"Растроение" Nokia

На минувшей неделе лидер рынка мобильных телефонов - финская компания Nokia - огорошила общественность известием о том, что с 1 января 2008 года в компании будет проведена реструктуризация, в результате которой Nokia разделится на три части. Причем прагматичные скандинавы все предусмотрели заранее: между новыми подразделениями уже распределены направления деятельности, производственные мощности, финансы и персонал; также назначено и руководство. Интересно, что обычно подобные метаморфозы происходят по решению суда и/или антимонопольных органов, которые решают разделить того или иного промышленного гиганта на части в целях обеспечения свободной конкуренции. Но в данном случае решение о "расстроении" принималось руководством самой Nokia исключительно с целью оптимизировать работу концерна и еще более увеличить занимаемую долю рынка.

Итак, новообразованные подразделения будут называться Devices, Services & Software и Markets. Первое подразделение займется разработкой устройств; второе - созданием интернет-сервисов, корпоративных решений и программного обеспечения. Соответственно, подразделению Markets будет поручено управление рекламными кампаниями, каналами сбыта и продажами. Отдельно будет существовать специально создаваемый Центр разработок (Chief Development Office). Его сотрудники займутся стратегической оптимизацией и оперативной поддержкой взаимодействия каждого подразделения с исполнительным директором.

Что касается топ-менеджмента, то подразделение Devices возглавит Кай Ойстамо, который в настоящее время является руководителем Mobile Phones Business Group. Во главе Services & Software станет Никлас Сэвэндер - на данный момент руководитель Technology Platforms. Подразделение Markets возглавит Энсси Ваньоки, который для этого уйдет из Multimedia Business Group. Руководителем Центра разработок станет Мэри МакДауэлл.

Реструктуризация затронет также финансовые потоки внутри компании и ее бухгалтерскую отчетность. С 1 января 2008 года Nokia будет отчитываться отдельно по устройствам и услугам и отдельно по деятельности совместного предприятия с германской Siemens (Nokia Siemens Networks). Компания намерена отчитываться каждый квартал и ежегодно.

О причинах, которые побудили самого успешного производителя мобильников пойти на столь радикальные реформы, сейчас говорят разные вещи. Но большинство обозревателей приняло точку зрения руководства концерна: Nokia сможет эффективнее управлять своей продуктовой линейкой, инвестициями и деятельностью, в целом (это касается разработки продуктов и маркетинга). Также должно сократиться время выхода устройств на рынок. А вот о чем не говорят: в самом начале нынешнего года крупнейшие азиатские производители - LG и Samsung - приняли новые стратегии развития, причем похожие друг на друга как две капли воды. В обоих документах говорится о том, что рынок мобильников в развитых странах, да и не только там, уже достиг точки насыщения (сотовых телефонов в мире сейчас больше, чем ПК). А потому в ближайшие несколько лет самыми перспективными и прибыльными будут рынки стран "третьего мира", где наибольшим спросом станут пользоваться бюджетные модели телефонов. Соответствующим образом будет перестроена и производственно-сбытовая политика LG и Samsung. А теперь мы наблюдаем аналогичные реформы и "в исполнении" Nokia.

 

Исполнительный директор Nokia Олли-Пекка Калласвуо сказал журналистам: "Объединение мобильных телефонов и интернет-индустрии открывает для нас новые возможности роста. Потребность в устройствах с богатыми мультимедийными возможностями заставляет нас проводить все эти изменения. Мы надеемся, что данная реорганизация позволит нам повысить эффективность наших вложений и работы в целом". Как видим, в официальных высказываниях топ-менеджеры Nokia пока стараются избегать упоминания дешевых моделей для "третьего мира", хотя всем известно, что концерн их активно разрабатывает.

Справка "КВ": По статистике, уже много лет подряд Nokia является крупнейшим производителем сотовых телефонов. В 2006 году компания продала по всему миру более 340 млн. устройств, заняв долю рынка в 34,1%. В настоящее время Nokia состоит из ряда подразделений, которые занимаются созданием бюджетных моделей, корпоративных решений; есть отдел по разработке сотовых телефонов с улучшенными камерами и музыкальными плеерами.

Виктор ДЕМИДОВ

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

27 за 2007 год

Рубрика: 

Brand name
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!