История успеха: Promwad

Promwad - нетипичная для белорусской ИТ-индустрии компания. Во-первых, занимается она не программированием, а разработкой электроники. Во-вторых, в её портфеле есть не только выполненные на аутсорсинг проекты, но и собственные решения. О том, как удалось создать такую компанию, "Компьютерные вести" беседовали с основателем Promwad, Бизнес-Ангелом БАВИН Романом Пахолковым.

- Как возникла идея создать компанию, которая занимается разработкой электроники, а не софтом?

- Идея родилась не сразу. Наблюдая за успехами софтверных компаний, работающих по аутсорсинговой модели, я заметил, что оплата труда инженеров-программистов в ней заметно выше, чем инженеров-электронщиков. И я подумал, что электронщики тоже могут воспользоваться этой бизнес-моделью. Но всё-таки моей целью тогда было не столько создать аутсорсинговую компанию в сфере электроники, сколько собрать команду под интересные проекты, которые мы получаем со всего мира, и с этой командой проходить все этапы в создании серийной электроники: цифровые приставки, маршрутизаторы, роутеры, трекеры, навигационные устройства и другие. И сегодня у нас это успешно получается, у Promwad есть не только успешно выполненные аутсорсинговые проекты, но и ряд собственных продуктов, платформенных решений, в сфере электроники.

- Почему вообще решили заняться электроникой?

- Я сам выходец из РТИ, инженер-системотехник, и мне было очень обидно, что путей после выхода из института передо мной было не так уж и много. Обычная перспектива для такого рода специалиста - госкомпании, которые трудятся на ВПК, где долгосрочные проекты и развитие специалиста идет медленно. Или, как совсем плохая альтернатива, можно было, получив образование в РТИ, идти торговать на рынок. Был еще один вариант - уехать за рубеж и там устроиться в быстро развивающуюся компанию. Но мне хотелось что-то подобное сделать в Беларуси. Я видел, что потенциал очень велик, потому что многие специалисты вовсе не хотят уезжать за границу, и поэтому есть "критическая масса", благодаря которой можно организовать свою компанию.

 

- А как появилось название?

- На самом деле, это мой ник. Дело в том, что у меня кроме электроники есть ещё одно увлечение - активный отдых. И это тот ник, под которым меня знают в сообществе любителей активного отдыха. Когда я создавал компанию, то решил, что это хорошее название и для неё.

- А трудно было найти первые проекты?

- Трудно. Я думаю, все, кто пробуют организовать собственный бизнес, проходят через это. Вначале тебе никто не верит, клиентов нет, "референсов", которые могут доказать качество твоей работы, тоже нет. Единственный референс - предыдущий работодатель, еще можно показать портфолио сотрудников. Но это не портфолио компании, а портфолио инженеров-разработчиков. А чтобы поверили в компанию, приходилось достаточно долго объяснять каждому заказчику, почему он должен нам верить. Но шаг за шагом, от небольших проектов к более крупным, мы достаточно быстро перешли от небольших контрактов к достаточно серьезным, и к 2007-му году (а стартовали мы в 2004-м), у нас были достаточно серьезные клиенты, некоторые - лидеры в своей отрасли. Так что, в принципе, тот, кто верит в свои силы, тот может пройти этот тяжелый путь.

- А что было самым трудным за эти восемь лет?

- Вообще, для компании, которая хочет развиваться, как ни странно, старт не является самой трудной точкой. Сравнительно нетрудно найти людей, хороший специалист будет работать не только ради денег. Но для компании, которая развивается, любой переход от одной итерации к другой достаточно сложен. Сейчас у нас трудностей даже больше, чем на старте. Как правильно управлять большой командой? Как делегировать? Как выстраивать процессы между разными службами с разными интересами, разными показателями эффективности?.. Чем больше компания, тем больше в ней конфликтов, и они возникают там, где их не ожидаешь. И для меня, как для руководителя, это гораздо сложнее, чем старт компании. Объем работы менеджера, объем знаний, которым он должен обладать, с каждым годом только нарастает. Так что, в принципе, любой период развития для компании сложен. Для неё могут быть простыми только два периода: медленное умирание или стагнация. Всё остальное - сложно.

- Сегодня все белорусские софтверные компании жалуются на нехватку кадров. Сталкивается ли с этим Promwad?

- Хорошие инженеры - беда не только Беларуси, но и всего мира. Для инжиниринговых команд квалификация инженера и культура в компании - две важнейшие составляющие успеха. Даже организация процессов в компании не так важна, потому что часто хорошие продукты создают плохо организованные, но высококвалифицированные команды с хорошей культурой. Под хорошей культурой я подразумеваю нацеленность всех на конкретные результаты. Поэтому людей очень сложно подбирать. Мало того, что специалисты должны иметь высокую квалификацию, они должны ещё и уметь работать в команде. И при этом уметь занять в команде своё место.

- И как таких найти?

- Для всех компаний мира это один и тот же путь - долгая и тщательная многолетняя работа по подбору персонала, по правильной ротации кадров внутри компании, по воспитанию корпоративной культуры, по удержанию костяка, который эту культуру несёт. У нас, конечно, в нехватке кадров есть и местная особенность. Есть три ключевых вещи, которые отличают нас от других стран мира. Первая - это то, что наши ВУЗы, к сожалению, готовят кадры, далёкие от инжиниринга и от прикладных задач, и эту задачу в программировании, например, решают сами компании. В электронике же нет такого количества компаний, и ситуация остается более напряженной, чем в программировании. Во-вторых, наше общество слабо интегрировано в мировую экономику, и люди часто не понимают, как устроен рынок, в том числе, рынок труда. И в-третьих, проблемой является наша эффективность труда. К сожалению, эффективность, к которой мы в Беларуси привыкли, часто на мировом уровне просто неконкурентоспособна.

- Есть ли у вас в Беларуси прямые конкуренты?

- Да, появляются компании, которые занимаются тем же самым. Многие посмотрели на наш опыт и увидели, что это возможно. Появляются и продуктовые компании в сфере электроники. И меня лично это очень радует, потому что, во-первых, расширяется рынок труда, и нам проще искать специалистов, в том числе за счет тех, кто будет возвращаться в Беларусь. Хотя, конечно, компаний такого размера, как Promwad, которые бы занимались дизайном электроники, ни в России, ни в Беларуси больше нет.

Беседовал Вадим СТАНКЕВИЧ

Версия для печатиВерсия для печати

Рубрики: 

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
Всего голосов: 0
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!
 

Комментарии

Аватар пользователя savely

Молодцы!

Аватар пользователя mike

Плюсую, ессно.