Первый обзор года

Итак, год начался. Поздравляю. Теперь попытаемся разобраться, что может ожидать мировой IT-бизнес в 2010 году. Ведь принято считать, что кризис закончился или, как минимум, заканчивается. Значит, предстоит возвращаться к показателям середины 2008-го.

С самого начала предположу, что основной тенденцией в IT-индустрии 2010-го станет привлечение инвестиций. Ведь для роста, прежде всего, нужны деньги. Эксперты уже предсказали: количество денег, которые будут привлечены через первичное размещение акций на бирже (IPO), в следующем году вырастет в три раза. Судя по всему, больше всего денег привлекут интернет-сервисы и популярные социальные сети. Попросту говоря, ждем IPO Facebook, LinkedIn и Twitter. Последний, кстати, рассчитывает привлечь около $1 млрд.

Для сравнения: в 2009 году суммарный объём средств, которые были привлечены в одних только США в ходе первичных размещений акций, составил порядка $15,2 млрд. По прогнозам аналитической компании Barclays, в 2010-м этот показатель может достигнуть $50 млрд. Конечно, многое будет зависеть от цен на нефть и объема государственных инвестиций в развитие новых технологий.

Напоследок замечу, что в последние месяцы индекс Nasdaq более-менее уверенно растет. А значит, получить инвестиции будет вполне реально.

Вторая важная тенденция - это то, что IT-гиганты заметно диверсифицируют свою деятельность. Судя по всему, главная причина этого - желание застраховать свой бизнес от новых кризисных потрясений. И вот тому пример. Компания Apple покупает оператора мобильной рекламы Quattro Wireless за $275 млн. На практике это означает, что Apple хочет стать непосредственным конкурентом Google на этом рынке. В ноябре 2009 года Google купил оператора мобильной рекламы AdMob. Сумма той сделки составила $750 млн. Неужели две столь разные компании собираются конкурировать на одном, новом для них рынке? Судя по всему, да.

 

А вот другой пример диверсификации. Компания Google уже какое-то время имеет свой малоизвестный филиал Google Energy. И вот теперь она подала заявку в Федеральную комиссию по энергетическому регулированию США (FERC) на получение лицензии для работы в энергетическом бизнесе, включая торговлю электроэнергией. Вы ожидали чего-то подобного? Я тоже нет.

Как говорит представительница Google Ники Фенвик, получив лицензию, компания сможет сэкономить собственные энергоресурсы. Также Google Energy предполагает заняться вопросами альтернативной и возобновляемой энергетики.

Интересный момент: как заявил исполнительный вице-президент Yahoo! Дэвид Диббл, его компания также изучала возможность выйти на рынок торговли электроэнергией. Однако впоследствии она посчитала это нерентабельным. Впрочем, уточняет он, возможно, в будущем Yahoo! может пересмотреть это решение.

Теперь для разнообразия поговорим о геополитике. Весь минувший год Штаты уверенно теряли мировое IT-лидерство, а Китай его, наоборот, приобретал. В Поднебесной построены уже десятки заводов мировых IT-корпораций, а число интернет-пользователей Китая превысило число таковых в США. Инвестиции в IT в Китае также самые высокие в мире. По итогам 2009-го годовой оборот интернет-магазинов Китая составил более $38 млрд. То есть с 2003 года этот показатель увеличился в 20 раз!

Столь впечатляющий рост вызван еще и тем, что среди китайцев делать покупки в Сети стало попросту модно. Покупают все подряд - компьютеры, одежду, косметику, спортивные товары и мобильные телефоны. Если учесть число китайцев, подобные обороты интернет-индустрии удивлять не должны.

По данным крупнейшего китайского интернет-магазина Taobao, на который приходится 80% онлайн-рынка КНР, 47,7% их покупателей относятся к возрастной группе 26-35 лет, 39,4% - 16-25 лет, 8,7% - 36-45 лет. Компания также сообщает, что по результатам проведенного ими исследования, более 50% опрошенных стараются делать покупки исключительно в Интернете, объясняя это экономией времени и транспортных расходов, а также возможностью пользоваться услугами магазина в любом месте и в любое время. Ну и, конечно, свою большую роль играет фактор более низких цен в интернет-магазинах - приобретаемые товары, в среднем, на 10% дешевле.

Ну и, наконец, рынок мобильных устройств, - куда ж без него. В 2010 году намечается грандиозное "выяснение отношений" между разными сегментами этого рынка. Дело в том, что на сегодняшний день большая часть продаж всех смартфонов в мире приходится на долю четырех крупнейших производителей. Однако теперь на этот рынок стремится выйти еще чуть ли не с десяток новых игроков - я уже сбился со счета, сколько IT-производителей заявили о своих "смартфонных" амбициях.

Конечно, есть ряд аналитиков, которые считают, что в 2010-м доля первых четырех производителей (Nokia, Research In Motion, Apple и HTC) может возрасти до 90%. Другие же уверены, что наоборот - вполне возможно, что "новички" сумеют предложить потребителям нечто такое, чего нет у продукции лидеров. К примеру, стоит внимательно приглядеться к Google, так как эта компания может в ближайшем будущем стать одной из ключевых на рынке смартфонов - если сможет предложить покупателям самую тесную интеграцию со своими сервисами.

Также в нынешнем году развернётся конкуренция между производителями планшетных компьютеров. Глава Microsoft Стив Балмер 7 января на выставке Consumer Electronics Show в Лас-Вегасе уже представил планшетный компьютер, разработанный Hewlett-Packard специально для софтверного гиганта. На рынок он выйдет в середине года, однако будет анонсирован раньше, чем планшет Apple. Apple, кстати, хочет выпустить свое устройство на рынок весной. В общем, нас ожидает масса впечатлений от рыночных битв.

И последнее. В компании Opera сменился руководитель. На должность главного исполнительного директора назначен Ларс Бойлсен. На этом посту он сменит Йона фон Течнера, который в 1995 году стал соучредителем компании и с тех пор был её CEO.

Виктор ДЕМИДОВ

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

01 за 2010 год

Рубрика: 

Анализ
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!