Аудио для DVD

Если говорить просто, то CD с его стандартами достаточно сильно "заштамповал" пользовательское восприятие. Информированность о DVD часто оставляет желать лучшего. Многоканальность почему-то относят к чему-то сверхпрофессиональному. Также многие считают, что стандарт Красной книги (16 бит, 44.1 Кгц, стерео), предусмотренный для аудио CD, описывает оптимальный вариант звукового качества. Это уже если не говорить о заблуждениях, что CD-диски со временем не портятся, не стареют и не подвержены механическим воздействиям. Сегодня мы рассмотрим специализированное ПО, предназначенное для работы со стандартами DVD Audio и не только.

Для начала рассмотрим вопросы автоматизации переноса домашней фонотеки, которая хранится на множестве CD. У нас стоит задача переписать всё на DVD Audio, при этом необходимо создать меню для быстрой навигации, которое будет открываться при загрузке диска в бытовой DVD-плеер. Конечно, всё это можно произвести в дорогих специализированных пакетах, например, от Corel Ulead и Sony Software, плюс это позволяют сделать добавочные модули в профессиональных звуковых редакторах, но... есть и более простые варианты. Смотрим...


Audio DVD Creator

www.audio-dvd-creator.com

Очень удобная небольшая программа, рассчитанная на поэтапное действие по шести шагам. Сперва вы определяетесь с тем, что хотите создать - DVD Audio или CD Audio, и указываете это. Следующим шагом нужно определиться со стандартами аудио. Дело в том, что DVD Audio как таковой не имеет строгой привязки к характеристикам, то есть, один из распространённых вариантов - 24 бита 192 КГц (кстати, может не поддерживаться некоторыми DVD-плеерами, что также нужно учитывать). Среди основных стандартов - AC3 (стерео или 5.1) и PCM. Что касается последнего... Современный стандарт цифрового аудио подразумевает 16 бит/48 КГц, но все аудио CD-диски сделаны по Красной Книге, то есть 16/44,1. Некоторые mp3-файлы, которые готовятся для продажи в Интернете, имеют частоту дискретизации 48 КГц. То есть, тут вам нужно строго определиться с форматом, потому как переход на другие частоты дискретизации всегда связан с конвертацией, а хороша она или нет, большей частью зависит от алгоритма. В рамках PCM вам предлагается несколько стандартов вплоть до 24/96. Поскольку мы говорим о PCM, то подразумеваем только стерео (как частный случай, может быть моно, но здесь такой режим не предусмотрен). В этом же окне второго шага вы определяетесь с телевизионным (видео) стандартом - NTSC или PAL. Отличий между ними много. Это касается и частоты смены кадров, и расчёта цветов. В Европе и у нас распространён PAL, поэтому выбираем его.

 

После этого вы выбираете тему заставки, которая будет выводиться на экран телевизора при загрузке диска в DVD-плеер, и переходите к следующему шагу - загрузке композиций в проект. Это можно сделать как напрямую с аудио CD, так и непосредственно загрузив файлы из папок. Следующим шагом идёт отладка готового проекта, есть возможность прослушивания, а после вы можете либо прожечь DVD, либо создать его виртуальный прототип на жёстком диске.

В результате мы получаем преимущества:

  • Создание из 5 или 6 CD одного DVD с таким же цифровым качеством.
  • Создание DVD Audio из большого количества аудиофайлов.
  • Автоматическое создание меню.
  • Выходной формат соответствует основным стандартам DVD-видео, то есть созданные DVD вы можете слушать на всех бытовых DVD-плеерах.
  • Аудио CD можно перегонять в WAV, то есть программа работает как CD-риппер.
  • Импорт Windows Media Format (.wma, .wmv, .asf), Real Media (.rm), OGG, FLAC, AC3 и AVI-файлов через фильтры DirectShow. Качество аудио для PCM вплоть до 24/96.
  • Всё можно сохранять в виде файлов проектов, которые можно редактировать и т.п.
  • Высокая скорость создания. То есть, на DVD Audio в рамках PCM-формата все действия у вас займут не более получаса, для AC3 - несколько часов.
  • Импорт файлов AC3 5.1 или AC3 2.0 и их экспорт на DVD без потерь в качестве.
  • Матричный микшер для преобразования 2.0 в 5.1.

Но зачастую действия по созданию DVD этим не ограничиваются. Очень часто пользователи сталкиваются с проблемой, когда нужно перевести 5 или 6 аудиоканалов, имеющихся в виде отдельных файлов, в один из цифровых многоканальных стандартов (в те же AC3-файлы). Ситуации бывают разные. Например, кто-то написал сам музыку и сделал её для 5.1, но программа не позволяет делать дальнейшие преобразования. А кто-то произвёл capture со звукового многоканального трека кино/концерта в режиме реального времени, получив тем самым пять или шесть каналов в виде отдельных аудиофайлов. Возьмём что-нибудь попроще.


Minnetonka Audio Software SurCode

www.minnetonkaaudio.com

SurCode представляет собой множество программных оболочек, предназначенных для конвертации файлов во все известные цифровые стандарты многоканального аудио. Принцип действия предельно прост: вы загружаете монофайлы wav или aiff для каждого из каналов, указываете частоту дискретизации и нажимаете кнопку Encode, получив тем самым необходимый файл (например, AC3). SurCode работает только в режиме кодирования, декодирование вы сделать не сможете.


BeSweet

dspguru.doom9.net

Программа BeSweet принадлежит к классу так называемых транскодеров. То есть, с её помощью можно производить любые взаимообратные преобразования со стандартами MP3, AC3, WAV, MP2, AVI, Aiff, VOB, Ogg Vorbis. Хотя слово "взаимообратные" весьма условно, потому как в процесс могут включаться деструктивные изменения, такие, как нормализация, компрессия, алгоритм ресэмплинга и так далее. В принципе, BeSweet можно считать практически профессиональным решением, потому как в программе имеется множество уникальных настроек и пресетов, например, связанных с изменением видеостандарта, частоты дискретизации, кодирования только выбранной части и так далее, причём в качестве кодеров используются широко известные (например, Lame). Отдельно стоит сказать и о возможности переконвертации многоканальных форматов, получения того же OggVorbis 5.1.

То есть можно полноценно кодировать звуковые треки для DVD, SVCD, VCD, AVI, OGM, транскодировать аудио для подготовки к созданию DolbyDigital CD.


В завершение

Среди всего прочего можно рекомендовать и более продвинутые в профессиональном сегменте связки, например, Sony Vegas (при наличии нужных кодеков) и Sony DVD Architect. В этом случае выигрыш получается в силу предельно понятного интерфейса.

Сами кодеки, особенно если мы говорим о коммерческих Dolby, дороги, поэтому могут встраиваться в большинство ПО только опционально. В таком случае программы вам просто выдают выход из 6 отдельных треков, которые нужно будет переконвертировать впоследствии.

Кристофер,
christopher@tut.by

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

04 за 2009 год

Рубрика: 

Multimedia
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!