Программирование - это еще и творчество

Сейчас, когда программисты ищут то место работы, где будут платить всё больше и больше, как-то отошло на второй план понятие "интересный проект". Но ведь программирование - это не только способ заработка денег, но ещё и творчество. Или уже нет?..

Если вы спросите программистов, почему они избрали именно такую профессию, то вряд ли услышите в ответ, что им не давали спокойно спать мысли о миллиардах Гейтса, Джобса и иже с ними. Как правило, те, кто живёт только мыслями о финансах, выбирают себе другую профессию, связанную с деньгами самым непосредственным образом - скажем, банкира. А вот большая часть тех, кто решил связать свою жизнь с компиляторами и отладчиками, сделали это именно потому, что им на момент выбора профессии было просто интересно возиться с компьютером и нравилось программировать. Но, конечно же, есть среди программистов и те, кто пришёл в профессию именно за длинным рублём - и благодаря достойным заработкам их становится всё больше.

Тенденция, что и говорить, не вселяет оптимизма. Ведь желающие хорошо заработать в прибыльной сфере зачастую не имеют достаточных навыков в сфере самого программирования и, что самое главное, не имеют ни малейшего желания повышать свой уровень. Именно те люди, которые пришли в индустрию создания программного обеспечения не по призванию, явились во многом причиной распространения такого явления, как "быдлокодерство" - то есть написание стабильно некачественного программного кода. Рискну предположить, что именно эти люди являются также и причиной низкого качества многих современных приложений, ведь они пишутся такими "специалистами", которые не сильно озабоченными ни вопросами удобства пользователей, ни безопасностью получающихся в итоге приложений.

Но самый большой урон, наносимый подобной категорией программистов, состоит, если можно так выразиться, в уводе с пути истинного тех, кто является программистом по призванию. Что я имею в виду? Всё просто. Программист по призванию, как истинный творец, наслаждается плодами своей работы только тогда, когда работа соответствует его собственным представлениям о прекрасном. У хороших программистов представления эти более-менее схожи - именно они и называются "элегантными решениями" и "красивым кодом". Те, кто пошёл в программисты не по зову души, а в погоне за деньгами, не терзаются вопросами оптимальной реализации того или иного тонкого момента в программе и уж точно не станут заниматься такой ерундой, как переделывание работающего, но плохо читаемого кода. Человек, как известно, животное стадное, а программисты - тоже люди. Если в программистском коллективе преобладают именно недопрограммисты (а о том, почему они там обычно и преобладают, дальше), то и настоящие программисты (т.е. первоклассные спецы) начинают чувствовать себя неуютно и в конечном итоге потихонечку скатываются до уровня своих не испытывающих восторга от программирования коллег.

Парадокс ситуации заключается в том, что в настоящее время творчество в индустрии программирования не слишком приветствуется. Поскольку разработку программного обеспечения часто сравнивают со строительством зданий, я тоже воспользуюсь этой аналогией. Много ли творчества требуется от каменщика, штукатура, маляра и других специалистов, занятых непосредственно на стройке? В принципе, даже от прораба каких-либо творческих усилий не требуется. От людей ждут только исполнительности и добросовестности, - именно от них и зависит, в конечном итоге, качество возводимого здания. В индустрии программирования ситуация такова, что возведением типовых зданий занимаются, в основном, люди с архитектурным образованием - считается, что специалисты без оного не смогут полноценно участвовать в строительстве. Однако креативность со стороны этих архитекторов почему-то категорически не приветствуется. Руководитель считает так: если бетонщик начал креативно подходить к подготовке раствора, экспериментируя с пропорциями песка и цемента, вряд ли это приведет к улучшению качества дома, который должен получиться в итоге. Аналогично и в индустрии программного обеспечения - есть отработанная технология, по которой, как многоэтажки в спальных районах, штампуются программные продукты, и если креативность исполнителя мешает этой технологии, то исполнителю лучше засунуть эту креативность подальше.

 

К сожалению, творчество и технология - это два полюса в индустрии программирования, и смешивать их в каких-либо пропорциях приходится в каждом проекте. Поскольку типовых многоэтажек нужно больше, чем вилл по индивидуальным проектам, технология пока что берёт верх над творчеством. Если не в качественном, то, в количественном плане, а потому программирование становится всё менее творческой специальностью, и проникновение в отрасль людей, которых интересует не столько сам процесс написания программ, сколько сумма, указываемая в бухгалтерской ведомости в конце месяца, - явление вполне закономерное. И в таких людях заинтересованы работодатели, поскольку с ними меньше проблем и забот. Ну и ладно, что не смогут они создать выдающийся программный продукт - на самом деле выдающиеся продукты никто заранее и не планирует как выдающиеся, да и вообще... "Таити, таити... Не были мы ни на какой Таити, нас и здесь неплохо кормят!".

В общем, как говорится, что естественно, то не безобразно... Креативность программистов выплёскивается в потрясающие open source-продукты, создаваемые не для денег, а для души, и, в принципе, индустрия и пользователи практически ничего не теряют от такого положения дел. А вот менеджерам стоило бы и задуматься: возможно, использование архитекторов на месте каменщиков - не самый лучший путь к высоким прибылям?

Вадим СТАНКЕВИЧ,
dreamdrusch@tut.by

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

33 за 2008 год

Рубрика: 

Размышлизмы
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!
 

Комментарии

Аватар пользователя Логик
Пересмешник: Актерская игра - это еще и творчество

Сейчас, когда актеры ищут то место работы, где будут платить всё больше и больше, как-то отошло на второй план понятие "интересный фильм, спектакль". Но ведь актерская игра - это не только способ заработка денег, но ещё и творчество. Или уже нет?..

Если вы спросите актеров, почему они избрали именно такую профессию, то вряд ли услышите в ответ, что им не давали спокойно спать мысли о миллионах Брюс Уиллиса, Джонни Деппа и иже с ними. Как правило, те, кто живёт только мыслями о финансах, выбирают себе другую профессию, связанную с деньгами самым непосредственным образом - скажем, банкира. А вот большая часть тех, кто решил связать свою жизнь со сценой и софитами, сделали это именно потому, что им на момент выбора профессии было просто интересно возиться с костюмами и нравилось декламировать. Но, конечно же, есть среди актеров и те, кто пришёл в профессию именно за длинным рублём - и благодаря достойным заработкам их становится всё больше.

Тенденция, что и говорить, не вселяет оптимизма. Ведь желающие хорошо заработать в прибыльной сфере зачастую не имеют достаточных навыков в сфере самой актерской игры и, что самое главное, не имеют ни малейшего желания повышать свой уровень. Именно те люди, которые пришли в индустрию создания кино не по призванию, явились во многом причиной распространения такого явления, как "мыльная опера" - то есть съемка стабильно некачественного кино. Рискну предположить, что именно эти люди являются также и причиной низкого качества многих современных фильмов, ведь они пишутся такими "артистами", которые не сильно озабоченными ни вопросами эстетики кино, ни духовностью получающихся в итоге фильмов.

Но самый большой урон, наносимый подобной категорией артистов, состоит, если можно так выразиться, в уводе с пути истинного тех, кто является артистом по призванию. Что я имею в виду? Всё просто. Артист по призванию, как истинный творец, наслаждается плодами своей работы только тогда, когда работа соответствует его собственным представлениям о прекрасном. У хороших артистов представления эти более-менее схожи - именно они и называются "элегантными решениями" и "красивым видом". Те, кто пошёл в артисты не по зову души, а в погоне за деньгами, не терзаются вопросами правдивой реализации того или иного тонкого момента в фильме и уж точно не станут заниматься такой ерундой, как пересъемка фильма. Человек, как известно, животное стадное, а артисты - тоже люди. Если в артистическом коллективе преобладают именно недоартисты (а о том, почему они там обычно и преобладают, дальше), то и настоящие артисты (т.е. первоклассные спецы) начинают чувствовать себя неуютно и в конечном итоге потихонечку скатываются до уровня своих не испытывающих восторга от игры коллег.

Парадокс ситуации заключается в том, что в настоящее время творчество в киносъемке не слишком приветствуется. Поскольку съемку кино часто сравнивают с программированием, я тоже воспользуюсь этой аналогией.

...

Далее по тесту... ;-)

Аватар пользователя Вадим Станкевич
:))))

Только к чему это?

Аватар пользователя Логик
>В индустрии программирования ситуация такова, что возведением типовых зданий занимаются, в основном, люди с архитектурным образованием - считается, что специалисты без оного не смогут полноценно участвовать в строительстве. Однако креативность со стороны этих архитекторов почему-то категорически не приветствуется...

И тут вспомнилась мне легенда: Давным давно, когда СССР уже распался и на просторы СНГ пришел интернет, заказали иностранцы в далекой Сибири (типа в Новосибирске) разработать софт (типа на C++) для какой-то их, забугорской системы. Прислали по почте электронной требования (типа постановка задачи) и уже по обычной почте - договор бумажный. Типа - вы нам софт через месяц, от силы 2 месяца, а мы вам доллары зеленые за это. По рукам вдарили и ... понеслась работа.

Прошел месяц, прошло два. Софта нет и почта молчит... Ждали иностранцы еще месяц и перезаказали софт то ли в Индии, то ли в Венгрии.

Через 6 (шесть) месяцев пришел софт из далекой Сибири (типа из Новосибирска). Это был не просто софт - это был ФРЕЙМФОРК (типа все большими буквами и надо писать). - Мало того, что этот ФРЕЙМФОРК обеспечивал то, что просили иностранцы, но он позволял решать и все аналогичные (близкородственные) задачи! Там был и новый язык для этого разработан (типа минимального бейсика) - для постановки, решения и оптимизации целого класса задач близкородственной тематики!

Но вот денег, иностранцы, зеленых долларов, так в далекую Сибирь и не прислали. - Зажилили, наверное, типа?! :-)

А ФРЕЙМФОРК потом, через годы, переписали на Java и выложили на оупенсорсном сайте проектов. Где он и сейчас есть. И развивается. Или не развивается - но это уже другая история... ;-)

Аватар пользователя Логик
Вадим Станкевич >Только к чему это?

Типа юмор. ;-)

Ну и типа, не все равно кто ты, по профессии, актер, программист или строитель... все едино. ИМХО

Аватар пользователя Eugene
Описаные в статье проблемы имеют к отрасли прораммирования лишь косвенное отношение. Рвачество, погоня за длинным рублем -- это более глобальные проблемы белорусской действительности. И существуют они абсолютно на всех уровнях. Поэтому выздоровеет общество, будет и здоровая отрасль производства SW. Будет поощряться творчество и будет качество.
Аватар пользователя Glen
"потрясающие open source-продукты "

У меня есть мнение, что высокое качество НЕКОТОРЫХ из таких продуктов объясняется тем, что на их создателей изначально не давили рыночные требования и график выпуска. Тот же Linux только через 3 года получил версию 1.0 - программисты сидели себе и не торопясь 'вылизывали'. Они имели роскошь отрабатывать таткие детали, которые при обычной коммерческой разработке вынуждены бы были опустить из-за нехватки времени. А вот с конца 90-х Linux стал обычным коммерческим продуктом со своими графиками выпуска, и теперь его разработка в принципе ничем не отличается от разработки Windows.