Андрей Себрант о перспективах Байнета и кое-чем другом

Андрея Себранта часто называют "гуру Рунета". И не случайно: он стоял у самых истоков развития доменной зоны RU и по сегодняшний день - один из тех, кто определяет облик Рунета.

Недавно "гуру Рунета" посетил Минск. Этот визит и целый ряд последовавших за ним Яндекс-мероприятий был связан с запуском проекта Yandex.by. 15 апреля именно с лекции Андрея Себранта "Зачем Яндекс Байнету?" начался "Яндекс.Субботник". Сразу после него Андрей Себрант дал эксклюзивное интервью для "Компьютерных вестей", которое я и предлагаю вашему вниманию.

- Господин Себрант, каким вам видится Байнет среди других постсоветских доменных зон? И можно ли назвать его частью Рунета, как это делают некоторые обозреватели?

- "Рунет" - это очень смутное определение, к сожалению, и я им пользоваться не люблю. Кто-то под Рунетом понимает домен RU, кто-то русскоязычные сайты (даже в Америке), кто-то - сайты на любых языках, созданные русскоязычными программистами... Так что "Рунет" - термин плохой. Скажем так: белорусский интернет - это часть того интернета, который нам понятен и интересен с разных точек зрения. Во-первых, у нас нет никаких технологических проблем с его индексацией - скажем, индексировать китайский интернет нам сложно, мы не готовы работать с иероглифическими языками.

Во-вторых, внятные модели - то, что мы называем "прагматики пользователя". Скажем, в Штатах они отличаются от "прагматик пользователя" в России. Поэтому учет этих прагматик в ранжировании для Америки должен быть другим. В Беларуси культурных, поведенческих или лингвистических различий практически нет. Поэтому мы считаем: да, это часть нашей аудитории, которой должно быть хорошо, комфортно на нашем ресурсе. И мы (может быть, зря) полагаем, что неплохо ее понимаем.

 

- Руководство белорусского Минсвязи и "Белтелекома" часто жалуется, что 90% белорусского интернет-трафика уходит за пределы страны, причем львиная доля - в Россию. Причина - нехватка собственного привлекательного контента и сервисов. Как в этом смысле вы оцениваете в целом контент в зоне BY и перспективы создания в Беларуси клонов популярных российских ресурсов?

- На самом деле все, о чем мы сегодня рассказываем на "Я.Субботнике", - ровно та самая задача, которую должен решать белорусский интернет. Для того, в частности, чтобы трафик не уходил куда-то. При этом я сильно подозреваю, что не столько контент, сколько сервисы должны быть представлены людям там, где это им привычно и понятно. Если для них привычной точкой входа является какой-то белорусский портал, то на нем они должны получить все требуемые сервисы. К примеру, на белорусских сайтах, где человек ищет какую-то картографическую информацию. Он должен ее получить в том же качестве, что и на "Яндексе".

Простите, но трудно себе представить, чтобы все это было написано "с нуля" белорусскими программистами - потребуются те же три года, что ушли у нас, и это если получится собрать такую же команду программистов, той же квалификации. То есть завтра вы свои карты не запустите. А время идет.

- Как вы оцениваете перспективы бизнеса "Яндекса" в Беларуси?

- Перспективы хорошие, иначе бы мы сюда не приезжали. Особенно таким большим составом, с кучей всяких мероприятий, кучей рассказов. Заниматься благотворительностью, самолюбованием, взять и приехать в то место, в перспективы которого мы не верим, - это, как минимум, неумно, и это не про нас.

- Пару вопросов, не касающихся Беларуси. Компания Mail.ru хотела избавиться от "Яндекса" и использовать собственный поисковик (GoGo). Им это удалось?

- Да, от нас они избавились. В новогодние каникулы они запустили свой собственный поиск - и оказалось, что он держит нагрузку. Они вообще молодцы - запустили свой поисковик в тот самый момент (1 января), когда если бы он даже и упал, никто бы не заметил. Оказалось, что GoGo очень эффективно и стабильно работает - за новогодние каникулы в Mail.ru его "вылизали" и теперь им очень довольны. А аудитория поиска - заметьте, их собственного поиска! - теперь вторая по размеру в России после "Яндекса". "Рамблер" - на третьем месте.

- Кстати, о "Рамблере". Как по-вашему - выживет он или нет? Есть ли у там перспективы?

- Это пример как раз скорее не технологических, а маркетинговых просчетов. Просчетов управленческих, к сожалению, на протяжении многих лет. Поэтому, очевидно, что силы бренда достаточно, чтобы люди продолжали ходить на "Рамблер". Пусть реже и реже, но туда все равно ходит большое количество пользователей.

Они сейчас собирают новую команду. Там уже работает много людей, которых мы знаем - кто-то в "Яндексе" раньше работал, потом ушел туда. То есть новые люди там есть, и я в них очень верю. Верю, что они не допустят новых управленческих ошибок.

Беседовал Виктор ДЕМИДОВ


Справка "КВ"

Андрей Себрант - одна из наиболее заметных персон в Рунете. Он славен прежде всего тем, что создал первый сайт в доменной зоне RU. Произошло это в Курчатовском институте - "колыбели Рунета". Себрант начал работать в онлайновых образовательных проектах с 1990 года. В 1995 ушел из экспериментальной физики в строительство российского Интернета.

В дальнейшем Себрант - главный редактор журнала "Интернет-маркетинг" и один из крупнейших специалистов по интернет-маркетингу в России. Был генеральным продюсером и директором по стратегии российского филиала Lycos.com. Работал начальником web-отдела, а затем и отдела маркетинга компании "Гласнет" одного из первых массовых провайдеров. Работал коммерческим директором отдела в "Россия-Онлайн", был руководителем портала Pole.ru, первым редактором онлайновых журналов Internet.ru и Listovka.ru, куратором гидов каталога List.ru. Участвовал в создании Bannermaker.ru. Был коммерческим директором Golden Telecom.

С 1995 года ведет на английском языке свой частный проект Moscow Life. Автор десятков статей и докладов об Интернете в России, член Координационного Совета Российской Академии Интернета.

С 2004 года - директор по специальным проектам компании "Яндекс". Сегодняшняя должность - директор по маркетингу сервисов компании "Яндекс". Занимается вопросами маркетинговой стратегии и тактики компании, аналитикой российского интернет-рынка и конкурентным анализом, координирует деятельность по онлайновому продвижению проектов "Яндекса", участвует в регулярных семинарах по рекламным возможностям "Яндекса", отвечает за представление компании на крупных конференциях и семинарах общероссийского масштаба.

Андрей Себрант родился в 1954 году. Кандидат физико-математических наук. Живет в Москве.

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

15 за 2010 год

Рубрика: 

Эксклюзивное интервью
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!
 

Комментарии

Аватар пользователя opportunistjq
пересекались мы с ним как-то в одной компании, еще в первый приезд Яндекса в Минск, особого впечатления не произвел. Много московских понтов, интеллигентной неврастении, болтлив и хвастлив, в общем пустышка в красивой бумажке.

А еще смешно читать про интерес к Беларуси, потому как совсем недавно все хором говорили, что им белорусский рынок пофиг, с чего это вдруг резко проснулись?

Аватар пользователя Не важно
ОппортунистJQ, а Вас может впечатлить только Уильям Гейтс или, может, Стив,ктр Джобс? или и эти не дотягивают. Я не сравниваю АС с ними, просто интересно :)

Что, как у непустышки, в Вашем портфеле достижений?

Аватар пользователя Инкогнито
2Не важно (наблюдатель)

от блин прицепился, ты сначала про свои достижения расскажи