Акустические системы. Как выбирать?

(Продолжение. Начало в №26)

Не так давно по просьбе своей знакомой ваш покорный слуга привез ей DVD с сериалом "Lie to me" (в русской версии "Обмани меня"). Говорю: "Там великолепный звук!". Включаем обычный вариант DVD+телевизор и... с моей стороны невольно прозвучал вопрос: "А где звук?". Если бы там прозвучало хотя бы 10% от того, что можно услышать на хорошей акустической системе, то это было бы удачей.

Сегодня продолжим довольно сложную тему правильного выбора АС для домашнего профессионального и любительского использования, причем постараемся все объяснить простым языком.


Основные характеристики колонок

Итак, теперь имеет смысл подойти к вопросу ближе. Вы задались целью приобрести хорошую акустическую систему, определились с количеством каналов, и стоит вопрос выбора нужной модели.

 

Основные характеристики колонок:

  • Воспроизводимый частотный диапазон.
  • Мощность (RMS). Тут следует отдельно отметить, что именно RMS (среднеквадратическая). Дело в том, что мощность бывает нескольких видов - RMS, пиковая, мгновенная. RMS указывает на реальность, в то же время многие производители дешевого оборудования могут писать все, что угодно. Надеюсь, многие видели те же дешевые магнитофоны с яркими цветными наклейками 3000 Watt Power. Хотя в последнее время такой несуразицы пытаются избегать. Нередко указывается как суммарная мощность акустической системы, так и мощность отдельно взятой колонки, а также мощности усилителей для ВЧ и НЧ каналов в ней.
  • График АЧХ. На этом графике показано сравнение воспроизводимого звука в заданном частотном диапазоне и исходного сигнала (поданного на вход колонок). Выглядит все в виде кривой, расположенной на специальной "сетке", в которой по вертикали отображена шкала амплитуды (относительный уровень, дБ), а по горизонтали - частотный диапазон в логарифмическом представлении (частота, Гц). Если в описании устройства отображена ровная (линейная) АЧХ, это означает, что оно достоверно передает звук. На самом деле, такая характеристика редко бывает строго линейной и при более близком рассмотрении больше напоминает волны, поэтому нередко указывают такой параметр, как "неравномерность АЧХ", например, так: +/- 3 дБ в диапазоне 70 Гц - 20 КГц.
    Примечание: стоит отметить, что для активных акустических систем АЧХ указывается огульно для всего комплекса, включая усилители, громкоговорители и т.п. В пассивных вариантах АЧХ приводится для каждого структурного модуля отдельно.
  • Коэффициент общих гармонических искажений - THD (Total Harmonic Distortion). Указывается в процентах и учитывает все артефакты работы акустической системы. На самом деле, при правильном подходе в паспортных данных дается график отношения THD к мощности работы АС, потому как сама такая зависимость носит нелинейный характер. Причем THD обычно имеет тенденцию к увеличению при приближении к максимуму излучаемой мощности.
  • Конструкторское исполнение. В последнее время в студийной технике стали популярны мониторы с обтекаемыми корпусами, причем одной из первых такое ноу-хау на коммерческом рынке представила фирма Genelec. И тут не совсем в дизайне дело, просто обтекаемые формы уменьшают влияние отраженных волн на фронтальную область излучения. Хотя для мониторов ближнего поля и небольших акустических систем этот вопрос не столь актуален. В некоторых моделях для того, чтобы звуки от НЧ и ВЧ излучателей доходили до слушателя одновременно (сохранения фазы), производители специально выравнивают громкоговорители, например, чуть выдвинув НЧ/ВЧ и так далее. Многие почему-то считают такое дизайнерским ходом, но под этим скрывается и определенный технический смысл.
  • Материал корпуса. В дорогих моделях используется много специализированных решений, а в пользовательском сегменте наиболее распространенным является МДФ (или по-нашему, ДВП), который почему-то называют "деревянным корпусом". Плюс к этому сейчас стало модно покрывать его рояльным лаком. Хотя МДФ используется и в корпусах профессиональных моделей.
  • Наличие встроенных эквалайзеров или регуляторов тембра, уровней громкости или баланса. Условия использования далеко не всегда бывают идеальными, хотя к этому нужно стремиться. Поэтому зачастую акустическим системам нужна подстройка с помощью эквалайзера, а в случае несимметричного расположения - и регулятора баланса (или громкости).
  • Наличие магнитного экранирования.
  • Характеристики встроенных ЦАП'ов. Практически все современные модели имеют встроенные цифро-аналоговые преобразователи (ЦАП), что позволяет подключать колонки напрямую по цифровым каналам (чаще всего S/PDIF).
  • Дистанционное управление. Эта "тема" модна сейчас для пользовательских АС. Причем если раньше за такое производители делали ощутимую наценку, сейчас данная опция фактически не влияет на цену.

Конечно, имело бы смысл рассказать о различных типах громкоговорителей, особенно о решениях в области твиттеров (ВЧ-динамиков), но... во-первых, таких вариантов много, во-вторых, читатель вряд ли запомнит написанное. В общем, кто интересуется, может поискать информацию в Интернете. А, в целом, акустические системы лучше выбирать с привлечением незаинтересованного в продаже специалиста.


Отдельные "но"

Паспортные данные, обзоры и тесты в СМИ - это все хорошо, иногда очень помогает сориентироваться. Но следует отметить определенную специфику. Дело в том, что озвучиваемые характеристики получены в более-менее идеальных условиях. В рамках рабочей ситуации такое бывает далеко не всегда. Тем более, что наиболее соответствующая паспортным данным АЧХ излучателя наблюдается только на его оси (перпендикуляр, направленный от центра динамика к слушателю). При отклонении от нее возникает off-axis coloration, т.е. так называемое внеосевое окрашивание, которое выражается в неравномерности АЧХ, причем наиболее ощутимой на высоких частотах. Поэтому в ряде случаев именно для ВЧ предусмотрены специальные решения для понижения направленности и реализации равномерного рассеивания.

Двухполосные системы для ближнего поля выгодны и тем, что НЧ/СЧ и ВЧ излучатели расположены достаточно близко друг к другу, то есть происходит более качественное смешивание, в результате чего колонка воспринимается как единый источник звука.

Не рекомендуется устанавливать мониторы в горизонтальное положение, как это можно встретить в некоторых студиях, потому как при работе вы чаще всего смещаетесь в горизонтальной плоскости, в результате чего почувствуете неравномерное взаимоотношение НЧ/ВЧ при изменениях положения.


Рекомендации по выбору. Стереопара

Итак, для небольших студий наиболее подходящими являются мониторы ближнего поля. Обычно это двухполосные системы, причем производителей достаточно много. Напомним имена некоторых из них: Behringer, KRK, M-Audio, Dynaudio, ESI, Tannoy, JBL, Yamaha, ADAM. Разбежка цен довольно большая, от $130 за пару до $2000-2500 за колонку.

При выборе рекомендуется обратить внимание на конструкторские особенности, а также рабочие мощности и размеры диффузоров.

Рассмотрим наиболее часто встречаемый случай. Фирма Х выпускает линейку идентичных акустических систем с различными мощностями: 10, 20, 40 Вт. Есть разница по ценам и размерам колонок. Как выбирать?

У старшей модели в 40 Вт самые большие размеры, в том числе и НЧ/СЧ-динамика, что для нас очень важно. Большой размер диффузора - это более широкое рассеивание, лучшая передача в области низких частот. Соответственно, модель в 20 Вт, хоть она и такая же по существу, один в один повторяет "старшего брата", будет звучать не так.

Второй момент, конечно, больше личные впечатления автора этого материала - очень многие модели мощных мониторов ближнего поля имеют непрозрачную и гулкую звуковую картину в области низких частот, и достаточно плохо детализированную "середину". Эта ситуация обратна той, что мы описывали чуть выше. В некоторых случаях даже встречались ситуации, когда звукорежиссеры закрывали отверстия фазоинверторов и так далее. То есть нужно слушать.

В пользовательских (мультимедийных АС) все гораздо проще. Тем более, что нередко можно встретить фактические копии профессиональной техники, но со своей элементной базой. Хотя они не пользуются большой популярностью в силу того, что обыватель очень часто "ведется" за красивым дизайном и яркой упаковкой. Поэтому рекомендуется выбирать то, что ближе к профессионалам. Причем некоторые фирмы, такие, как Behringer и M-Audio, работают сразу на оба сегмента, и многие их "мультимедийные серии" часто используются в качестве мониторов в домашних/проектных студиях.

Отдельно стоит сказать о такой фирме, как Microlab, о продукции которой задается множество вопросов. Дело в том, что ее продукция всегда ориентируется на пользовательский рынок, при этом несет туда много профессиональных технологий в более дорогих сериях. Но все же пока на рынке студийной техники эта фирма о себе серьезно не заявила.

(Окончание следует)

Кристофер,
christopher@tut.by,
www.gigamark.com

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

28 за 2010 год

Рубрика: 

Multimedia
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!