учреждения, как MIT Media Lab. В рамках Массачусетского Технологического Института (MIT) проводилось множество опытов, касающихся изучения объемного звукового восприятия человека. На базе эмулируемых бинауральных моделей было найдено множество формул и алгоритмов, которые впоследствии легли в базис такого понятия, как современная эмуляция 3D-звука. Помимо этого, были разработаны уникальные алгоритмы реверберации, звукового анализа и синтеза. WaveArts можно условно считать правопреемником MIT Media Lab, и среди сегодняшних ее клиентов есть такие имена, как Analog Devices, Creative Labs, Denon, Intel, Lexicon, Media 100, Motorola, Teradyne и Texas Instruments.

Примерно в середине 90-х прошлого века WaveArts совместно с HMI выпускает продукт InMotion 3D (5.1), который позволяет создавать целые объемные картины вокруг слушателя, причем включающие движущиеся объекты. Под своим брэндом компания выпускает DX-плагин WaveSurround, который позволяет создавать объемный звук в рамках обычных стереосистем.

После этого компания достаточно уверенно продвигается вперед, выпуская ревербератор MasterVerb DX, отличающийся уникальной мягкостью и прозрачностью звука. Некоторое время DirectX-плагин MasterVerb остается практически не замеченным, но потом на него обращают внимание маститые профессионалы, которые впоследствии не то что стали использовать эту программу, но и приняли участие в создании новой базы пресетов для нее.

Далее компания WaveArts добавила в свой арсенал устройства динамической обработки и эквалайзеры и занялась выпуском гибридов. Не так давно все семейство плагинов было объединено в комплект Power Suite.

И вот, май-2005 - появляется новая программа Panorama - бинауральный эффект-процессор для создания 3D-звуковых сцен.

Она включает:

  • возможность позиционирования и перемещения объектов по трем осям;
  • функцию HRTF (Head Related Transfer Function) для достижения естественного бинаурального эффекта;
  • использование "точек" реверберации и дистанции;
  • возможности управления размерами помещения, а также свойствами материалов стен, пола и потолка;
  • интегрированный эффект Допплера;
  • автоматизированный режим при создании движущихся объектов;
  • возможность прослушивания 3D-картины на обычных стереоколонках - удаление перекрестных каналов.

Общие впечатления от программы очень хорошие. Для тех, кто знаком с предыдущей surround-продукцией WaveArts, а также с программой InMotion, открытий не будет. Хотя, стоит отметить низкую загрузку CPU, поддержку всех современных стандартов (VST, DX, AU, MAS...), а также то, что trial-версия Panorama полнофункциональна в течение 30 дней. Ее можно скачать по адресу www.wavearts.com/downloads.html.

Кристофер,
christopher@tut.by


Звуковые примеры WaveArts Panorama...

Для наушников:

вертолет вокруг (www.wavearts.com/sounds/PanoramaDemos/ Helicopter%20Circling%20(headphones).mp3),

вертолет вверх-вниз (www.wavearts.com/sounds/PanoramaDemos/ Helicopter%20UpDown%20(headphones).mp3),

сцена сражения (www.wavearts.com/sounds/PanoramaDemos/ War%20(headphones).mp3),

музыкальная тема (www.wavearts.com/sounds/PanoramaDemos/ RockMixHeadphones.mp3).

Для колонок:

вертолет вокруг (www.wavearts.com/sounds/PanoramaDemos/ Helicopter%20Circling%20(speakers).mp3),

вертолет улетает (www.wavearts.com/sounds/PanoramaDemos/ Helicopter%20Flyby%20(speakers).mp3),

сцена сражения (www.wavearts.com/sounds/PanoramaDemos/ War%20(speakers).mp3),

музыкальный фрагмент (www.wavearts.com/sounds/PanoramaDemos/ RockMixSpeakers.mp3).

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

22 за 2005 год

Рубрика: 

Multimedia
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!